Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Домашние" змеи минойцев.

Автор блога knossoslab.ru сообщает:

"Змеи играли большую роль в религиозном культе минойцев. Скульптурное изображение «Богиня со змеями» является чуть ли не самым узнаваемым символом Кноссоса. Но сегодня я хочу рассказать про интересную штуку, нашедшую отражение в повседневной символике.

Во многих древних культурах змея часто ассоциируется с перерождением, возобновлением жизни, потому что она периодически сбрасывает кожу. Подобная вера существовала и у древних месопотамцев и семитов, а также в индуистской мифологии. Пеласгический миф о творении упоминает великого змея Орифона, ставшего прародителем всего сущего. Также змеи — существа, несомненно, хтонические, связанные с «нижним миром», миром мёртвых. Например, в древнем Египте в виде женщины со змеиной головой предстаёт богиня Меритсегер, богиня Фиванского некрополя, покровительница кладбищ и строителей гробниц.

Однако археологические находки на Крите говорят нам, что в минойской религии змея занимала несколько другое положение и скорее была защитницей дома, как это позже проявляется и в греческой религии. Артур Эванс в 1930 годы находит в Кноссосе так называемые «snake tubes», цилиндры с прикреплёнными к ним чашечками-поильниками, предназначавшиеся скорее всего для кормления змей-покровительниц домашнего очага. Подобные артефакты встречаются и в других критских святилищах.

22

В той же «змеиной комнате» Эванс находит трипод, небольшой столик на трёх ногах, служивший, видимо, для тех же целей. Подобную чашу для кормления змей сладким напитком позже описывает Элиан виденной в одном из египетских городов, где обитал гигантский священный змей.

33

Третий вид змеиных сосудов похож на пчелиные соты, и Эванс предполагал, что благодаря им змеи могли кормиться мёдом и личинками пчёл. Любовь священных змей к сотам упоминается и в сюжете о пещере оракула Трофония, где, кстати, была статуя, тоже якобы созданная Дедалом. Чтобы умилостивить двух охраняющих вход в пещеру змей, им по преданию бросали соты. Также мы знаем о священной змее Афины в Парфеноне, которую называли хранительницей дома и кормили медовыми сотами. У Диодора Сицилийсокго мы встречаем упоминание о том, что для храма Афродиты в Эриксе Дедал создал золотые соты, не отличимые от настоящих.

11

А теперь давайте вспомним всем знакомую чашу со змеёй, знаменитый знак медицины, красующийся на аптеках и прочих медицинских учреждениях. Теорий его происхождения много, но в качестве источников образа чаще всего упоминают кадуцей и посох Асклепия. Интересно, что по одной из версий древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шёл, опираясь на посох, в Кноссос ко двору царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту чудо-травку и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Дочь Асклепия Гигею, также богиню здоровья, изображали кормящей змею из чаши.

44

В общем, тут как всегда «критский след» налицо, и хотя трансформации змеиных образов в мировой культуре весьма причудливы, в них можно угадать и древнейшие доисторические праобразы".

55
Tags: Крит, змеи, пчела
Subscribe

  • Историософское.

    "Вмешательство богов в социальный порядок уничтожено бюрократией и тоталитаризмом. Желательно, чтобы в обществе была минимальная организация,…

  • Кочевники и земледельцы.

    31 августа... Уходит лето 2021 года... Ну, что-ж, так "заведено" в этом мире, что день сменяется ночью, а лето - зимою, и ничего тут не…

  • О релятивистской природе человека.

    Вот эта картинка, случайно увиденная мною в Сети, заставила меня глубоко задуматься. Помнится, в статье " О релятивизме человеческой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments