Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Реконструкция матриархата по сказкам.

ВАРГ ВИКЕРНЕС
РЕЛИГИЯ И МАГИЯ ДРЕВНЕЙ СКАНДИНАВИИ

1.5 Матриархат

Из-за веры в то, что мужчины не имеют никакого отношения к рождению детей, наши предки в каменном и бронзовом веках жили в матриархальном обществе. Королеву избирали, устраивая разнообразные гонки и соревнования, а также конкурс красоты. На норвежском языке это называется bryllup («свадьба»), а на древнескандинавском – bruðlaup («состязания невест»). Королева должна была доказать, что именно она – самая умелая и красивая из всех женщин. Необходимо было соткать полотно, сшить шапку и рубашку, и завершить работу, не проронив ни слова, без смеха или плача. Женщина должна была сама собрать шерсть, расчесать и спрясть её, или же выполнить другие задания, доказывающие её мастерство и ценные умения. Победительница становилась королевой не на всю жизнь, а на один год. Чтобы сохранить свой титул, она должна была победить в состязании и в следующем году.

Мы знаем о подобных мероприятиях благодаря мифологии: например, в одном из греческих мифов Парис должен был отдать яблоко той богине, которую он сочтёт самой красивой. В скандинавской мифологии есть миф о Скади, которой нужно было выбрать супруга среди богов лишь по виду их ног – и она выбрала того, у кого были самые красивые ноги. Об этой традиции нам говорят и сказки: так, мачеха Белоснежки пришла в отчаяние, когда услышала от зеркала, что она уже не самая прекрасная в королевстве – а значит, не может более оставаться королевой. Самой прекрасной была Белоснежка, которую мачеха решила погубить отравленным яблоком; Белоснежка приняла его с радостью, потому что это яблоко символизировало признание её несравненной красоты. Сказки сообщают нам и другие подробности об этих состязаниях и соревнованиях: согласно сюжету некоторых из них, женщина должна помочь старушкам в рукоделии, чтобы получить великую награду.

В скандинавской мифологии богиня Скади желала отомстить за убитого богами отца (первоначально мужа). Боги согласились взамен дать ей нового мужа. Скади желала самого прекрасного бога, Бальдра, но должна была выбирать себе супруга, глядя лишь на его ноги. Она выбрала пару ног, которые, по её мнению, принадлежали Бальдру – но то оказался Ньёрд. На первый взгляд, этот сюжет противоречит моей теории о том, что королеву избирали за красоту – ведь в этом мифе богиня старается выбрать красивого бога. Дело в том, что в какой-то момент в железном веке, при переходе от матриархата к патриархату, мифы также подверглись изменениям. Изначально именно бог выбирал жену по её прекрасным ногам. При этом бога звали Скади, а богиню – Ньёрд (в бронзовом веке и начале железного их именами были соответственно Skanþan и Nerþuz).

Несмотря на матриархальность общества, правили всё же короли – а вот право на власть было связано с королевой: чтобы стать королём и руководить людьми, нужно было жениться на королеве. Разумеется, люди желали иметь способного короля, так что и претендентам нужно было пройти разнообразные состязания и доказать своё превосходство. Лучшим тому примером являются древнегреческие Олимпийские игры - одно из четырёх ежегодных соревнований, преследующих цель выявления лучшего. Вкратце, победительница состязания в красоте выходила замуж за победителя «спортивного» соревнования, и вместе они управляли сообществом.

Чтобы сохранять своё положение и власть, королевской чете необходимо было побеждать каждый год и, разумеется, рано или поздно все терпели неудачу, ведь женщины с возрастом теряют красоту, а мужчины – силу. Такая система обеспечивала титул королевы самой здоровой (красивой) женщине, а титул короля – самому сильному и умелому мужчине. Также подразумевалось, что если королева сохранит свой титул, а король его утратит, то в наступившем году новым супругом становился новый победитель. Верно было и обратное.

Не каждый мог участвовать в таком состязании. В Скандинавии участники состязания должны были сделать короля уязвимым, чтобы получить доступ на арену. Король являлся богом, солнечным божеством, а так как жизненная сила солнца хранилась в дубе, а сила дуба – в омеле, все желавшие состязаться с королём должны были придти с омелой, которая и была ключом к соревнованию. Без неё никому не дозволялось претендовать на место короля. В других землях Европы ту же роль играли другие растения (например, лавр в Древней Греции), но принцип оставался неизменным: нужно было принести вечнозелёную ветвь священного дерева, чтобы получить право бросить вызов королю и состязаться за титул.

Теперь мы понимаем, почему в мифе Бальдр был неуязвим ко всякому оружию, кроме стрелы бога по имени Хёд (Höðr, «капюшон»), принесшего на арену омелу. Этот ключ он по понятным причинам получил от Локи («молнии») – той силы, что переносит омелу с небес на вершину дуба, где её и нашел Хёд, колдун в капюшоне.

Итак, мы знаем, что участникам испытания требовался ключ – зелёная ветвь, чтобы выйти на арену, но нужны были и другие ключи. Король был не только солнечным божеством, но и воплощением всех прочих мужских божеств. В норвежской сказке «Принцесса, которую никто не мог заставить замолчать» (Prinscssen som ikke kunne målbindcs) её главный герой Аскеладд (Askeladden, «пепел-хромой») смог заставить принцессу замолчать (а значит, и получить право жениться на ней, унаследовав королевство) – только он принёс все необходимые «ключи» и тем самым смог сделать прежнего короля уязвимым. Эти ключи таковы: мёртвая сорока, символизирующая жизненную силу Скади; плетёная пряжка, символизирующая жизненную силу Тора, которую он черпает из пояса Мегингь-ёрд («сила земли»); разбитая тарелка, символизирующая жизненную силу солнечного бога Бальдра – разбитый диск солнца; изношенный башмак, связанный с лесным божеством Видаром – башмаком он убивает Фенрира во время Рагнарёка; пара козлиных рогов, представляющих жизненную силу божества плодородия Фрейра, в древности изображавшегося рогатым; клин, связанный с жизненной силой Локи – молния, раскалывающая камни. В волшебных сказках королева обычно названа принцессой, ведь в эпоху христианства, когда эти и без того «неполиткорректные» истории тайно передавались из уст в уста, трудно было понять и принять такой образ королевы: уже женатой, но разводящейся с королём, чтобы сочетаться браком с победившим его соперником.

Хороший король должен был также быть умелым: уметь разводить огонь, ловить рыбу, находить свежую и чистую воду, приручать лошадей, собирать мёд и заниматься прочими достойными делами. Французские и немецкие сказки, например, собранные братьями Гримм, а также норвежские сказки, собранные и опубликованные Асбьёрнесеном и Му, упоминают немалое число состязаний, в которых герой должен был показать свои умения. Участники соревновались в беге, метании камней, копий и топоров, плаванье, стрельбе из лука и пращи. Они также пировали, скакали на конях и принимали участие в различных играх (сегодня известных как рыцарские), прыгали и боролись, или соревновались в других умениях. В большинстве земель Европы эти соревнования с приходом христианства выродились в легкомысленное развлечение, карнавалы и рыцарские турниры, а в Скандинавии, и в тех землях Восточной Европы, что были христианизированы сравнительно поздно, превратились в безобидное веселье и традиционные детские игры.

В этих состязаниях мужчины демонстрировали не только телесное превосходство: нужно было уметь сочинять изящные, смешные или хитроумные стихотворения, одолеть противника в словесной игре – перепалке. Чтобы стать королём, одной силы было недостаточно – трезвый, быстрый и тонкий разум не менее важен.

Если соревнования заканчивались ничьей, два последних претендента сходились в борцовском поединке, чтобы определить достойнейшего. Некоторые короли правили долгие годы, но естественным образом рано или поздно уступали более молодым и сильным.

Король (новоизбранный или вновь подтвердивший свой титул) должен был пообещать сделать нечто выдающееся за год правления. Такое обещание в Скандинавии называлось brageløft – «обещание победителя». Произнеся клятву, король изо всех сил бил мечом по деревянному идолу – этот «шрам» служил напоминанием об обещанном. Если же меч застревал, и король не мог его вытащить, он лишался своего титула. Затем этот меч пробовал вытащить лучший из соперников короля – и в случае удачи он сам становился королём. Впрочем, тогда он должен был исполнить клятву, данную предшественником. Если он не мог вытащить этот меч, тогда это пробовал следующий, и так далее. Мы имеем некоторое представление о такой традиции благодаря британскому мифу о короле Артуре, вступившем в правление Британией после того, как вытащил меч из камня. После этого ему пришлось освободить от врагов Альбион, своё королевство – поскольку таково было обещание первого короля, вонзившего меч в камень.

Король был богом, поэтому получал атрибуты богов: корона-нимб была символом бога Солнца, молот (впоследствии скипетр) символизировал бога грома, а меч – бога молнии. Король благословлял подданных, возлагая меч на плечо и передавая солнечные силы. Королева владела атрибутами богинь: горшком, котлом, корзиной или чашей, с помощью которых она заставляла почву плодоносить. Она была богиней, и её чаша даровала изобильность таким же образом, как каждой весной всюду расцветала жизнь: урожайные всходы и рост растений на земле, нерест рыб и прочих существ в море, зачатие детей в женском лоне. Король и королева, бог Солнца и богиня Земли, благословляли королевство, давая ему всё необходимое: солнечный свет, дождь и плодородие.

Поскольку суть зачатия детей была ещё неведома, действие чаши королевы не зависело от короля, она сама по себе могла наделять плодородием королевство. Лишь позже было замечено подобие между солнечными лучами или каплями дождя и спермой, как причиной беременности – но это знание не сильно изменило представление об атрибутах королевы: теперь они просто не могли действовать сами по себе.

1.6 Патриархат

Со временем право на титул королевы стало передаваться из поколения в поколение, от матери к дочери – так что женщины более не состязались за этот титул. Дочь королевы автоматически наследовала его после смерти матери. Сыновья не наследовали ничего, ведь благородная кровь передавалась от матери к дочери. Поэтому, если сыновья желали стать королями, они должны были отправляться в путь и отыскать принцессу, чтобы стать её супругом – как это сделал Аскеладд и прочие герои сказок. Когда стало известным, что женщина беременеет в результате полового сношения, а не от касаний зелёных живых ветвей, солнечных лучей и дождя, общество изменилось, сделавшись патриархальным. Теперь уже сыновья наследовали титул короля, а дочери не получали ничего. Кроме того, молодым принцам более не нужно было отправляться на чужбину в поисках прекрасной принцессы или королевы, чтобы спасти её от ужасного короля, роль которого в сказках играли «тролли», «драконы» или «гиганты», а в скандинавской мифологии известного под именем Тьяцци (Þjazi). Вместо этого принцы могли оставаться дома и жениться так же, как это принято сегодня.

Но обязанности короля с приходом патриархата не изменились – как и во времена матриархата, король отвечал за любые неудачи. В Скандинавии ещё и в эпоху викингов короля, не оправдавшего ожиданий подданных, могли казнить и заменить другим благо-родным предводителем. Жизнь патриархальных королей регулировалась прежними предписаниями. В действительности значение перехода от матриархата к патриархату было очень несущественным. Значимые изменения претерпела мифология – появилась необходимость её переписать (точнее, пересказать). И это не всегда давалось легко – некоторые мифы обросли такими усложнениями, что сделались непонятными потомкам. Хорошим примером может послужить уже упомянутый мной миф о боге Скади, ставшем богиней, и богине Ньёрд, ставшей богом.

Источник - Яблоки Идунн
Tags: Скандинавия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment