Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Космическая Мать (6)

Оригинал взят у arelbina в КОСМИЧЕСКАЯ МАТЬ – 7

«В начале, Euronyme, Богиня Всего Сущего, поднялась обнажённая из Хаоса, но не нашла ничего твёрдого для своих ног, чтобы опереться, и поэтому отделила море от неба, одиноко танцуя над его волнами. Она танцевала по направлению юга, и ветер двигался за ней, что выглядело, как нечто новое и отдельное - с чего и начинается работа творения. Вращаясь, Она схватила этот северный ветер, потёрла его между руками и узрела великого змея Офиона…»
         Это повествование из мифологии Пеласгов направляет нас к важнейшим матриархальным символам, о которых речь пойдёт в дальнейшем – Яйцо, Спираль, Ветер, Змея, Птица…
        В данной статье я публикую переводы двух глав из второй части книги Моники Сьё и Барбары Мор, посвящённые женской космологии и, в частности, Космической Змее.

ЖЕНСКАЯ КОСМОЛОГИЯ: СОЗДАНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

     Вселенная существует как спящая темнота, непознаваемое, неизвестное, нечто полностью погружённое в глубокий сон. Она мечтает во сне или только когда пробуждается? Мы не знаем. Она спит. Но потом проявляется божественная Самость, обладающая страстной творческой силой. Она вращается, рассеивая тьму. Она, утончённая и полная желаний, незаметная и вездесущая, теперь и вечно, кто содержит всех созданных существ, просыпается – и тогда мир вращается. Когда она снова засыпает, Вселенная погружается в сон. Таким образом, она, и бессмертная, и погибающая, постоянно меняется – бодрствует и спит, оживляет и разрушает все свои творения ....
    
Она - тёмная ночь и чернозём, которые содержат в себе интенсивные силы света, секреты и могущество жизни. Она - рот, влагалище, страстный и мудрый источник, из которого всё происходит и к которому всё возвращается ....
     Чернокрылая ночь снесла серебряное яйцо (Луну) в утробе тьмы, в тёмные воды. Божественное начало проживало в этом яйце в течение всего года. Потом оно само в одиночку разделилось на две половинки и из этих половинок создались небо и земля ....
     Святая Сущность сотворила мир как эмбрион, а эмбрион вырастает из пупка, так что она начала создавать мир из пупка, и оттуда он распространился, рос, множился во все стороны ... Она была и семя, и цветок, как изначально, так  и окончательно. Первые вибрации Мирового Яйца, которое разворачивалось до краёв Вселенной, одновременно и расширялись и сужались, выходили из источника и пульсировали наружу, чтобы затем исчезнуть в сферическом вихре. Тихий центр (сердце) - это ось творения, универсальный континуум, который постоянно разворачивался, пульсируя вовне, и сужался, крутясь через собственный центр ... .
     Яйцо является символом женского творчества, женской творческой энергии. На полюсе сжатия наша Вселенная существует, как невидимая точка тёмного света, спрессованная потенция и энергия. Мировое яйцо в спиральном вращении, которое создаёт центр и движущееся, непрерывное целое, всё это в сочетании с гравитационным сжатием, создаёт и Солнечную систему, и атом, а в больших масштабах, - Галактику. Галактики гипотетически создаются внутренней спиралью межзвёздного газа, распространяясь наружу по спирали из-за жара. Те же вихревые законы регулируют движение воды, что составляет почти три четверти нашего физического тела и три четверти физического тела земли. Вода есть чистая, потенциальная и бесформенная матрица, из которой всё живое на земле берёт своё начало: вода - это не вещь, но поток, танец. Из бесформенных, но формирующих Вод, яйцо начинает кристаллизоваться, принимает форму, вбирая в себя энергию, материю, сознание. Макрокосмические циклические и спиралевидные движения отражаются в спиралевидных циклах микрокосма человека – в нашем бодрствовании и сне, в нашей сексуальности и одиночестве, в наших эмоциях, в нашей мудрости, в наших представлениях о самом Времени, что непрерывно движется вокруг неподвижного центра.
     Все эти идеи изначальной Богини были включены в Древнее Индуистское поверье (и содержится в современной физике и физической космогонии). В поздней индуистской мысли, Богиня Шакти-Кали, присоединившаяся к Богу Шиве, непрерывно творит мир с помощью танца, расширяясь и сжимаясь вместе с ним в оргазме. Но спираль, а позже лабиринт, везде и с самого начала связан с её оригинальной космологией - все религии и вся космология, во всех их формах, происходят от великих законов жизни, вращающихся по спирали вокруг мистерии - центра творения.
        
КОСМИЧЕСКАЯ ЗМЕЯ

     Это миф творения, бытовавший у Пеласгов:
    «В начале, Euronyme, Богиня Всего Сущего, поднялась обнажённая из Хаоса, но не нашла ничего твёрдого для своих ног, чтобы опереться, и поэтому отделила море от неба, одиноко танцуя над его волнами. Она танцевала по направлению юга, и ветер двигался за ней, что выглядело, как нечто новое и отдельное - с чего и начинается работа творения. Вращаясь, Она схватила этот северный ветер, потёрла его между руками и узрела великого змея Офиона. Euronyme танцевала, чтобы согреться, неистово и дико, до тех пор, как Офион, начавший испытывать вожделение, обернулся спиралью вокруг её божественных конечностей и совокупился с ней ... Так она зачала ребёнка». (1)
1. Robert Graves, The Greek Myths, volume 1 (New York: George Braziller, 1957), 27.

       Этот миф Пеласгов гораздо древнее, чем греческие легенды. Тем не менее, она происходит от переходного периода, когда уже не верили, что Великая Мать дала рождение миру партеногенетически; отныне участие мужского начала описывается при зачатии. В этом мифе Euronyme оплодотворяется Северным ветром; ветер - это тонкое тело змеи, форма его движений по воздуху. Но, в конечном счёте, она по-прежнему рассматривается как создательница мужской сексуальной энергии - генеративные силы ветра и великий змей являются эманациями её самой – они происходят из её страсти и её танца.
     Большие живые змеи всегда содержались в храмах Богини во времена Неолита. В настенных росписях, барельефах, статуях, она часто несла змей в поднятых руках или обвившихся вокруг неё. Или она сама изображалась как змея, или с телом женщины и головой змеи. Об одной Ближневосточной Богине было сказано: "Paghat, Та, Кто наблюдает за водой, кто изучает росу в её капле, кто знает движение звёзд, - Её сердце, как змея".(2)
2. Marcia Patrick's Earthly Origins (first draft copyright 1983), 247.
       Шумерская Богиня была известна как Великая Мать Небесная Змея, возможно, другое обозначение Млечного Пути, великой спиральной галактики. (3)
3. Merlin Stone, When God Was a Woman (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1978), 199.
       Везде в мировых мифах и изображениях, Богиня-Созидательница сочеталась со Священным Змеем. В Египте это была Богиня-Кобра; использование кобры в её обрядах и изображениях было настолько древним, что начертание рисунка кобры предшествовало имени богинь, и стало "иероглифический знаком для слова Богиня "(4)
4. Merlin Stone…, 201.
      Изида также изображалась как Богиня-Змея. А далеко в Австралии, Богиня аборигенов Уна, кто создала Землю, изображалась иногда как Три Сестры, держащие в руках радужного змея…
     Вот венесуэльский миф о сотворении мира, от племени Yaruros: «Сначала ничего не было. Затем Пуана-Змея, которая пришла первой, создала мир и всё в нем .... Кума была первым человеком, кто поселилась на Земле .... Всё произошло от Кумы и всё, что имеют Yaruros, было основано Ею». (5)
5. Patrick, Earthly Origins, 249.
     Австралия, Венесуэла, древний Ближний Восток ... Распространение Богини и её Змеи является глобальным; на Южно-Тихоокеанских островах нет змей, но там мифологизируется угорь. Древние Кельтские и Тевтонские богини были обёрнуты змеями. Китайцы отмечали мощь дракона, а Ацтеки и Майя из Мексики и Центральной Америки изображали пернатого змея или летающего змея, в виде дракона. Оба монументальных комплекса - Карнак в Египте и таинственная каменная группа под названием Карнак в Бретани являются волшебными змеиными образованиями; оба имени означают "змеиный холм".
     Когда мы видим по всему миру появление Богини и её Змеи, а затем вспоминаем древнюю Африканскую Чёрную Богиню, Чёрную Ведьму, изображённую со змеёй в её животе - мы видим глубокую силу, а также универсальность этого космологического символа, его неистребимость в человеческом разуме. И мы начинаем видеть, почему патриархальные религии, основанные на разрушении Богини/Змеи, тем не менее, использовали эти изображения, например, в библейской книге Бытия, где Ева, связанная со змеем, стала символом онтологического зла. Среди патриархальных евреев, змей изображался как Самаэль, брат первой "злой" женщины, Лилит. Когда реформаторы Ветхого Завета, подобно Езекии, пошли вокруг, разрушая "медного змея" - культовые изображения, сделанные из латуни - как "языческую мерзость", на самом деле они атаковали изначальную религию Богини, которой следовали все их соседи. Еврейские патриархи пытались уничтожить мировую изначальную, самую распространённую, и несокрушимую религию, клеймя её как "зло", и изображая Богиню-Мать и ее волшебного Змея-любовника не как источник всей жизни, но "всего злодейства".
     Змея была в первую очередь символом вечной жизни (как луна), поскольку каждый раз, когда она сбрасывает свою кожу, она словно возрождается. Она представляет космическую преемственность в рамках естественного изменения - духовную преемственность в изменениях материальной жизни. Скользя, как это происходит, внутрь и наружу через отверстия и каверны земли, змея также символизирует подземный мир, обитель мёртвых, кто ждёт возрождения. Её волнистость символизирует змееподобные земные течения подпочвенных вод. Змеиный путь на земле соответствовал земным потокам энергии; змеиный путь в небе был извилистым распространением  звёзд в галактической спирали, или в Млечном Пути.
     Связь между змеями и птицами эволюционна: птица как вид развилась непосредственно из рептилий, блестящая чешуя становится перьями. Некоторые змеи рождаются живыми, но в целом рептилии (включая большинство змей) откладывают яйца, как птицы. А яйцо принадлежит Богине. Формирование мира и самой жизни берёт своё начало от двойного яйца (хромосомы и его полярного тела) посреди которого живёт зародыш – эмбрион жизни. Некоторые из наиболее древних Палеолитических гравировок и скульптур – образов Богини – изображают её как божественную водную птицу, с длинной змеиной фаллической шеей и несущую космическое двойное яйцо в её выпирающих ягодицах. Так выражали в Верхнем Каменном Веке нефизическую реальность через эти материальные символы становления. (6)
6. Marija Gimbutas, The Goddesses and Gods of Old Europe-6500- 3500  B.C. (Berkeley and Los Angeles: University of Callfornia Press, 1982),  106-7.
       Тайна земной жизни имеет свои истоки в воде - в океанах, глубоких озёрах и мелких водоёмах, пещерах, гротах, ручьях, реках; в пульсации моря и вкусе крови. Прежде чем ребёнок рождается, течет вода из раскрывающейся матки - океана внутри матери. Очень древняя рогатая Богиня с птичьими когтями была рождена в утробе мифических вод: космическое яйцо было создано космической рогатой (лунной) змеёй, или отложено мифической водяной птицей - и птица, и змея являются вместилищами силы, которую имеет источник, как эволюционный, так и магический, в земной воде. Она одна, их две, она - Владычица вод, и неба и воздуха. В Египте, в Вавилоне, на Крите, в Индии и в Древней Европе считалось, что её обитель расположена за пределами верхних вод, за пределами меандров лабиринта. Она была правительницей над водами Земли, в небе, за облаками, где изначальные воды текли. Чтобы представить всё это, Богиня Птица-Змея была изображена так: Её тело украшено змеевидными спиралями, её руки и ноги - змеи, её брови рогатые, и волшебный источник жизни, двойной яйцо, лежит внутри неё.
     Богиня также была также той, кто даёт жизнь мёртвым, с помощью своего волшебного змея, извивающегося внутрь и наружу из земной могилы - матки. Змея - в её стилизованном изображении  спирали - была проводником бессмертия и образом стихийной энергии жизни, её непрерывного потока. Змея может сбросить кожу, но продолжает жить, так же, как луна рождается из своей собственной тьмы, и матка кровоточит периодически без ранения – всё это рассматривалось как чудесным образом взаимосвязанные преобразования. Змее приписывалась сила, которая может двигать весь космос. И двигает.
     Космическая змея вьётся над и вокруг космического яйца, как непрерывный поток воды, энергии; начало жизни в яйце вызвано вращением двух змей внутри него, их взаимодействие вызывает и поддерживает напряжённость поля, которая становится формой. Wind: ветер и извиваться…
     Символизм змеи, яйца, рога, рыбы и оленихи, вместе с женскими образами вульвы, треугольников, спиралей, кругов – связанных с водой – появляется во времена Каменного Века. Скульптуры в форме яйца с выгравированной вульвой датируются, начиная примерно от 6000 г. до н. э. Рогатые бараны и быки Неолитического ритуала приносились в жертву древней Богине Птице-Змее. Мария Гимбутас указывает, что в шестом тысячелетии до н. э. происходили вековые засухи, и от этого пришла одержимость символикой дождя и воды, которая присутствует везде в ритуалах, на сосудах и в идеограммах того времени. (7)
7. Marija Gimbutas. , 113.
     Змееподобная спираль является основой орнаментальных композиций в Древней Европе, достигающая своего пика около 5000  до н.э.
     Известны некоторые очень древние и загадочные связи, или психические резонансы, с участием змей – спиралей – воды  и приливов – менструальных циклов – луны – мёртвых – вещих сил – психического исцеления – бисексуальности – магнитных потоков земли – матки –звёзд – бессмертия и вечно обновляющейся жизни.
     В Африке "змеи, выходящие из ноздрей" обозначали силы ясновидения, несомненно,  связанные с третьим глазом, шишковидной железой позади носа и змеиными волосами Медузы,  имея одинаковое значение, причём одно из них – легендарное: историческая Медуза является Амазонской королевой в области современного Марокко-Алжира в Северной Африке. Согласно Мерлин Стоун, змеиный яд (вводимый в людей, которые ранее были иммунизированы против него) обладает высокими галлюциногенными качествами; некоторые яды химически похожи на мескалин (пейот) и псилоцибин грибов. Известными эффектами было ясновидение, экстраординарные умственные способности, повышение творческого потенциала, пророческие видения и озарение относительно первичных процессов бытия. Как замечает Стоун, священные змеи, содержавшиеся на пророческих святилищах Богини, "были, пожалуй, не только символы, но на самом деле инструменты, через которые переживания божественного откровения бывали достигнуты".  Так же, как  Египетская Богиня-Кобра была известна как Госпожа Заклинаний. (8) Мы можем быть уверены, древние женщины-шаманы во всём мире знали об этом свойстве змеиного яда - и это было одним из общепризнанных значений змеиных символов и образов, начертанных повсюду.
Stone's When God Was· a Woman, 213-14.
       Рудольф Штайнер, основатель Антропософии, говорил о врождённой силе ясновидения у древнего человечества, силе, потерянной "современным человеком," который теперь не знают о его исконной связи со вселенской Жизнью и её магическими энергиями. Редуцированный до простого механизма, физических записывающих аппаратов, "он" живёт в пустоте абсолютного одиночества и отчуждения. Поэтому именно астрально-лунную область, психический мир сверхчувственного восприятия, что оккультисты называют "астральным змеем", патриархат велит нам уничтожить, преодолеть во имя абстрактной, статичной, бесполой, гипер-рациональной, механистической системы.
     Наконец, змея символизировала фаллос, мужскую сексуальную энергию, и, как считалось, изначально содержалась внутри богини – рождалась из неё и возвращалась к ней снова, когда в конце каждого мирового цикла (расширение-сужение) она сворачивалась в тёмный сон. Хотя в эпохе Верхнего Палеолита встречаются изображения совокупления женщин и мужчин, изображения  Великой Матери и мифы о ней не показывают её связь с человеческим сыном/любовником до Среднего Неолита, около 5500г.  до н. э.
     С этого времени, и особенно после пикового периода Чатал-Хююка, начали отделять атрибуты мужского пола от Матери, когда развилась некая "фаллическая одержимость", представленная в фаллических чашах, стоячих фаллических камнях, и в образах фаллических богов (хотя изображения шаманов в трансе, с огромной эрекцией, уходят в Верхний Палеолит). Но это не агрессивные или женоненавистнические фаллические изображения; напротив, они отражают, как фаллос служит Богине, женщинам, и жизненным процессам в целом. Это по-настоящему проявляется в традиции камней, изображающих Богиню и фаллос одновременно, с изображением Богини, вырезанной на кости или камне фаллической формы; эту фаллическую форму Богини непрерывно находят от Палеолита через Неолит и вплоть до «прото-городского периода» в Месопотамии.(9)
9. William Irwin Thompson, The Time Falling Bodies Take to Light: Mythology,  Sexuality and the Origins of Culture (New York: St. Martin's Press, 1981), 33.
Мария Гимбутас видит эти  изображения «фаллической» Богини, вытекающие из Старого Каменного Века, как предположение об "андрогинной природе" Великой Матери. (10) Это так и есть. Они также отражают потенциал единства полов, во взаимной любви-службе, перед их катастрофическим распадом из-за патриархального женоненавистничества и пуританских сексуальных норм.
10. Gimbutas, Goddesses and Gods, 152.
     Египтяне верили, что из союза хаоса и ветра (жизненное дыхание, танец Богини с ее собственным дыханием) вышла Маат, в форме яйца. Маат была египетским словом, означавшим как "мать", так  и "материю"; это был исконный ил Нила, откуда жизнь произрастала. Это означало также "истина" и "справедливость", и часто воплощалось в символах пёрышка и стервятника - перо выступало как гиря на весах, где взвешивалась посмертная душа, а Мать-Стервятник прилетала, чтобы собирать мёртвые кости и чистить их для будущего возрождения. Маат как истина в последней инстанции,  сама в себе содержала потенциал существования и небытия, всех вещей, всех полярностей. Она была также чистым Ничем, не имела идентификации и характеристик, но обладала вечной энергетической потенцией Всего.
     Ещё один символ для этого же комплекса идей – это  Оroboros, свёрнутая кольцом змея, со своим хвостом во рту, образующая идеальный круг, или женское 0, или нуль  -  цикл Всего, или Ничего. Непрерывная вечная цикличность мудрости: Всё приходит из Ничто и снова возвращается в Ничто в сновидческом круге бодрствования и сна; и кто может сказать, что есть сон, а что нет?


Источник:
The Great Cosmic MOTHER. Rediscovering the Religion of the Earth . MONICA SJOO  and
BARBARA MOR // HarperSanFrancisco . - A Division of Harper Collins Publishers. Copyright ©1987, 1991 by Monica Sjoo and Barbara Mor. Printed in the United States of America. (Страницы 55 - 62) Перевод Ольги Лучининой Copyright ©2017
рисунок.jpg
Tags: Космическая Мать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments