Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

"Неолитическая революция" была по преимуществу женской.

Новые  формы  поведения,  материальные  и  социальные  потребности  на  раннем  этапе  матриархально-матрифеноменной эпохи  развивались  настолько  интенсивно,  что  за  относительно  короткий  период  радикально  преобразили  систему  питания  первобытного  человека.  Льюис  Генри  Морган  подчёркивал,  что  «человек  —  единственное  существо,  о  котором  можно сказать,  что  он  приобрёл  абсолютную  власть  над  производством  пищи,  в  чём  он  сначала  был  не  выше  других  животных».

В  определяющей  мере  человек  обязан  этому  женщине-матери.  Из  пяти  основных  первобытных  источников  пищи:  —  естественные  растительные  дары  природы,  рыбная  и  мясная пища,  мучная  пища,  молочная  пища,  продукты  полевого  земледелия  —  три  последние  являются  результатом  её  открытий. Мучную  пищу  женщина  изобрела  в  поздний  период  собирательства,  гениально  заметив,  что  растёртые  и  смоченные водой  дикорастущие  злаки  дают  хоть  и  в  малых  количествах, но  легко  добываемый  и  очень  питательный  продукт.  Молочная  пища  стала  применяться  после  приручения  диких  животных,  потому  что  материнский  инстинкт  женщины  способствовал  тому,  чтобы  после  убийства  только  что  отелившейся  самки  приплод  оставался  на  месте  стоянки  и  даже  выкармливался  и  взращивался  женщиной.  Случилось  это  задолго  до  начала  земледелия,  в  период  этнической  общности  человечества, о  чём  говорят  одинаковые  корни  в  названиях  основных  видов животных  в  индоевропейских  и  семитских  языках.
Приручение  животных  имело  во  многом  решающее  значение  в  развитии  культуры,  так  как  открывало  дополнительные источники  энергии  и  освобождало  её  от  зависимости  физических  возможностей  человеческого  тела,  мышечной  энергии  человека.

Заслуживает  поддержки  точка  зрения  Ю.Липса  и  Дж.  Бернала,  предполагавших,  что  изобретение  огородничества  и  полевого  земледелия  также  можно отнести  к  временам  матриархальной  культуры.  Они  стали  решающим  шагом  при  переходе  от  степени  варварства  к  цивилизации,  и  созданы  не  в  силу  мистико-символической  формы
мышления,  как  позже  это  утверждали  Ф.М.Хайхельхайм и  А.М.Лобок,  а  в  силу физических  возможностей  женщины,  предрасположенной  к собиранию  злаков.

Люди  в знак  благодарности  назвали  женскими  именами  все  верховные  божества  культурных  растений.  У  древних  греков  появилась  богиня  злаков  и  земледелия  Деметра,  у  римлян  —  Церера,  у  египтян  —  открывательница  пшеницы  и  ячменя  Исида,  у ацтеков  —  богиня  кукурузы  и  фруктов  Чикомекоатль.  В  память  о  благодеянии,  которым  богини  одарили  людей,  проводились  им  посвящённые  праздники.


Земледелие,  открытое  женщинами,  повлекло  за  собой  появление  новых  технических  навыков,  среди  которых  методика  посева  семян,  мотыжное  земледелие  (наскальные  изображения  неолитических  женщин,  занятых  обработкой  земли, найдены  Анри  Лотом  в  Северной  Африке),  жатва,  молотьба (обычной  принадлежностью  женских  погребений  неолита  являются  мотыга  и  серп),  уборка  и  размол  зерна,  выпечка  из него  хлеба,  пивоварение  (осетины  называют  изобретательницей  пива  мифическую  женщину  Нартаву  Сатану).  Из  плохо обработанных  звериных  шкур  женщина  выкраивала  первые примитивные  плащи-бурки,  передники  и  одеяла  для  укрытия детей  и  сваливала  шерсть  в  первые  кошмы.  Она  нанизала  на стебли  травы  первые  бусы  из  мелких  рыбьих  костей  и  рако
вин,  придумала  гребень  и  ремешок,  тунику  и  полотно,  вышивку  и  мокасины,  бутыли  из  тыквы  и  плетение  корзины.
Придумав  способ  изготовления  ёмкостей  для  транспортировки  посредством  плетения,  женщина  догадалась  до  их  обмазки глиной,  что  привело  к  зарождению  гончарного  дела.  Навыки  плетения  привели  к  прядению,  где  впервые  использовано такое  механическое  движение,  как  вращение.  Вращение,  в  свою очередь,  привело  к  идее  колеса.  Колесо  породило  повозку  (не случайно  древние  римляне  считают  изобретательницей  повозки  на  колёсах  Карменту  —  вещую  мать  Эвандра,  сына  аркадского  царя  Палланта,  а  древние  греки  —  Афину  Эргану).

Возможно,  что  биологические  циклы  рождения  привели женщину  к  открытию  счёта. Реальное  совпадение  по  времени  с  лунными  фазами  такой фундаментальной  основы  бытия,  как  вынашивание  и  рождение  ребёнка,  не  могло  быть  незамеченным  «наивным  чутьём» женщины  матриархально-матрифеноменной  эпохи.  «Два  из  одного»,  или  «Деление  одного  целого  на  два»,  «На  руках  -  10 пальцев,  беременность  длится  10  лунных  месяцев».

Анализ  позволит  «нащупать»  дополнительно  еще  целый  ряд технических  изобретений,  исходящих  от  женщины,  а  не  от мужчины.  Палка-копалка,  подобранная  ею  для  выкорчёвывания  съедобных  кореньев,  превратилась  в  мотыгу,  соху  и, наконец,  в  плуг.  Из  практического  опыта  женщины,  а  не  мужчины  развивалось  изготовление  домашней  утвари,  жировых ламп,  кожи,  инструментов  для  добывания  огня,  проколок, шил,  игл.  Ручное  ткачество  не  могло  не  привести  женщину  к изобретению  ткацкого  станка,  поэтому  не  случайно  древние римляне  считали  изобретательницей  ткацкого  станка  и  особого  рода  туник  Танаквиль  —  жену  Тарквиния  Ириска  и  воспитательницу  Сервия  Туллия.

У  древних  китайцев  женщина  по  имени  Лэй-цзу,  которую Шань  Хай  Цзин  («Каталог  гор  и  морей»)  называет  «выплёвывающая  шёлковую  нить»,  научила  людей  разводить  шелковичных  червей.  С  особым  рвением  ей  в
этом  помогала  богиня  шелководства  Цань-шэнь.  Изобретательницей  хлопководства  китайцы  считают  Хуандаопо,  реальную женщину,  возможно,  тюркского  происхождения,  о  чём  говорят  последние  три  буквы  «опо»  —  «сестра».

Пребывая  в  природе,  где  жизнь  проходит  в  чисто  зоологическом  смысле,  женщина  в  матриархально-матрифеноменную эпоху  создавала  небиологические  заботы,  породившие  благосостояние  и  безопасность. Движущими  силами  матриархалъно-матрифеноменной  эпохи  были  материнский  опыт,  материнский  разум,  матрикулътура,  материнская  прагматичная  мысль,  и  только  с  его  падением,  но  на  его  импульсной
базе  в  неолите  начинается  процесс  непрерывных  технологических  скачков,  преобразивших  первобытное  общество.

 Эпохальным  достижением  матрифеноменной  эпохи  можно считать  тысячелетиями  накапливаемое  умение  обращаться  с огнём.  В  условиях  пещер,  чтобы  сохранить  детей  от  простуды  или  обезопасить  их и  себя  от  диких  зверей,  женщина  научилась  вначале  поддерживать  пламя  огня,  а  затем,  используя  природную  сметливость,  добывать  с  помощью  примитивных  устройств.  В  предании  черневых  татар  из  племени  кюзен  рассказывается  о  том, как  женщины  добыли  огонь,  перехитрив  верховное  божество Кудай.  У  греков  огонь  людям  раздобыла,  согласно  легендам,  богиня  Гестия,  у  итальянцев  —  богиня  Веста,  у иранцев  —  богиня  Анахита,  у  месопотамцев  —  Иштар,  у  новозеландцев  —  Махуике.  Эти  божества  женской  ипостаси  перевернули  целую  эпоху  человеческой  истории.  Пламя  огня,  как и  разум,  осветило  человеку  дорогу  из  тёмного  эволюционного конъена  на  дневную  поверхность  культуры.

В.В.Бунак  подчёркивает,  что  хранителем  очага  на  стоянке была  женщина,  а  поддержание  огня  стало  решающим  шагом в  переходе  к  ночлегам  в  одном  месте,  то  есть  —  к  осёдлости. На  наш  взгляд,  огонь  и  жилище  —  основополагающие  факторы  человеческого  быта,  в  котором  они,  каждый  по  своему, служат  генераторами  как  физической,  так  и  социальной  энергии,  обращаемой  в  уют  и  человеческое  бытие.  В  поисках  уюта, то  есть  культуры  быта,  ограниченная  в  передвижениях,  женщина  сооружала  первые  землянки  или  навесы,  ограждая  продуваемую  ветрами  открытую часть  грота.  Именно  усилиями  женщины  и  ради  неё  возводились  первые  стены  примитивных  домов [1]  ,  возникали  первые поселения,  первые  крепости  и  города  (если  Марс  в  греческой мифологии  —  разрушитель  городов,  то  Минерва  —  их  покровительница).

Под  организующим  оком  женщины  первобытный  быт  начинал  развиваться  на  открытых  стоянках,  в  пещерах,  гротах, полуземлянках,  обложенных  клыками  мамонта,  шалашах,  а потом  перешёл  в  «Круглые  дома»  индейцев  яномамо,  в  «Длинные  дома»  ирокезов,  в  матрилокальные  деревни  других  народов.  На  основе  материнского  права  здесь  формировались,  развивались  и  действовали  не  столько  структурированная  власть женщины,  сколько  её авторитетная  материнская  воля,  система  общественных  отношений,  выстроенных,  прежде  всего,  на почитании  матери  и  её  культурных  адаптаций.

В  некоторых  уголках  ойкумены  «Круглые  дома»  и  «Длинные  дома»  стали  прообразами  протогородских  построек  и  крепостей.  Город  есть  символ  матери:  он  —  словно  женщина  своих  детей  —  бережно  охраняет  в  себе  своих  жителей.  Образ  матери-города  перерос  в  образы  матери-столицы  и  матери-страны,  Рея  и  Кибела  изображались  коронованными  атрибутами  городских  башен,  а  Ветхий  Завет  обращается  к  таким  городам,  как  Вавилон  и  Иерусалим,  словно  к женщине.

Протогородские  поселения  имели  подобие  символов  женских  детородных  органов,  о  чем  явственно  говорят  круговые поселения,  сооружаемые  представителями  Трипольской  культуры,  кольцевые  структуры  хорезмской  крепости Кой-Крылган-кала,  сирийской  крепости  Сенджирли,  средневековых  городищ  в  Зимбабве.  По  этому  же  принципу  организованы  архитектурные  структуры  так  называемой  «Страны городов»,  очертания  знаменитого  протогорода  Аркаим,  открытого  экспедицией  Г.Б.Здановича.

(Цит. по: Фатыхов С. Г. Новая археология матриархата. Социокультурный анализ. - 2009. С. 78-84)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] С  античных  времён  отмечалось,  что  у  многих  народов  жильё  сооружалось  не  мужчинами,  а  женщинами  (ещё  в  Средневековье  женщины  строили жильё  у  дакотов,  эскимосов  и  т.д.).
Tags: архаический мир
Subscribe

  • Мирный палеолит.

    Группа учёных из Финляндии опровергла теорию о том, что война появилась ещё в примитивных племенах. Жестокость людей из таких племён скорее носила…

  • Цивилизация богомола.

    Я, кажется, подметил один любопытный феномен: чем архаичнее то или иное общество, тем более в нём почитаются мелкие насекомые. Я неоднократно…

  • Невалы-Чори

    ESENIA рассказывает про Невалы-Чори, древнее поселение на Среднем Евфрате, недалеко от Гёбекли-Тепе (30 км) и Чайоню Тепеси. (К сожалению, место…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments