Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Про "австралийскую контроверзу".

Думанов X. М. и Першиц А. И. в своей статье "Матриархат: новый взгляд на старую проблему" пытаются объяснить зафиксированную у аборигенов Австралии загадочную ситуацию, названную исследователем первобытного общества М.О. Косвеном "австралийской контроверзой". При одном и том же уровне социально-экономического развития одни племена аборигенов Австралии были организованы по материнско-родовому, а другие - по отцовско-родовому принципу.

Думанов X. М. и Першиц А. И. полагают, что при исходной материнской форме рода уже в раннепервобытном обществе возможны два основных варианта развития родового строя. Оба они связаны с тем, что в определённых природных условиях, какие, в частности, имели место в Австралии, уже относительно рано начиналась какая-то парцелляция производства и, соответственно, потребления. При этом зачаточно-парцеллярные ячейки, состоявшие из женщины с её детьми и охотника-мужчины, могли иметь двоякий характер. В одних случаях таким мужчиной оказывался брат женщины, и возникала ячейка, называемая "материнской семьёй". В других случаях им оказывался муж женщины, и возникала "нормальная" парная семья. Зависело это от того, насколько отдалялись друг от друга взаимобрачные группы при бродячем образе жизни: живя по соседству, супруги имели возможность встречаться, оставаясь в своих группах; оказываясь разобщёнными большими расстояниями, они должны были поселяться вместе. Первый вариант делал возможным, особенно в условиях перехода к осёдлости, длительное сохранение материнского рода; второй обычно вёл, особенно при длительном сохранении бродячего образа жизни, к смене материнского рода отцовским.


Да, похоже на то, что патриархат как бы "автоматически" устанавливается там, где по тем или иным причинам разрушается род. Если род здоровый, крепкий, - он матриархальный; когда же род начинает разлагаться, атомизироваться, в нём заводятся патриархальные порядки. Подтверждение этому - из статьи "Народы Севера до XX века":

"Родовая организация в её материнской форме в большей или меньшей степени пережиточно прослеживается у всех этих народов. У юкагиров и ительменов она выступает наиболее ярко, у чукчей и коряков затушёванно. Как чукчи, так и коряки прошли стадию материнского рода. При анализе рода у чукчей, коряков, ительменов и юкагиров вскрываются его характерные черты, свойственные в той или иной степени всем этим народам. К ним в первую очередь следует отнести раннюю утрату экзогамии (за исключением, по-видимому, ительменов).

Экзогамия являлась важным признаком родовой организации. «Никто из членов рода не может брать жену внутри рода. Таково основное правило рода, та связь, которая его скрепляет», но у народов крайнего северо-востока эта связь нарушается. Причину этого следует искать в конкретных условиях их существования.

У чукчей и коряков переход к вынужденной эндогамии вероятно был вызван экономическими причинами. Обособление общины привело к распылению родовых групп. Становится невозможным заключать браки с представителями других родов, кочующих за сотни километров. Таким образом, брак из экзогамного становится эндогамным.

Обособление родов и отдельных родовых подразделений привело к нарушению экономической общности рода, так что за родом сохраняются главным образом общественные и оборонные функции. В качестве экономической единицы выделяется более мелкая община. Утрата экономической общности и экзогамии нарушила основные устои рода. Вследствие этого названные выше народы утеряли и род.

Исчезновение рода имело место у ительменов и юкагиров в XVII— XVIII вв. Ительмены в начале XVIII в. знали родовую организацию, но под влиянием колониальной политики она исчезла. Эпидемии второй половины XVIII в. резко сократили численность ительменов; частые административные переселения отдельных групп населения в разные районы полуострова, а также введение института сельских старост вместо родовых старейшин привели к быстрому исчезновению родовой организации.

Ту же примерно картину можно проследить и у юкагиров. Юкагиры к XIX в. уменьшились количественно. Осколки оставшихся родов и разных родовых подразделений были объединены в новые административные «роды» с целью взимания ясака.

Значительно труднее объяснить исчезновение рода у чукчей и коряков. В данном случае нет никаких оснований связывать этот процесс с воздействием колониальной политики. Родовая организация чукчей, в её материнской форме, рано претерпела деформацию. Вместо утраченного рода выдвигается обособленная его часть (мелкая община). Старые родовые связи ещё долго продолжали жить в традициях и реально осуществлялись, когда это диктовалось интересами обороны или защиты от нападения чуждых племен. Но зато взамен ослабевших родовых связей усиливаются территориальные."

А усиление территориальных связей так же "автоматически" приводит к появлению государственности.

То есть перед нами вырисовывается такая картина. Самая здоровая "ячейка" общества - семья, состоящая из матери и детей. Собственно, это же мы наблюдаем повсюду в животном мире, например, кошка с котятами. Со временем эта "ячейка" умножается и превращается в материнский род. Из другого такого же материнского рода, живущего по соседству, женщины выбирают себе мужчин, которые приходят к ним время от времени, чтобы заниматься своими нехитрыми делами. Мужчины же данного рода так же "гуляют на стороне", с женщинами соседнего рода. Род в таком случае процветает [1]. В результате такого процветания, очевидно, со временем у женщин накапливается богатство, и разными способами - не мытьём, так катаньем - приходящие мужья стараются "закрепиться" на женской территории или, наоборот, "вырвать" жену с её "приданным" с её территории, из её рода. И после этого наступает эпоха эндогамных браков. Род умирает, и вместо рода появляется кастовая система.
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это прекрасно показал chispa1707 в своей "реконструкции матриархата"

Представьте две соседские деревни: деревня Ивановых и деревня Петровых.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Девушки Ивановых идут жёнами в деревню Петровых.
Напряг начинается сразу, потому что половина женщин в деревне (сёстры и тётки) - Петровы, а половина женщин (жёны и матери) - Ивановы.

А свёкор-то говорит: "Неработницу ведут",
А сверковь-то говорит: "Неугодницу ведут",
А золовки говорят "Неузорницу ведут",

Невеста от Ивановых идёт со СВОИМ приданым: и рушники у неё с неправильными тотемными узорами, и горшки у неё не той формы. И борщ она неправильный готовит. Но главное, когда она будет отдавать дочь замуж в родную деревню (для дочери, по батюшке уже Петровой, совершенно чужую), она отдаст за ней приличную часть семейного имущества.

И вот вопрос, каким узорам на рушниках она будет учить свою дочь? Тем, каким её научили дома (узоры Ивановых), или тем, которые вышивает сестра её мужа (узоры Петровых)? И от кого научилась сестра мужа этим узорам? От матери? Ну, так мать - урождённая Иванова. Органичнее будет, если она выучит дочку ивановским узорам, а не петровским.

И куда девается культура деревни Петровых? Если все рожающие женщины в этой деревне - Ивановы. А нет никакой культуры Петровых! Исчезает эта культура в такой модели. Потому что место этой культуре - в деревне Ивановых, там, где собираются в конечном счёте все женщины из деревни Петровых.

Ровно такой же напряг в её деревне, куда приводят невест от Петровых.

ПОЛЕЗНОЕ
При этом мы видим, что патриархат приводит к интенсивному перемешиванию Ивановых и Петровых и появлению уже не племенной, а общенародной культуры. Причём, идёт процесс очень быстро: за одно поколение Ивановы и Петровы - уже родня. За второе поколение ивановы-петровы уже смешаются с сидоровыми-козловыми. Пять-семь поколений, и губерния культурно едина. Никакой феодально-племенной раздрозненности здесь быть уже не может, и никакая культурная самобытность здесь уже не сохраняется. Патриархат чрезвычайно жёстко нацелен на прогресс и унификацию.

А что было ДО ТОГО? Как протекали века и века?

МАТРИАРХАТ
При матриархате невеста остаётся дома, при маме. Ей не надо ничему ПЕРЕучиваться, - и рушники у неё правильные, и горшки, и борщи. И своё имущество в чужой дом отдавать не надо. Девушку никто её не тиранит, её не насилуют всем гуртом (как в патриархальной Аравии 19 века), потому что все РОДНЫЕ мужчины в деревне - её братья, а все НЕРОДНЫЕ зависят от своих жён, а те для неё - старшие сёстры. Своих в такой деревне большинство.
Культура и стабильность сохраняются великолепно.

МАТРИАРХАТ. ДОПОЛНЕНИЕ
Костяк деревни - женщины.
Парни уходят к жёнам в соседний род. Именно поэтому в России остался такой свадебный реликт, как "испытание жениха".
В женином роду у парня есть мощная поддержка - мужчины из его деревни, женившиеся чуть ранее. Они - правящий клан.
С братьями жён мужики могут не считаться: братья все - щеглы, и едва они войдут в возраст, их сплавят - женят, то есть, отдадут в соседнюю деревню.
Женщины составляют сильную корпорацию. Если чей-то муж проявил себя плохо, они могут добиться от своих мужей изгнания проштрафившегося. Разведёнка или вдова одна не останется - её отдадут второй женой (как правило, брату потерянного мужа).
Право сильного уважается. Потому что сильный вождь, сильные мужики - залог стабильности и безопасности.
Культура мужчин и женщин в силу разной племенной принадлежности различна и взаимно табуирована. Мужчина не имеет права прикоснуться к женской собственности - и наоборот.
Когда мальчики подрастают (13-14 лет), их женят, то есть, отдают в соседнее племя. Процедура непростая, - чтобы отдать члена рода на сторону, его сначала следует символически умертвить. Чтоб духи рода не были в обиде, что племя отдало своего кровного родича. Отсюда, видимо, "мальчишник" - прощание с пока ещё холостыми друзьями (при патриархате точно так же будет прощаться невеста, в патриархате символически умерщвлять надо именно её).
Tags: Австралия, причины падения, род
Subscribe

  • К вопросу о памятниках.

    Джеймс Мелларт говорит об открытии земледелия и приручении животных, подчёркивая, что " эти достижения в свете современных научных данных…

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Приближение к Аттису (2).

    Недавно в записи Приближение к Аттису мы "шаманили" и "гадали на кофейной гуще" над археологической находкой у с. Заветное-V в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments