Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Трипольская цивилизация:в жерновах истории.

Трипольская цивилизация – условное название общности племён, живших на землях современной Украины, Молдовы и части Румынии с 5 400 до 2 750 г. н. е.

Современные украинцы не могут быть "причислены" к потомкам трипольцев антропологически. Это заметно в сопоставлении украинского типажа с трипольскими статуэтками.

трипольцы
Иллюстрация Н.Ю.Видейко.

Но если присмотреться к изделиям местных племён последующих поколений – культур бронзового века: "ямников", "катакомбников", "срубников", мы заметим, что на их посуде присутствуют трипольские символы. Они чётко проявляются и в керамике железного века (скифо-греческий период), на серых вазах Черняховской культуры. Тот же орнамент, те же сельскохозяйственные технологии, такие же обряды. Даже сейчас в Украине можно встретить обмазанные глиной, ярко раскрашенные "трипольские" мазанки, а символика украинских узоров на полотенцах и рубашках имеет прототипы в трипольских керамических росписях – 180 поколений между украинцами и трипольцами связаны тысячами ниточек традиций, общих ценностей, верований, и тысячью паутинок ментальности.

Ареал осёдлости трипольцев занимал огромное пространство – от Трансильвании до Днепра, от Волыни до побережья Чёрного моря. Название "Триполье" условное. Так называется местечко под Киевом, где в 1897 году чешский археолог Викентий Хвойка обнаружил первые следы этой культуры. В Румынии она называется Кукутень.

Триполье 2

Трипольские поселения появились, как мы уже упоминали, в 5400-х годах до н. е. В 4600-4200 годах с Карпат, Центральной Европы и Азии сюда хлынул мощный поток "эмигрантов" – тех, кто надеялся найти на этой территории лучшую жизнь: быстро возросло количество поселений, возникли города, появились культовые архитектурные сооружения, произведения искусства, протописьменность, в общем – родилась цивилизация. 4100-3200 годы – это период расцвета трипольской культуры, ремёсел, металлообработки. С 3200-х годов по неизвестным причинам экономика трипольцев стала угасать, пришли в упадок города, упростилась социальная структура, исчезло гончарное ремесло, собственно, исчезла цивилизация.

Трипольская культура поразительно схожа с культурой островов Эгейского моря. Это дало повод утверждать, что в то время от Крита до Днепра было общее культурное пространство. Возможно, не только культурное, но и этническое.

Кто к кому пришёл – "мы" заселили Средиземноморье или "они" Приднепровье? Учёные считают, что пришли к нам они. А если так, то первые колонисты трипольских земель – средиземноморцы.
Исследования некрополей последующих времён свидетельствуют, что население позднего Триполья было крайне неоднородным. Это был конгломерат различных народов, племён и субэтносов, которые в течение более двухтысячелетней истории привносили в трипольскую культуру свои обычаи, язык, знания, технологии, верования. Но всё-таки средиземноморский и протоевропейский типы черепов встречаются чаще других.

Трипольцы в основном были крестьянами. Самый распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7-15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличался от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки.

Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, на то время, городах. Они знали как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами руководить. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была едва ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь в них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены только следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-навсего!) наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя лошади и были приручены, но, судя по сбруе, в военных целях их не использовали.

Особая роль в трипольском обществе принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зерно, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала полотно, шила одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.

В период с 5500 до 4000 р. до нашей эры на Земле произошла так называемая земледельческая революция – переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена Трипольской культуры перешли к главной статье своей экономики, сельскохозяйственному производству, если не первыми, то по крайней мере гораздо раньше, чем жители других регионов планеты. Ведь условия были оптимальные.

Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Земля истощалась, и они переходили на соседнюю территорию. Исследователи утверждают (и для этого есть все основания), что их сельское хозяйство было настолько развито, что продукцию некуда было деть – Трипольская цивилизация была одним из первых обществ, которое решило проблему продовольствия. Продуктов хватало не только для себя – в большом количестве они экспортировались на Кавказ, в Египет, Месопотамию, Малую Азию, на Балканы.

Трипольцы были не только искусными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На ранних этапах их орудия труда были каменными, но в 3600-3150 г.г. н. е. уже имелись мастерские по обработке кремня, который использовали для изготовления наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других крайне необходимых в хозяйстве вещей. Мир начал осваивать бронзу в конце III тысячелетия до н. е. Трипольские бронзовые изделия датируются V тысячелетием до н. э! Уже в то время трипольцы использовали большое количество медных орудий высокого качества, на которых не было ни газовой пористости, ни трещин.

Редко какому народу не хотелось бы присвоить себе изобретение колеса. Однако в то время как мир считает, что первое изображение колеса встречается на шумерских фресках юга Месопотамии (3200 г. до н. е.), на трипольских керамических фигурках оно присутствует (если верно датирование) в 5000-х годах до н. е. И изображение коня в археологических материалах Триполья встречается гораздо чаще, чем в других культурах того времени. Как и статуэтки других домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак.

В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами по изготовлению рубашек, платьев, юбок. Они украшали свои изделия оригинальным цветным орнаментом. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они знали толк и в украшениях из золота и серебра.

Наряду с культурой мировой феномен трипольцев - их огромные города с чёткими рядами двухэтажных коттеджей, грамотно спланированными улицами, размашистыми майданами. Их города насчитывали более 10 тысяч жителей! Немало исследователей (подчёркиваю – серьезных исследователей) не сомневаются в том, что именно трипольцы создали первую в мировой истории городскую цивилизацию.

Зачем им нужны были эти "мегаполисы"? Кто их знает. Одни говорят – для защиты от степняков, другие – якобы степняков тогда ещё не было, а города – это центры социального, экономического и религиозного развития. А может, просто – как Токио, Москва или Нью-Йорк, возникли сами собой и разрослись.
Были у трипольцев, конечно, и одноэтажные дома, "мазанки". Как зайдёшь, справа печь, слева лавка с посудой, прямо – на самом видном месте – алтарь.

В домашнем алтаре трипольцев обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-Матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – изображениях солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда встаёт с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софийская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и возродился в поклонении одной из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Матери богов и смертных Кибелы.

Особое место в жизни трипольцев принадлежало Храму. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н. Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполье, пришла к выводу, что в основе трипольского храма воплощена идея Возрождения: через определённые ритуалы человек стремился достичь бессмертия своей души.

Учёные считают, что главной особенностью языка Триполья были преимущественно слова с открытыми слогами. Отпечатки такой же языковой структуры обнаружены на Крите и в Малой Азии. Это свидетельствует о том, что язык носителей Трипольской культуры, скорее всего, принадлежал к группе древних черноморско-средиземноморских. В древнеславянском языке тоже преобладали открытые склады, прослеживалась тенденция к равномерному чередованию гласных и согласных.

Шумеролог Анатолий Кифишин в своём исследовании "Древнее святилище «Каменная Могила». Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ–ІІІ тысячелетия до н. е." утверждает, что ему удалось расшифровать многие трипольских пиктограммы, которые показывают, что трипольские "шекспиры" ещё не умели записывать на глиняных табличках свои поэмы, однако прагматичные заботливые хозяева, используя пиктограммы "зерно", "ячмень", "мотыга", "плуг", "колесо", вели учёт материальных ценностей, отмечая на особых жетончиках количество произведённой сельскохозяйственной и ремесленной продукции.

11

В менталитете трипольцев, судя по всему, не существовало обычной для того времени агрессии и неоправданной жестокости – по системе "инь-ян" они были народностью "инь": мягкой, романтичной, женственной. Даже неизвестно, имели ли они армию.

Триполье – общество с гарантированной системой обеспечения жизни, которое создало себе высокий комфорт в быту. Помещения у них были по 70-140 кв.м. Многие ли из нас сейчас, в XXI веке, живут в собственных двухэтажных коттеджах? А трипольцы жили – это для их общества было нормой.

Хозяйство и быт трипольцев были чётко слажены. Свои опрятные жилища они расписывали колоритными узорами, обрамляли цветами – эти традиции остались и в современной Украине. В отличие от Европы, где дома более массивные и прагматичные. Или же в отличие от однообразных домов средней полосы России.

В те времена, как теперь Западную Европу, земли Триполья массово наводняли "эмигранты" – трипольская качество жизни было намного выше европейского, да и сама жизнь была гораздо привлекательнее.

Ни одно трипольское поселение не существовало на одном месте более трёх поколений. Это понятно – за это время его жители вырубали кругом леса, выбивали дичь, истощали под посевами землю. Но удивительно то, что, покидая старый город, они его дотла сжигали. Зачем – не известно. Жертвовали дома богам? Не хотели, чтобы в родовое гнездо приплетались посторонние? Словом – "до основанья, а затем...". Нам остаётся только сделать вывод, что для них была характерна готовность начать жизнь с новой страницы.

Источник
Tags: Триполье
Subscribe

  • Осень патриархата.

    Неумолимо приближается "осень патриархата". Как известно, цыплят по осени считают. Осень подводит итог, показывает, сходится ли…

  • Матриархат, как его видит женщина.

    Живая Навсегда мечтает о прекрасном новом мире. "В новом мире <...> при матриархате, размножаться стали бы только те женщины, которые…

  • О светлом будущем.

    Академик Н.И. Вавилов искал в самых различных регионах мира первозданные формы широко используемых человеком культурных растений. Ведь, скажем, дикий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments