Стр.1
Учебник "История первобытного общества" 1982 г. (авторы: Першиц, Монгайт, Алексеев, третье издание) для высшей школы можно считать примером наиболее объективного подхода к рассмотрению становления патриархата, насколько это позволяют все еще царящие в науке мужешовинисткие тенденции. Отмечен насильственный характер возникновения и развития патриархатной формации: "наступление патриархата...рано или поздно должно было принять более прямые и жесткие формы" (из учебника по истории первобытного общества. Раздел о патриархате). Подчеркивается первостепенная роль мужских банд в утверждении и распространении патриархата на примере Меланезии: "члены мужских союзов терроризировали женщин и непосвященных...вымогая или захватывая их имущество, совершая насилия илидаже убийства. В то жевремя мужские союзы защищали своих членов, охраняя их собственность, обеспечивая им влиятельное положение", а также асоциальный характер "мужских союзов": "По сути дела это были внеродовые организации, узурпировавшие права рода и способствовавшие егоразрушению". См. http://arheologija.ru/patriarhat/ "привлечение за последние пятьдесят лет богатого этнографического материала, относящегося к жизни самых различных народов, сохранивших пережитки родового строя, позволило обосновать утверждение о значительной социальной роли мужских союзов, превратившихся в ходе становления классов в тайные общества. Существование мужских союзов у самых различных народов в эпоху матриархата бесспорно.Эти союзы тесно связаны с «мужскими домами», в которых мужчины племени собирались для проведения ритуальных религиозных обрядов, организации празднеств, отдыха, военной тренировки и пр. В рамках этих мужских союзов их члены делились на несколько возрастных несколько возрастных классов — мальчики, юноши, взрослые мужчины, старики *. Переход из одного возрастного класса, в другой сопровождался различными сложными обрядами посвящения ... В борьбе с женщинами за преобладающую роль мужские союзы прибегали к методам запугивания, религиозно-мистического и физического террора" (М.Чельцов-Бебутов. Учебник) http://pravo.news/sovetskoe-zakonodatel
Стр.2
Почему банды конца палеолита состояли из мужчин? Основой родового первобытно-общинного строя был материнский род, объединявший кровных родственников по материнской линии. Отцовства матриархат не знает, мужчины могли лишь принимать участие в воспитании детей своих сестер; своих детей они не знали, поскольку те принадлежали к соседним родам. Брачные контакты происходили между родами в рамках групповых или парных встреч. Мужчины были менее привязаны к своему роду. С возникновением товарообмена между родами и племенами мужчины играли роль дипломатов и посредников. Товарообмен постепенно стал мужской социальной обязанностью. Гостевой брак при котором мужчина подолгу проживал в роду своей подруги в значительной степени способствовал ослаблению его связей с родом матери. Постепенно функции дарообмена стали занятием исключительно мужчин. Постепенно контроль над мужчинами со стороны рода ослабевал; в их руках сосредоточивались неучтенные материальные ценности. Появилось стяжательство и воровство. Воров и укрывателей ценностей, принадлежащих роду, выявляли и изгоняли. Появился социальный класс мужчин-изгоев, проходимцев и приживал, кочующих из рода в род. Женщины же были верны своему роду, своим детям, и заботились о благополучии рода. Первый дом был построен женщиной; первый клад был зарыт в землю мужчиной - вот наиболее точное определение основной причины возникновения прапатриархата.