Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женское соло в мужском хоре: секта зикри в Пакистане.

А. А. Суворова в своей статье "Женское соло в мужском хоре: секта зикри в Пакистане" пишет о мусульманской секте зикри, распространённой в Пакистане, а также в некоторых районах южной Индии, Афганистана и в Иранском Белуджистане. Большинство зикри - это рыбаки, крестьяне, мелкие ремесленники (в частности, плетельщики корзин).

[Spoiler (click to open)]"Важнейшей частью учения зикри является добровольный отказ от стяжания земных благ и абсолютное равенство в их распределении, что напоминает практику некоторых суфийских братств. На фоне общего эгалитаризма ислама зикри проповедуют радикальное равенство (савийат), имущественное, вплоть до отказа от частной собственности, социальное и гендерное, которое пакистанская исследовательница Дурре Ахмад называет “либеральным социализмом”. Несмотря на исключительно консервативный культурный контекст Белуджистана, женщины секты зикри остаются вне тех жестких ограничений, которые налагают на других белуджек племенные обычаи и религиозная ортодоксия. Поэтому неудивительно, что женщины зикри не только участвуют в основных ритуалах секты наравне с мужчинами, так сказать, в смешанной конгрегации, но и играют в этих ритуалах важную роль.

Одно из самых существенных обвинений зикри в отходе от уложений ислама состоит в том, что их коллективная молитва (зикр) не ориентирована на киблу (направление на Мекку). Если в мечети молящиеся расположены ровными рядами и лицом обращены к Мекке, то зикри образуют живой круг (даира) и по окончании молитвы простираются в земном поклоне внутри этого круга. Таким образом, головы молящихся оказываются обращенными друг к другу, а не смотрят в каноническом направлении киблы. Надо сказать, что отправление зикра суфиями или иными молящимися, стоящими в круге, т.е. лицом друг к другу, есть общая практика многих исламских сект и народов - от турецких алавитов до мусульман Северного Кавказа.

Наиболее значимый и наиболее критикуемый ритуал зикри - это ежегодный зийарат к горе Кух-е-мурад, считающейся троном Махди, на который тот когда-нибудь взойдет. Отсюда и название “Гора желания”, в смысле цель, объект поклонения зикри. Сама по себе практика зийарата к гробницам святых широко распространена в народном исламе и практикуется мусульманами в разных странах. В Средние века неимущим верующим, проживавшим в отдаленных частях мусульманского мира, в том числе в Индии, зийарат нередко заменял хадж в Мекку. Зийарат в исполнении зикри осуждается именно по причине его внешнего сходства с некоторыми ритуалами хаджа. В частности, поднимаясь на гору, зикри целуют особый священный камень, на котором написан “символ веры”, что суннитам кажется профанацией ритуального прикосновения паломников к “черному камню” Каабы. Затем зикри пьют воду из горного источника, который они называют Замзам, т.е. именем священного источника около Мекки и т.д.

Турбат - небольшой городок с населением менее 80 тысяч жителей. Когда 27 Рамадана около 40 тысяч зикри прибывают в Турбат, местным жителям это, вероятно, кажется настоящим столпотворением, приближающим пришествие Махди.

Зикри собираются у подножья горы Кух-е-мурад и, сотворив коллективный зикр, начинают босиком подниматься на вершину. На вершине разыгрывается главная часть ритуала, называемая чоган. Участники становятся в круг, отмечая его камнями; в центре круга находится специально возведенная временная постройка (чаубара). Внутри постройки сидит “солистка” - малаи (букв. “ведущая”), женщина с сильным и красивым голосом, которая поет хвалу Махди и рецитирует стихи белуджских поэтов-мистиков. Участники хором подпевают ей, хлопают в ладоши, отбивая ритм, и пританцовывают, постепенно входя в транс.

Чоган по форме напоминает “светский” народный танец белуджей - до-чапи, который также исполняют мужчины, стоящие в круге, хлопающие в ладоши и делающие ритмические движения ногами. Разница лишь в том, что до-чапи исполняют под аккомпанемент барабана (дхол), а чоган сопровождается только женским сольным пением. Кроме того, чоган схож с ритуальным танцем дхаммал, которым отмечают вечер четверга во многих суфийских святынях Синда и Панджаба.

Другой важный ритуал зикри, называемый кишти (“лодка”), не привязан к определенной дате и отправляется ежемесячно в ночь новолуния, на следующий день после праздника жертвоприношения ид-ал-адха, а также по частным праздничным случаям, таким как свадьба, рождение сына, обрезание и т.д. Как и во время зикра и ритуала чоган, участники кишти образуют круг, в центре которого стоят несколько женщин малаи, исполняющих религиозные песнопения в честь Махди, имама Али, святого Пира Дастгира (Абдул Кадир Джилани), а также фрагменты белуджских героических баллад. Последние представляют собой устный эпос белуджей, систематизированный и записанный в конце XIX в. англичанином М. Лонгворт Деймсом.

Из сказанного следует, что ритуалы зикри строятся на нескольких архетипах, среди которых восхождение на гору, целование камня, питье из священного источника и, главное, постоянно возвращающийся мотив круга. “Кругом” (даира) называются и общины зикри, и их поселения, и исходная ритуальная позиция - зикр, чоган и кишти. Круг как архетипическая модель, символизирующая идею божественного, известна всем народам мира - от индуистского колеса сансары и буддийской мандалы до представления Троицы в виде трех пересекающихся кругов и “кельтского креста” (креста в круге). Как показал Карл Густав Юнг, связь круга и круглых форм с женским началом является, хотя и не универсальной, однако широко распространенной.

В ритуалах зикри, как было показано, женщина всегда находится в центре круга; она руководит мужским хором молящихся, задавая смысл и ритм всему ритуальному действу (т. е. выступает как активное начало, агент). В то же время малаи не светская исполнительница или имперсонатор; она - реципиент и проводник Божественной благодати (барака), которая нисходит на участников зикра, и потому в данной своей функции она выступает в качестве рецептивного пассивного начала.

“Женское” начало суфизма, как и мистицизма в целом, давно изучено классическим исламоведением [например: Corbin, 1987, p. 159-160]. Основные концепты суфизма - познание Бога через Любовь, пассивное ожидание союза/слияния с объектом Любви, экстатическая эмоциональность, квиетизм, созерцательность, покорное предание себя Божественному возлюбленному (возлюбленной) и конечное растворение своего “я” в высшей субстанции, - все это, в широком смысле слова, проявления “женской” гендерной роли.

Противоположностью суфизму является профетизм - активный, наступательный, агрессивный, менторский, рациональный, требующий полного подчинения и покорности, т. е. “мужской” архетип религиозного поведения. В реальной религиозной жизни один архетип не исключает другого, и такие профетические (патриархальные) религии, как иудаизм, христианство и ислам, содержат в себе разнообразные парадигмы и параметры отношения с Богом, в том числе и “женские” мистические. Однако, как показывает историческая практика, когда “мужской” профетизм в лице ортодоксии сталкивается с претензиями “женского” мистицизма на лидерство, для последнего это чревато обвинениями в ереси, ограничениями, давлением и угрозой отлучения от традиции.

В контексте сказанного становится очевидно, что секта зикри представляет именно “женский” стереотип религиозного поведения - от гендерного равенства в жизни общины до центральной, в буквальном смысле слова, роли, которую играют женщины в основных ритуалах секты. Вполне закономерно, что именно этот доминирующий “женский” аспект, хотя и не называемый, является истинной причиной постоянных преследований секты, угроз, ограничений и обвинений в ереси со стороны ортодоксальных улемов и религиозных партий
".


Нельзя не заметить многочисленных параллелей мужду мусульманской сектой зикри и православной сектой христоверов ("хлыстов"). Можно было бы даже шазвать их мусульманскими "хлыстами". Кстати, у "хлыстов" тоже женщины - пророчицы и "богородицы" занимали подчас играли ведущую роль в их общинах-"кораблях".
Tags: ислам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments