Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Матери-прародительницы.

У австралийских аборигенов сёстры-прародительницы Дьянггавул (Джункгова), Старые Женщины, Матери-Прародительницы Кунапипи (буквально - "Чрево матери-прародительницы") - создательницы всего сущего. В начале Сотворения мира они носили с собой в дили (в священных сумках) тьюрунга (священные эмблемы) и устанавливали различные обряды, но потом мужчины отняли у них и дили, и песни, и священные эмблемы, и право проводить священные обряды.

У древних китайцев мать-прародительница Ва (Нюйва) в изначальные времена сотворила все вещи в мире, а у узбеков-карамуртов Етти-Момо - семь прабабушек-прародительниц - останавливают стихии, предначертывают судьбу, дают поддержку и силу. У индейцев пуэбло женщина по имени Цицинако, что означает Женщина-Мысль (известна также под именами Думающая женщина, Бабушка-Паучиха, Творящая мыслью), является творцом мира и сочинителем смыслов, божеством мысли: "Цицинако, Женщина-Мысль, сидит в своей комнате, и всё, о чём она думает, появляется <...>. Женщина-Мысль, Паучиха, называла вещи. И когда она их называла, они появлялись".

То есть Цицинако - Женщина-Мысль - выполняет у индейцев ту же задачу, что у египтян великий бог Птах, или бог Солнца Ра: "Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст" [Книга познаний творений Ра]; у зороастрийцев Ахура-Мазда, у христиан Бог-Отец: "Ибо Он сказал - и сделалось" [Псалмы, 33:3; 148:5]; а у мусульман - Аллах: "Когда Он решит какое-нибудь дело, то только говорит ему: "Будь!" - и оно бывает" (Коран, сура 2, аят 111). Цицинако называла вещи, и они мгновенно возникали и становились элементами жизни. Вернее, бессмысленные элементы жизни и природного бытия в целом обретали смысл, что равносильно их чудесному появлению [1].

Порождением идеальных, трансцендентных представлений занимались в одиночестве таинственные Матери "Фауста", являвшиеся "прообразами существований прекращённых". Находясь "в беспорядочных областях призраков", где "вечный смысл стремится в вечной смене от воплощенья к перевоплощенью", где идёт "образованье, преобразованье и вечной мысли вечное дрожанье", они определяют "сущностей чертёж", разбрасывают "семена задатков голых во все концы пространств, всем временам, под своды дня, под ночи тёмный полог".

Фаустовские Матери, таким образом, - это европейские прообразы древнеиндийских, древнекельтских Матрик - семи амбивалентных богинь, но они не просто существа, производящие на Божий свет детей, а существа, определяющие "сущностный чертёж", смыслы, символы, идеи. У Гёте они приравнены к Богу, хотя и олицетворяют человеческую сущность (способность мыслить, абстрагировать природное Бытие, воображать, творить новые вещи). С онтологической точки зрения фаустовские Матери - это первочеловеки, новые существа, прорвавшие естественную облочку природы и сотворившие новые сущности. Они взяли на себя функции Бога, уподобились Богу, который потусторонен. Но вот парадокс! Несмотря на то, что Бог потусторонен, трансцендентен, Божие Бытие (природа от кварков до галактик) для человека и всего животного мира - реально, естественно существует, познаваемо, посюсторонне. А новое Бытие, называемое Культурой, созданное реальным посюсторонним живым существом - неестественно, потусторонне.

Выходит, что первоусилиями матерей-прародительниц человеческая деятельность, поскольку она сверхъестественна и не имеет аналогов в Природе (в "божеском мире"), равносильна чудесной божественной деятельности. Первоженщина равносильна Богу, она есть Бог?! Вернее, Бог есть женщина-прародительница человека?! Как ни удивительно, такие вопросы задавал себе уже первобытный человек, причём быстрее находил и ответы, обожествляя реальных матерей-прародительниц, творящих сущности, фетишизируя их облик в палеолитических статуэтках".

(Цит. по: Фатыхов С. Г. Новая археология матриархата. Социокультурный анализ. - 2009. С. 45-47)

------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Мишель Фуко подчёркивал, что "вещи и слова очень строго соединяются между собой: природа открывается лишь сквозь решётку наименований <...> она без таких имён осталась бы немой и незримой".

[2] Удивительным образом мотив матери-прародительницы трансформировался в русской философии в идею софийности тварного мира. Так, о. Сергий Булгаков писал: "Занимая место между Богом и миром, София пребывает и между бытием, и сверхбытием <...> её женское <...> начало <...> имеет силу по творческому слову "да будет" производить из себя твари, рождать от него".

Tags: Австралия, Египет, Китай, индейцы, культурология, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments