Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Про "австралийскую контроверзу".

Думанов X. М. и Першиц А. И. в своей статье "Матриархат: новый взгляд на старую проблему" пытаются объяснить зафиксированную у аборигенов Австралии загадочную ситуацию, названную исследователем первобытного общества М.О. Косвеном "австралийской контроверзой". При одном и том же уровне социально-экономического развития одни племена аборигенов Австралии были организованы по материнско-родовому, а другие - по отцовско-родовому принципу.

Думанов X. М. и Першиц А. И. полагают, что при исходной материнской форме рода уже в раннепервобытном обществе возможны два основных варианта развития родового строя. Оба они связаны с тем, что в определённых природных условиях, какие, в частности, имели место в Австралии, уже относительно рано начиналась какая-то парцелляция производства и, соответственно, потребления. При этом зачаточно-парцеллярные ячейки, состоявшие из женщины с её детьми и охотника-мужчины, могли иметь двоякий характер. В одних случаях таким мужчиной оказывался брат женщины, и возникала ячейка, называемая "материнской семьёй". В других случаях им оказывался муж женщины, и возникала "нормальная" парная семья. Зависело это от того, насколько отдалялись друг от друга взаимобрачные группы при бродячем образе жизни: живя по соседству, супруги имели возможность встречаться, оставаясь в своих группах; оказываясь разобщёнными большими расстояниями, они должны были поселяться вместе. Первый вариант делал возможным, особенно в условиях перехода к осёдлости, длительное сохранение материнского рода; второй обычно вёл, особенно при длительном сохранении бродячего образа жизни, к смене материнского рода отцовским.


Да, похоже на то, что патриархат как бы "автоматически" устанавливается там, где по тем или иным причинам разрушается род. Если род здоровый, крепкий, - он матриархальный; когда же род начинает разлагаться, атомизироваться, в нём заводятся патриархальные порядки. Подтверждение этому - из статьи "Народы Севера до XX века":

"Родовая организация в её материнской форме в большей или меньшей степени пережиточно прослеживается у всех этих народов. У юкагиров и ительменов она выступает наиболее ярко, у чукчей и коряков затушёванно. Как чукчи, так и коряки прошли стадию материнского рода. При анализе рода у чукчей, коряков, ительменов и юкагиров вскрываются его характерные черты, свойственные в той или иной степени всем этим народам. К ним в первую очередь следует отнести раннюю утрату экзогамии (за исключением, по-видимому, ительменов).

Экзогамия являлась важным признаком родовой организации. «Никто из членов рода не может брать жену внутри рода. Таково основное правило рода, та связь, которая его скрепляет», но у народов крайнего северо-востока эта связь нарушается. Причину этого следует искать в конкретных условиях их существования.

У чукчей и коряков переход к вынужденной эндогамии вероятно был вызван экономическими причинами. Обособление общины привело к распылению родовых групп. Становится невозможным заключать браки с представителями других родов, кочующих за сотни километров. Таким образом, брак из экзогамного становится эндогамным.

Обособление родов и отдельных родовых подразделений привело к нарушению экономической общности рода, так что за родом сохраняются главным образом общественные и оборонные функции. В качестве экономической единицы выделяется более мелкая община. Утрата экономической общности и экзогамии нарушила основные устои рода. Вследствие этого названные выше народы утеряли и род.

Исчезновение рода имело место у ительменов и юкагиров в XVII— XVIII вв. Ительмены в начале XVIII в. знали родовую организацию, но под влиянием колониальной политики она исчезла. Эпидемии второй половины XVIII в. резко сократили численность ительменов; частые административные переселения отдельных групп населения в разные районы полуострова, а также введение института сельских старост вместо родовых старейшин привели к быстрому исчезновению родовой организации.

Ту же примерно картину можно проследить и у юкагиров. Юкагиры к XIX в. уменьшились количественно. Осколки оставшихся родов и разных родовых подразделений были объединены в новые административные «роды» с целью взимания ясака.

Значительно труднее объяснить исчезновение рода у чукчей и коряков. В данном случае нет никаких оснований связывать этот процесс с воздействием колониальной политики. Родовая организация чукчей, в её материнской форме, рано претерпела деформацию. Вместо утраченного рода выдвигается обособленная его часть (мелкая община). Старые родовые связи ещё долго продолжали жить в традициях и реально осуществлялись, когда это диктовалось интересами обороны или защиты от нападения чуждых племен. Но зато взамен ослабевших родовых связей усиливаются территориальные."

А усиление территориальных связей так же "автоматически" приводит к появлению государственности.

То есть перед нами вырисовывается такая картина. Самая здоровая "ячейка" общества - семья, состоящая из матери и детей. Собственно, это же мы наблюдаем повсюду в животном мире, например, кошка с котятами. Со временем эта "ячейка" умножается и превращается в материнский род. Из другого такого же материнского рода, живущего по соседству, женщины выбирают себе мужчин, которые приходят к ним время от времени, чтобы заниматься своими нехитрыми делами. Мужчины же данного рода так же "гуляют на стороне", с женщинами соседнего рода. Род в таком случае процветает [1]. В результате такого процветания, очевидно, со временем у женщин накапливается богатство, и разными способами - не мытьём, так катаньем - приходящие мужья стараются "закрепиться" на женской территории или, наоборот, "вырвать" жену с её "приданным" с её территории, из её рода. И после этого наступает эпоха эндогамных браков. Род умирает, и вместо рода появляется кастовая система.
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это прекрасно показал chispa1707 в своей "реконструкции матриархата"

Представьте две соседские деревни: деревня Ивановых и деревня Петровых.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Девушки Ивановых идут жёнами в деревню Петровых.
Напряг начинается сразу, потому что половина женщин в деревне (сёстры и тётки) - Петровы, а половина женщин (жёны и матери) - Ивановы.

А свёкор-то говорит: "Неработницу ведут",
А сверковь-то говорит: "Неугодницу ведут",
А золовки говорят "Неузорницу ведут",

Невеста от Ивановых идёт со СВОИМ приданым: и рушники у неё с неправильными тотемными узорами, и горшки у неё не той формы. И борщ она неправильный готовит. Но главное, когда она будет отдавать дочь замуж в родную деревню (для дочери, по батюшке уже Петровой, совершенно чужую), она отдаст за ней приличную часть семейного имущества.

И вот вопрос, каким узорам на рушниках она будет учить свою дочь? Тем, каким её научили дома (узоры Ивановых), или тем, которые вышивает сестра её мужа (узоры Петровых)? И от кого научилась сестра мужа этим узорам? От матери? Ну, так мать - урождённая Иванова. Органичнее будет, если она выучит дочку ивановским узорам, а не петровским.

И куда девается культура деревни Петровых? Если все рожающие женщины в этой деревне - Ивановы. А нет никакой культуры Петровых! Исчезает эта культура в такой модели. Потому что место этой культуре - в деревне Ивановых, там, где собираются в конечном счёте все женщины из деревни Петровых.

Ровно такой же напряг в её деревне, куда приводят невест от Петровых.

ПОЛЕЗНОЕ
При этом мы видим, что патриархат приводит к интенсивному перемешиванию Ивановых и Петровых и появлению уже не племенной, а общенародной культуры. Причём, идёт процесс очень быстро: за одно поколение Ивановы и Петровы - уже родня. За второе поколение ивановы-петровы уже смешаются с сидоровыми-козловыми. Пять-семь поколений, и губерния культурно едина. Никакой феодально-племенной раздрозненности здесь быть уже не может, и никакая культурная самобытность здесь уже не сохраняется. Патриархат чрезвычайно жёстко нацелен на прогресс и унификацию.

А что было ДО ТОГО? Как протекали века и века?

МАТРИАРХАТ
При матриархате невеста остаётся дома, при маме. Ей не надо ничему ПЕРЕучиваться, - и рушники у неё правильные, и горшки, и борщи. И своё имущество в чужой дом отдавать не надо. Девушку никто её не тиранит, её не насилуют всем гуртом (как в патриархальной Аравии 19 века), потому что все РОДНЫЕ мужчины в деревне - её братья, а все НЕРОДНЫЕ зависят от своих жён, а те для неё - старшие сёстры. Своих в такой деревне большинство.
Культура и стабильность сохраняются великолепно.

МАТРИАРХАТ. ДОПОЛНЕНИЕ
Костяк деревни - женщины.
Парни уходят к жёнам в соседний род. Именно поэтому в России остался такой свадебный реликт, как "испытание жениха".
В женином роду у парня есть мощная поддержка - мужчины из его деревни, женившиеся чуть ранее. Они - правящий клан.
С братьями жён мужики могут не считаться: братья все - щеглы, и едва они войдут в возраст, их сплавят - женят, то есть, отдадут в соседнюю деревню.
Женщины составляют сильную корпорацию. Если чей-то муж проявил себя плохо, они могут добиться от своих мужей изгнания проштрафившегося. Разведёнка или вдова одна не останется - её отдадут второй женой (как правило, брату потерянного мужа).
Право сильного уважается. Потому что сильный вождь, сильные мужики - залог стабильности и безопасности.
Культура мужчин и женщин в силу разной племенной принадлежности различна и взаимно табуирована. Мужчина не имеет права прикоснуться к женской собственности - и наоборот.
Когда мальчики подрастают (13-14 лет), их женят, то есть, отдают в соседнее племя. Процедура непростая, - чтобы отдать члена рода на сторону, его сначала следует символически умертвить. Чтоб духи рода не были в обиде, что племя отдало своего кровного родича. Отсюда, видимо, "мальчишник" - прощание с пока ещё холостыми друзьями (при патриархате точно так же будет прощаться невеста, в патриархате символически умерщвлять надо именно её).
Tags: Австралия, причины падения, род
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Крито-минойский бестиарий.

    Тиринское кольцо (The Tiryns signet ring) - самое большое из известных микенских колец, изготовленное между 1 500 и 1 400 гг. до н.э. На нём…

  • Крито-минойские голуби.

    О голубках богини Анат уже говорилось в нашем сообществе. Птицы вообще, и голуби в частности, указывают на религию божественного…

  • Богоматерь Корсунская.

    Богоматерь Корсунская, конец 17 в. Галич, Нея, Буй. Источник картинки. Богоматерь Корсунская, середина XVIII в. Северо-восточные провинции.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments