Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

"Матриархальная революция" по М. Л. Серякову.

Интересную концепцию "матриархальной революции" представил Серяков Михаил Леонидович.

В его изложении, матриархат наступил как наказание мужчинам за их неуёмное насилие по отношению к Матери Земле. Беспощадное и подчас бесцельное истребление животных и сексуальное насилие по отношению к женщинам привели к "матриархальной революции".

В этом я согласен с Серяковым. Я полагаю, что люди перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству не от хорошей жизни, а оттого, что мужчины-охотники наверно выбили всю легкодоступную дичь и всё чаще возвращались с охоты ни с чем. Вот и пришлось женщинам заниматься огородами. А кто кормилец, тот и хозяин в семье.

Но Серяков почему-то не связывает "матриархальную революцию" с "неолитической революцией". Он считает, что это эпохальное событие произошло гораздо раньше.


Серяков говорит, что этот сюжет - "матриархальная революция" -  описывается в греческих мифах. Так, например, Аполлодор сообщает: «Артемида же убила Ориона на острове Делосе. (…) Орион же, как говорят некоторые… был застрелен Артемидой из лука, когда пытался совершить насилие над Опидой, одной из дев, прибывших от гиперборейцев». Есть вариант мифа, в котором Ориона карает богиня Земли за его нечестивое стремление истребить всё живое на нашей планете: «…Орион, будучи страстным охотником, счёл в этом занятии себя искуснейшим ловчим и стал похваляться перед Дианой и Латоной, что он способен истребить всё живое, что рождается на земле. Поэтому рассерженная Теллус (“мать-земля” в римской мифологии. — М.С.) наслала на него скорпиона, который, рассказывают, убил его».


"Показательно, что в большинстве вариантов убийцей Ориона оказывается Артемида, ставшая сама богиней-охотницей. Поскольку, как свидетельствуют различные данные, в первобытную эпоху охота была именно мужским занятием, в данном случае одновременно с убийством Небесного Охотника Артемида узурпирует его основную функцию, сама становясь охотницей. В последнем случае виновницей гибели Ориона становится богиня Земли, хранящая равновесие среди порождаемых ею существ".

"У других индоевропейцев произошедшая матриархальная революция нашла своё отражение в узурпации женскими божествами отдельных атрибутов, функций или имён, под которыми был известен Небесный Охотник у тех или иных народов. Так, например, Пояс Ориона скандинавы называли Веретеном Фригги, бывшей женой Одина. О переносе части функций с Ориона на женское божество говорит и то, что у континентальных германцев Дикая Охота возглавлялась не только Вотаном, но и его женой Хольдой. <...> С другой стороны, отечественная народная астрономия даёт ещё один пример произошедшей матриархальной революции. На Дону и в Туле созвездие Орион было известно под названием Девичьи Зори. А.Н. Афанасьев приводит объяснение происхождения этого необычного названия: «У нас же есть предание о трёх вещих сёстрах, которым, после их кончины, досталось весь век гореть тремя звёздами возле Млечного Пути — на дороге, ведущей в Царство Небесное; звёзды эти называются Девичьи Зори». Возможные следы узурпации видны и в том, что если у поляков был мужской бог Живе, то у их более западных собратьев уже известна «Жива, богиня полабов». Хоть это и может быть объяснено вариативностью пола, подчас встречающейся в языческих верованиях, однако, с учётом рассмотренной тенденции, перед нами вполне может быть и пример присвоения победившим женским божеством не только места, но и имени убитого им мужского божества".

"Примерное время узурпации основной функции Небесного Охотника нам помогает определить археология. Уже в Чатал-Хююке, древнейшем из известных на сегодняшний день городе в Старом Свете, расположенном на территории современной Турции и существовавшем в период 6500–5700 гг. до н. э., мы видим развитый культ Великой Богини-Матери, включавший в себя и охотничьи функции: «Представление богини вместе с дикими животными указывает на её древнюю роль созидательницы ритуальных игр в охотничьих социумах и покровительницы охотников». Действительно, Богиня-Мать изображалась там в сопровождении леопардов. В другом случае рельефы повествуют нам о рождении ею барана или быка, являясь, таким образом, предтечей греческого мифа о рождении Минотавра. Как показали исследования археологов, также Богиня-Мать была связана в Чатал-Хююке с домашними животными, земледелием (её статуэтки находили в том числе и в зернохранилищах), ткачеством, а также со смертью. <...> Однако очевидно, что Великая Богиня-Мать стала почитаться покровительницей охотников не в условиях городской цивилизации, а много раньше, когда предки создателей Чатал-Хююка занимались охотой и вели полукочевой образ жизни".

"Когда же произошла матриархальная революция? Только что рассмотренный пример религии Чатал-Хююка свидетельствует, что матриархат господствовал в раннеземледельческом обществе уже в VII тысячелетии до н. э. Однако это ещё не крайний срок. Археологические данные указывают, что занятие женским божеством главенствующего положения в религиозном создании древнего человека произошло гораздо раньше, ещё в эпоху палеолита. Одним из наглядных показателей этого являются находки статуэток Богини-Матери, так называемых Венер палеолита, в пещерном искусстве при полном отсутствии соответствующих мужских божеств. Как отмечают исследователи, эти Венеры находятся в Европе на обширных просторах от Дона до Рейна, объединяясь в виллендорфо-костёнковское культурное единство. Время создания наиболее ранних этих памятников религии и культуры охотников на мамонтов в центре Европы датируется 28–27 тысячами лет назад. Ещё одним показателем произошедшей матриархальной революции стало изучение распределения мужских и женских символов на стенах пещер. На основании анализа 63 гротов А. Лepya-Гуран установил, что «женские знаки расположены главным образом в сакрализованных местах святилища (центральная стена зала, альков), тогда как мужские тяготеют к “проходным” частям пещеры». Но из этого наблюдения следует вывод, что главенство в религиозной жизни в эпоху пещерного искусства принадлежало именно женщинам. Таким образом, мы можем предположить, что матриархальная революция, в результате которой главенствующей фигурой стала Великая Богиня-Мать, а про низвергнутого Небесного Охотника был сложен миф о его гибели от рук женщины, произошла как минимум около 30 тысяч лет назад.

--------------------------------------------------------------------------------
На мой взгляд, никакой "матриархальной революции" никогда не было. Патриархальный переворот - да, был, и он совпал с разложением родового строя и появлением государственности. "Неолитическая революция", которая в основном имела "женский" характер, тоже была, но "матриархальная революция" 30 тыс. лет назад и даже раньше? По-моему, здесь мы просто выходим за "горизонт событий" и оказываемся в положении наблюдателя "чёрной дыры". Что там было, в "чёрной дыре", свыше 30 000 лет назад? Мы можем лишь гадать, так как положительный свет знаний оттуда не исходит. Лично я считаю, что матриархат существовал от самого появления человека примерно 40 - 45 тыс. лет назад вплоть до возникновения первых государств.

Конечно, я не согласен с Серяковым и в том отношении, что женские божества "узурпировали" функции мужских божеств. Всё как раз наоборот. При патриархате рядом с женским божеством появлялось такое же божество, но с мужским именем (например, Либер и Либера), затем на мужское божество переносились функции женского божества, после чего это последнее "оттиралось" на задний план и забывалось.

Tags: матриархат
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments