Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Своеобразный матриархат племени химба.

Девушки племени химба считаются самыми красивыми в Южной Африке, а может быть и во всей Африке.

химба

Улиткины (2_travellers) пишут: "Девушки химба очень красивы. Взрослые женщины тоже не отстают. Что-то в них есть такое, что притягивает взгляд. И это точно не голая грудь.

химба 2
ФОТО: ОЛЬГА РАСТЕГАЕВА

Живут химба на северо-западе Намибии. В журнале "Вокруг света" говорится: "Химба пришли сюда несколько веков назад из Восточной Африки. Ранее племя было многочисленным, но в середине XIX столетия в нём произошел раскол. Вышедшие из племени люди вошли в контакт с европейцами и получили название «гереро». Оставшаяся часть племени сохранили аутентичные традиции.

Жизнь химба проходит в краалях круглой планировки. В центре находится скотный двор, вокруг него расположено множество хижин круглой либо квадратной формы, построенных из жердей и покрытых соломой или тростником. Мебели в «доме» нет, спят хозяева на соломенных матрасах".

"В краалях в основном находятся женщины и дети.  Мужчины химба  поддались очарованию цивилизации и всё чаще носят современную одежду и отправляются на заработки, а женщины - нет. Не признают современность и всё! Очень мало кто из них принял  христианство. Из-за этого они и страдают, но не сдаются. Они говорят: Наша сила в памяти и культуре наших предков!  И по степени сохранности привычного быта и традиций химба меньше всего поддались натиску цивилизации.

Работают в краале в основном женщины, хотя работают - громко сказано; это их царство, царство женщин, пока мужчины пасут скот, пьянствуют или вкалывают в городах, чтобы потом деньги спустить на выпивку. Женщины  иногда взбивают в калебасах масло или доят коров. В основном всю работу делают подростки. Зато женщины должны выглядеть красиво! Поэтому они целый день только то и делают, что ухаживают за собой, плетут и украшают себя браслетами, они у них везде: на руках, ногах, шее, а потом мажут всё тело охрой смешанной с животным жиром, при этом никогда не моются, с рождения, это связано с нехваткой воды,  но при этом кожа у них идеальная, даже у старух. Эту краску для тела они очень ценят, растирают мягкие камни, добытые в горах  в порошок. Краской  приходится запасаться надолго, а в отдалённых районах покупать. Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает охрой всё тело. Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично - отгоняет паразитов. Таким образом, охра заменяет  мыло, когда её соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. Химба всегда специфически пахнут: охрой, камфорным маслом, дымом костра", - рассказывает Евгений Рафаловский на сайте Wild Traveler.

"Женщины химба (мужчины племени слишком ленивы для этого ритуала) наносят краску на тело каждое утро, а вечером соскребают вместе с пылью. Удивительным образом химба приятно пахнут. В смесь многие добавляют толчёные ароматные корешки. В длинные косы вплетают волосы мужчин, как правило, мужей и отцов, если семья кочует, или вождя деревни, где живут химба.

Кажется, жертвовать свой волосяной покров на косы женщинам – единственное, чем занимаются мужчины химба помимо главной обязанности – поддерживать священный огонь предков окуруво. (Мужчины занимаются в основном добычей вулканической пудры для мази.) Иногда они сплетничают с соседями. Иногда ловят мух. Иногда доят коров. Заводят новых жён – это разрешается, главное, всех вновь прибывших прокормить. Но в еде они неприхотливы: молоко, кукурузная крупа, съедобные коренья и даже буйволиные колючки – вот и весь незамысловатый рацион. Мясо коров и коз у химба едят крайне редко. Женщины всё тянут сами – детей, дома и скотину. Муж Тхаори, в отличие от мужчин больших поселений химба, живёт со своей семьей. В прописанной во всех путеводителях колонии химба в Каоколенде так и вовсе царит полный матриархат: все мужчины, кроме немощных вождей, в поисках работы оделись и уехали в ближайший город Опуво на заработки. «Если химба оделся, – переведет мне потом слова Тхоари Альберт, – значит, ум его попутался». рассказывает Ольга Растегаева.

У химба главные женщины. Мужчин обычно не видно и не слышно, и не понятно есть ли они на самом деле. В племени царит своеобразный матриархат – если турист хочет купить у них сувенир, обсуждать это нужно исключительно с женщинами.

"Конечно, стратегические задачи решают мужчины и на собраниях племени женщины не имеют права голоса. Однако именно женщины занимаются поисками воды и её доставкой в селение, которое располагается вокруг скотного двора. Они же доят коров, строят хаты-мазанки, воспитывают детей, зарабатывают деньги, продавая немногочисленным туристам на базаре свои нехитрые украшения, сделанные из дерева и отделанные бисером, камушками, косточками, семенами. Кстати, чтобы тебя пустили в село, нужно заплатить 300 намибийских долларов с одного взрослого. Мы торговались, поэтому заплатили по 200. Там везде нужно торговаться. Обычно цену удается сбить на треть, а то и наполовину.
Для них нормально, когда жена в длительное отсутствие мужа рожает ребёнка от другого. Появлению детей здесь рады. Это богатство племени, их воспитывают сообща. Несколько жён одного мужа прекрасно уживаются между собой. Я интересовалась у женщины, супруг которой работает в министерстве (химба имеют своё представительство в намибийском парламенте) и в племени появляется редко, не сказывается ли длительная разлука на интимных отношениях. На что она ответила: «Так в племени много других красивых мужчин»", - сообщает Наталья Панченко.

"Химба живут практически в первобытном строе, всё племя вместе растит детей, не делая никаких различий, но самое интересное, что здесь царит всё тот же матриархат, прямо как у гиен! Мужчины племени здесь не живут, а появляются только по необходимости, и, судя по большому количеству малышей, необходимость эта бывает не так уж и редко. Отсюда никаких тебе скандалов и разводов, вот оно – решение всех семейных проблем. Я всегда утверждал, что женщины должны относиться к мужчинам как к собакам - … накормить, напоить, и … отпустить погулять! И всё, и никаких скандалов! Свободу мужчинам!!! Ой, чё-то понесло меня, видно наболело.
Итак, продолжаем разговор. Химба не признают никаких благ цивилизации: практически не пользуются лекарствами, мобильными телефонами, не говорят по англиийски. Просто не утруждают себя ничем таким. У них есть небольшое количество скота плюс собирательство, вот и всё. В обмен на это они получают полнейший душевный покой и свободу. Закрадывается мысль – а, может, они таки правы?!" - вопрошает блогер Dik Dik.

В то же время, продолжительность жизни в племени высокая – химба живут до 70-и, а иногда и до 100-а лет.

"Но самое потрясающее у этого народа – это их песни. Причём, не сами слова или мелодия, а их глубинный ментальный смысл.

Дело в том, что у химба за дату рождения человека принимается не дата его появления на свет. И не дата его зачатия. А тот день, когда его матери пришло в голову завести ребёнка. Когда женщина-химба решает иметь ребёнка, она удаляется куда-нибудь подальше от деревни, садится под деревце и вслушивается в тишину, пока не услышит песни ребёнка, просящегося в мир. Услышав песню, она идет к человеку, который будет отцом ребенка, и учит этой песне его. Потом, когда молодые люди начинают жить совместной жизнью, они опять поют эту песнь, призывая малыша появиться на свет.

Когда будущая мать тяжелеет, она учит этой песне деревенских повитух и старших женщин. В итоге, когда ребёнок рождается, старшие женщины и все вокруг поют эту песнь, приветствуя его. Пока ребёнок растёт, другие жители тоже заучивают песню ребёнка. И если вдруг ребёнок упадёт, ударится коленкой, кто-то поднимет его и обязательно споёт ему его песню. Когда малыш делает что-то доброе или когда проходит обряд инициации, то почитая ребёнка, деревенские жители племени химба тоже поют его песню.

Есть ещё один повод для пения. Если вдруг кто-то совершает недобрый поступок или нарушает социальные нормы, такого человека ставят в центр селения, народ окружает нарушителя и опять поёт его песню. Племя считает, что исправляется антиобщественное поведение не наказанием, а любовью и уважением личности. Когда узнаешь свою собственную песню, исчезает желание или необходимость делать нечто, огорчающее других.

Это проходит через всю жизнь у каждого члена общины химба. Песни поют совместно супруги. Родители поют детям, а дети – родителям. Наконец, когда человек лежит в постели, близкий к смерти, вся деревня, зная его или её песню, поет её в последний раз", - сообщается в статье "Песни племени химба".

P.S. Это напоминает то, о чём я писал в статье "Песня жизни".

P.P.S. И ещё маленькое видео:

Tags: Африка, пережитки матриархата, традиционные общества, химба, этнография
Subscribe

Posts from This Сommunity “химба” Tag

  • Своеобразный матриархат племени химба (2).

    "Поселение народа Химба живёт одной большой семьёй, и делится на два клана: отцовский и материнский. Власть в племени передаётся по женской…

  • Тяжести матриархата.

    Довольно интересная запись мне встретилась у wolfgrel в Тяжести матриархата. Цитирую: "Матриархат Тибета - совершенно особенная…

  • Живые и мёртвые.

    В опубликованной на русском языке работе "Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма" виднейший голландский специалист по политической…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments