Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Люди "третьего пола".

Из книги Управителева Л. М. "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования". - 2002. С. 14-17.

Крайне интересным и труднообъяснимым феноменом первобытного общества является существование у некоторых народов, кроме женщин и мужчин, так называемого третьего пола. Это люди, которые в противовес своему физиологическому полу имеют одежду, поведение и род занятий противоположного пола. Первый исследователь Камчатки С.П. Крашенинников описал в 1755 г. коекчучей, людей «третьего» пола у камчадалов, речь в данном случае идёт о мужчинах, изменивших пол:

...в женском платье ходят, всю женскую работу отправляют и с мужчинами не имеют никакого обхождения, будто бы гнушались делами их или зазирались вступать не в своё дело.

бердаши
В науке такие люди получили название бердачей. Бердачизм наблюдается у народов Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчей, алеутов и др.), Индонезии, Африки, в Северной Америке он зафиксирован у 113 племён [1]. Что касается численности людей «третьего» пола среди населения, то она невысока, в одной из эскимосских деревень, например, она составляет не более 2%.

Обращает на себя внимание то, что существование «третьего» пола узаконено обществом. Оно не видит в этом явлении отклонения от нормы [2]. Люди «третьего» пола считаются не неполноценными, а двуполыми или представителями смешанного пола. «Нередко им приписывают особую магическую силу, они часто (но не обязательно) бывают шаманами и поддерживают сексуальную связь с богами».

Бердачами могут быть как женщины, так и мужчины, хотя последние становятся ими значительно чаще. В физиологическом отношении — это здоровые люди; случаи анатомического гермафродитизима среди них весьма нечасты.

У чукчей перемена пола происходит в период половой зрелости, когда появляются первые признаки «шаманской» болезни (явление человеку духов). Шаману важно быть способным переступать границы естественного и сверхъестественного, животного и человеческого, мужского и женского. Предписывают перемену пола старые шаманы, которые делают это по «приказанию » духов кэлэ. Иногда духи «открываются» и самому подростку или уже взрослому человеку, решившему, что он принадлежит другому полу.

Далеко не всегда «перемена» пола - бесконфликтная процедура. Некоторые молодые чукчи предпочитали смерть повиновению духам кэлэ. В конечном итоге, те, кто становился «третьим» полом, всю жизнь совмещали в себе
особенности поведения двух полов. В общинах отношение к «полумужчинам-полуженщинам» было двояким - их ценили и их боялись за многообразие способностей, за независимость, за сверхъестественную связь с духами.

В тех обществах, где феномен «третьего» пола не существует, можно наблюдать случаи ритуальной перемены пола. У первобытных австалийцев инициация мальчика включает ого временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских народов (масаи, нанди, нуба и др.) посвящаемых переодевают в женскую одежду. Ритуальное превращение юношей в женщин существовало у папуасов Новой Гвинеи, островитян Торресова пролива и т.д.".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Считается, что явление существования бердашей было широко распространено в Америке; оно представлено во всех крупных племенах: от ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья; на Великих Равнинах у племён иллинойс, арапахо и далее на юго-запад у пима, навахо и мохаве; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски (из Википедии).

[2] Хотя в некоторых индейских племенах к бердашам относились так, как будто они действительно являлись людьми противоположного пола, в большинстве племён они идентифицировались как люди третьего пола — не мужчины и не женщины. По этой причине феномен бердашей назван примером трансгендерной гомосексуальности (транс- в данном случае — «по ту сторону»). У этих племён не считалось, что мужчина, состоящий в интимных отношениях с бердашем, имеет половые отношения с другим мужчиной. Бердаши не вступали в половые отношения с другими бердашами, существовало табу на подобные связи, которые рассматривались как форма инцеста (из Википедии).
Tags: бердачи, инициация, шаманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments