Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Кризис патриархата и альтернативный выход из него.

Оригинал взят у heilgard в Кризис патриархата.

Это тезисы лекции Ольгерты Харитоновой, прочитанной 26 декабря 2012 г. в Центре независимых социологических исследований в г. Санкт-Петербурге. Аудио и видео выступления здесь http://video.yandex.ru/users/olgerta-x/view/9/

http://video.yandex.ru/users/olgerta-x/view/11/

Кризис патриархата и альтернативный феминистский выход из него

Проблему отчуждения начали рассматривать еще философы Просвещения, они говорили в основном об отчуждении прав. В философии В.Ф. Гегеля концепции отчуждения приобрела завершённые формы. К. Маркс развивал концепцию отчуждённого труда. При капитализме труд отчуждён от человека и в результате получается общество отчуждения, когда отчуждён и труд, и богатство, и социальные структуры.

Суть отчуждения – оборачивание объекта субъектом. Например, государство появляется как оформившийся общий интерес. Общий интерес – это субъект (носитель действия, желания, интенции). Он воплощается в такой внешней ему структуре как государственный механизм. Самостоятельность государства возвеличивается и об общем интересе забывается. Бюрократический аппарат начинает работать на себя, противопоставляя себя человеку – субъекту. Таким образом, объекты, созданные субъектом-человеком, начинают вести себя как самоценные субъекты и работать не на своего создателя, а против него.

Эрих Фромм назвал современное общество «больным» – мы больны отчуждением. Мы подменяем своё трансцендирующее «Я» обладанием предметами культуры… и вещи завладевают нами. Мы становимся рабами вещей, социальных институтов, прагматичных отношений.

В итоге патриархат приходит к кризису. В чём это выражается?:
- в повсеместном отчуждении;
- в обществе потребления, где деньги – квинтэссенция отчуждения – правят миром, где всё завязано на собственничестве;
- в нарастании экологических проблем;
- в царстве das Man (по М. Хайдеггеру), в царстве усреднённого, обесчеловеченного, где происходит кризис личности, аномия, утрата «Я», атомизация, где царят субъектно-объектные отношения;
- в тотальной рационализации, рассудочности, которой свойственны тиражируемость, количественные измерения, механизация, подмена живого мёртвыми цифрами;
- в выполнении обществом репрессивных функций, когда оно работает на основе принципа господства и осуществляет насилие и по отношению к природе, и по отношению к человеку, когда воля к власти отчуждается от личности и подавляет её саму;
- в возрастании человеческой «свободы от», когда происходит нарастание возможностей, вариантов действий, но сошла на нет «свобода для», случилось разбожествление мира, забвение «лица».

Фаллогоцентрическая цивилизация, выстроенная на принципах патриархата, претерпевает в своём развитии кризис. Необходимо менять парадигму, иначе человечество убьёт само себя. Человек – это эволюция, осознавшая саму себя (Джулиан Хаксли) и получившая свободу. Раз осознающая, значит, наделяющая смыслом, ценностью.

Ценность – это важность, значимость чего-либо для человека, оценка конкретных свойств того, в чём человек заинтересован или испытывает потребность. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности можно разделить на уровни: высшие ценности – метаценности, относящиеся к основам человеческого бытия (Добро, Истина, Красота, Благо и т.п.) и ниже по значимости – средства достижения этих целей (инструментальные ценности), промежуточные цели, частные цели отдельных людей.

До сих пор в основе развития человеческого общества лежали так называемые «мужские» ценности. Патриархат – общество, построенное на таких ценностях (архе – основа, источник, база, патер – отец). Ему на смену должно прийти общество, построенное на так называемых «женских» ценностях – матриархат.

Для того чтобы избежать однозначной привязки «мужского» и «женского» к конкретным биологическим мужчинам и женщинам, я ввожу такие понятия как андракси (aner, родительный падеж andrys– мужчина, человек и axia – ценность) и гинакси (gynе – женщина и axia – ценность). В основе развития патриархата или фаллогоцентрической цивилизации лежат андракси, в основу развития матриархата должны быть положены гинакси, которые также вырабатывались внутри патриархата как альтернативные ценности. Они вызревали как общезначимые в результате женского опыта, внутри женского мира, мира Женщины.

Можно выделить несколько пар противоположностей из андракси и гинакси.

Андракси: единица, индивидуальность;
Гинакси: множественность, многообразие, совместность, коммуникация.

А: вертикаль, иерархия;
Г: горизонталь, структура, гетерархия – система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами организации.

А: власть, властные отношения, пронизывающие всё общество (по М. Фуко);
Г: равноценность, беспристрастность.

А: культура насилия (насилие – это превосходящие силы, направленные на унижение другого);
Г: сила, направленная на поддержание, созидание.

А: овладение, обладание, собственность, иметь, а не быть;
Г: быть, а не иметь.

А: субъектно-объектные отношения;
Г: субъектно-субъектные, отношения глаза-в-глаза.

А: отчуждённый мир под знаком Танатоса;
Г: мир, дарующий жизнь, под знаком Эроса.

А: «отцовская» любовь;
Г: «материнская» любовь.

А: рациональность, рассудочность, количественные анализы;
Г: эмоциональный интеллект, разум.

А: жёсткий, тотальный, убивающий живое порядок;
Г: хаос животворящий, где всё возможно.

Только переход человечества к развитию на основе гинакси может спасти его, и задача феминизма проявлять такие ценности и постепенно подготовить общество к смене парадигмы. Впереди матриархат.

Tags: критика патриархата
Subscribe

  • Родо-племенные игрища австралийских аборигенов.

    Игра австралийских аборигенов "в змею" чем-то напоминает нашу детскую игру "в ручеёк". Вся группа участников игры, взявшись…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments