Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О символизме прядения (1).

прядение

Прядение нитей - исключительно женская работа; в магических гримуарах считается, что паутину плетут только паучихи. Кружева недаром похожи на паутину.

На символическом уровне кружевная нить совпадает с нитью времени. У древних греков была такая богиня Ананке (или Ананка) — персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше. Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого — мировая ось. Кажется, это веретено и есть неумолимое время. И с этим ничего не могут поделать даже олимпийские боги. Обратить события вспять даже они не в силах. Как боги подчиняются вращению веретена Ананке, так и Вселенная подчиняется времени.
Ананке
Ананке и Мойры. В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Поскольку нить веретена закручивается в одну сторону, - и вместе с ней в одну сторону "крутится-вершится шар голубой", - время однонаправлено от прошлого к будущему и необратимо. А с этой необратимостью связано представление о судьбе. Для человека есть точка "входа" в мир сей и точка "выхода" из него. От точки "входа" до точки "выхода" можно провести прямую линию, а можно и кривую, но это будет одна и та же линия, имеющая начало и конец. И в этой линии, как в линии жизни на ладони, уже заключается предопределение. Ты вошёл в театр под названием "Жизнь" и играешь какую-то роль в пьесе, написанной не тобою, а на стене над дверью горит надпись "ВЫХОД". И ты никак не минуешь эту дверь. Это судьба.

Древние греки не молились Мойрам, богиням судьбы. Обращаться к судьбе с мольбой - безумие. Даже и "Солнце не преступит (положенной ему) судьбы: иначе его застигнут Эринии, блюстительницы Правды", говорит Гераклит. Всё заранее предопределено в недрах Матери. "Глубоко под землёй Мойры ткут нити человеческих жизней. Капли времён срываются со сводов и падают в глубины мрака. Гулкие переходы Аида наполнены реющим звуком: словно бьют свои удары бесчисленные маятники. Как в мастерской часовщика, нагоняют и перегоняют друг друга неисчислимые ритмы, сплетаются и расплетаются. Упруго жужжат веретена судеб. Сердца всех существ пульсируют в этих недрах. Тут ткётся из ритмических колебаний - быстрых и медленных, глухих и звонких, из гулов и пещерных созвучий - живой ковёр будущей Вселенной" (цит. по: о. П. Флоренский. "У водоразделов мысли").

Флоренский – это выдающееся и уникальное явление в истории отечественной, да, пожалуй, и мировой культуры – так мыслит о времени: «Время никогда не мог я постигнуть как бесповоротно ушедшее; всегда, насколько помню себя, жило во мне убеждение, что оно куда-то отходит… и там скрывается, засыпает; но когда-то и как-то к нему можно подойти вплотную - и оно тогда проснётся и оживёт. Прошлое - не прошло, это ощущение всегда стояло предо мной яснее ясного… я ощущал вязкую реальность прошлого и рос с тем чувством, что на самом деле прикасаюсь к бывшему много веков тому назад и душою вхожу в него. То, что в истории действительно занимало меня - Египет, Греция, стояло отделённое от меня не временем, а лишь какою-то стеною, но сквозь эту стену я всем существом чувствовал, что оно и сейчас здесь».

Ну да, "нить времени", она, по всей видимости, всё-таки существует. И по этой "ниточке" веретена можно "уйти" в прошлое или "выйти" в будущее. Очевидно, прошлое и будущее недоступны лишь в обычном состоянии сознания, а в изменённом состоянии сознания снимаются все противоречия и получается "три в одном".

Мирча Элиаде говорит: "Что раздельно и антагонистично в космической реальности, то воссоединено, «обобщено» в божестве. Это совпадение противоречий не может быть «понято» человеческим разумом, равно как не может оно и реализоваться в человеческом опыте. Как говорит Псевдо-Ареопагит, существует «некая тайна». Она же приоткрывает свой смысл лишь в известных обстоятельствах. «Тайна», несомненно, была ведома и почитателям Великих Богинь с доисторической эпохи и вплоть до времени, непосредственно примыкающему к христианству. Разумеется, на примитивном уровне, но всё же это «тайна» сохранялась. Ибо в культе Великих Богинь «противоречия» совпадали во всех своих проявлениях: моральном, религиозном, социальном и проч. Сатурналии производили полную перемену норм и ценностей. Что запрещалось в течение года, то разрешалось и даже поощрялось во время сатурналий. Это есть «Всеединство», реализованное в итоге «опрокидывания всех ценностей» и coincidencia oppositorum [«совпадение противоречий»].

На Востоке Великие Богини порой изображаются с веретеном в руках. Они прядут нить жизни. Такова, например, богиня с веретеном, найденная в Трое и относящаяся к эпохе 2000—1500 гг. до н. э. Некогда и Парки принадлежали к кругу этих богинь. Со временем, однако, их функции ограничились исключительно областью, определенной рождением и судьбами людей. И в этой функции — хранительниц «нити жизни» — угадывается амбивалентный характер Великих Богинь. Точно так же, как они властвуют над космическими ритмами (луна, вода, дождь), они управляют людскими судьбами. Нить, которую они прядут, длиннее или короче, в зависимости от их воли. «Воля» эта никоим образом не ограничена какими-либо критериями, никоим образом не подчинена каким-либо законам. Судьба человека столь же иррациональна, как и судьба всей общности людей, которые по воле Великой Богини могут погибнуть от голода (засухи) или на войне. Это полное уподобление жизни индивида и жизни вида, уподобление под знаком Великой Богини. Судьба человека предопределена, по мифу, нитью жизни. Это более длинное или более короткое время. Само собой разумеется, что в некоторых культурах Великие Богини исполняли также роль божеств Времени и Судьбы. Например, в Индии «время» называется kala — слово, очень похожее на Кали, имя Великой Богини. Даже проводились параллели между этими двумя словами, на чем здесь не место задерживаться. Слово kala «время» означает и «черный», «темный», «запятнанный». В этих понятиях можно обнаружить множество смыслов. «Время» оказывается «черным» потому, что оно иррационально, жестоко, немилосердно. Живущий во времени, под властью времени — это человек, подверженный целому ряду страданий. С другой стороны, по той же индийской философии, человечество давно живет в эпохе калиюга, т. е. в «темной эпохе», когда возможны всякого рода духовные заблуждения и преступления; в эпохе полного падения метафизики — последнем этапе некоего завершающегося цикла. И совсем не случайно в названии этой космической эпохи сосуществуют понятия время, темнота и Великая Богиня..."
Tags: прядение, символика
Subscribe

  • Ливийские амазонки.

    Наиболее экзотически экстравагантный вариант реанимации традиционных женских ассоциаций, уходящих корнями в глубь матриархата, предложил в начале…

  • "Трутни" против "пчёл".

    andeadd написал хороший комментарий к картине Александра Дейнеки "Бой амазонок" (1947 год). "Сюжет КРАЙНЕ актуальный…

  • О положении женщины в обществе викингов.

    "В обществе викингов женщины занимали, видимо, достаточно высокое положение: они могли владеть собственностью и управлять ею. В сагах они часто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments