Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Фрау Холле и Дикая Охота.

Оригинал взят у rakugan в Кто поведет Дикую Охоту? Часть 1. Фрау Холле

Дикая охота
«Дикая Охота» Ханны Бёвинг (Hannah Böving)

Почти по всей Европе, от Италии до Скандинавии, известны легенды о «Дикой Охоте» — кавалькаде призрачных всадников со сворой собак, которая проносится по небу, похищая души умерших, а то и живых людей. Обычно время появления Дикой Охоты привязывали к самому тёмному и холодному времени года — с ноября по январь. Особенно часто она появлялась в так называемые «Двенадцать ночей» — между Рождеством и Крещением по григорианскому календарю, т.е. между 25 декабря и 6 января.

Звуки Дикой Охоты — лай собак, крики охотников, звон оружия — далеко разносились в холодном воздухе. Часто её появление сопровождалось бурей или грозой. Деревенские жители оставляли на ночь приношения волшебным охотникам, но сами старались как можно реже выходить из дома в ночную темень и стужу. Встреча с Дикой Охотой могла обернуться смертью или безумием, а само её появление часто предвещало войну или чуму.

В разных странах предводителем Дикой Охоты считаются разные мифологические персонажи. В Англии это король Артур, Херне-Охотник, король Херла и другие, в Скандинавии — преимущественно Один, в Уэльсе — король Араун и т.д. Но далеко не всегда эти персонажи — мужчины. Есть среди них и женщины. Легенды о них относятся к числу самых древних и интересных.

Историк Карло Гинзбург (Carlo Ginzburg) проследил удивительно схожие верования, существовавшие в Европе на протяжении тысячи лет. Во всех этих легендах описывалось, как мужчины и женщины по ночам совершают колдовские обряды, после которых взлетают в небо и следуют за богиней, которую разные народы знали как Диану, Артемиду, Хольду, Госпожу Востока, Перхту, Эпону и ещё под множеством других имён.

По мнению фольклористов, будучи изначально религиозными ритуалами, под влиянием христианства эти процессии стали мыслиться как полёт ужасающих и вредоносных духов или живых мертвецов. Об этом явлении — дениграции — мы уже говорили раньше. Под его влиянием божества древности превратились в персонажей страшных сказок.

Именно в сказках, которые люди рассказывали своим детям долгими зимними вечерами, мы и будем искать следы древних верований…

catrin-welz-stein-frau-holle
Фрау Холле.

Мы уже говорили о ней в постинге, посвящённом Ночи Матерей . Многочисленные архаичные мотивы, связанные с Холле, по мнению исследовательницы матриархата Хайде Гёттнер-Абендрот, ведут к великой богине-матери эпохи неолита. А германистка Эрика Тимм предполагает, что имя «Холле» («Милостивая») первоначально было прозвищем германской богини Фригг, которое обособилось в самостоятельное имя после христианизации (потому что прилюдно поминать имена языческих богов было нельзя, а отказаться от них совсем — трудно).

В то же время фрау Холле связана с миром мёртвых, что роднит её со скандинавской Хель. По некоторым легендам, она собирает в свою свиту души детей, умерших некрещёными. В народных сказках путь к ней лежит через колодец (классический путь в загробный мир).

В одной из таких сказок фрау Холле, которую в русском переводе называют Госпожа Метелица, награждает трудолюбивую девушку и наказывает её злую и ленивую сводную сестру. У её дома пришельцев встречают волшебные печь и яблоня — то есть, она связана с такими древними умениями человека, как использование огня и культурных растений. Также фрау Холле управляет погодой (чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идёт снег на земле) и учит людей разнообразному рукоделию, например, прядению и ткачеству.

Холле
«Матушка Холле» художницы Джейн Уорд (Jane E. Ward).

Эта картина не так проста, как может показаться. Зимняя сцена в ней перекликается с иллюстрацией «Февраль» из средневекового «Роскошного часослова герцога Беррийского» (XV в.).

Марджери Кемпе

А женщина в левом нижнем углу, которая помешивает в котле, — Марджери Кемпе (1373-1438), английская духовная писательница и мистик, авторка «Книги Марджери Кемпе» — первой автобиографии на английском языке.

Чаще всего фрау Холле появляется зимой, но есть легенды, которые связывают её с осенней Дикой охотой. Считалось, что она мчится по небу на чёрном коне, со свитой из ведьм, которые летят вслед за ней на зачарованных прялках. Этих ведьм называли Hulden. По ночам они «вылетают из дома сквозь запертые двери, оставляя позади спящих мужей», и отправляются пиршествовать или сражаться в небе. Об этом говорилось в средневековом Canon Episcopi (906 год) — инструкции для епископов, которая предписывала изгонять из деревень людей, подозреваемых в чародействе. А народная сказка XVI века, записанная теологом и поэтом Эразмом Альбером, сообщает об «армии женщин» с серпами в руках, которых послала госпожа Хольда. Впрочем, не всегда её спутницами были только женщины: в 1630 году в немецком ландграфстве Гессен был осуждён мужчина за то, что якобы ездил в свите Хольды на Дикую охоту.

Вплоть до XVI века сохранялся обычай оставлять на ночь угощение для свиты фрау Холле. Для этого пекли специальную булку в виде плетёной косы — Hollenzopf, «Коса Холле». Её оставляли на ночь на улице, чтобы Холле её благословила, а затем высохший хлеб использовали для лечебных целей на протяжении года.

frau_holle_or_berchta_and_her_train
«Фрау Холле и её свита», рисунок 1873 года

Епископ Бурхард Вормсский (конец X в.) в «Покаянной книге» (пособии для священников по проведению исповеди) предписывал задавать исповедающимся такой вопрос: «Веровал ли ты, что некоторые одержимые дьяволом женщины считают себя принужденными и обязанными в компании демонов, принимающих облик женщин, как, например, та, которую наши местные жители по глупости называют колдуньей Хольдой, в определённые ночи ездить верхом на животных и таким образом присоединяться к воинству демонов? Если ты веровал в эту ложь, должен приносить покаяние в течение года в определённые постные дни».

Якоб Гримм замечает, что вера в Хольду была особенно распространена в Гессене и Тюрингии, откуда был родом и сам Бурхард Вормсский. Неудивительно, что он был так хорошо осведомлён об этих верованиях.

По некоторым легендам, Дикая охота начинается с горы Хёрзельберг в Тюрингии, в недрах которой находится двор Хольды. «В 1398 году в полдень в воздухе внезапно возникли три огромных языка пламени, слились в один огненный шар, затем вновь разделились и скрылись в горе Хёрзельберг», — сообщает тюрингская хроника. Согласно местным сказкам, в давние времена можно было слышать ужасные крики и стоны, доносящиеся из пещеры в недрах горы. Временами оттуда раздавались дикие вопли и взрывы сатанинского хохота, которые вселяли ужас в жителей долины. В то же время встречались люди, которые видели в глубине пещеры очертания прекрасных женщин и слышали пробивающуюся из скал волшебную музыку.

Спутниками Хольды считались не только люди, но и животные, в частности, дикие гуси. Эти птицы известны как храбрые защитники своих домов и семей, поэтому в дохристианскую эпоху шлемы и могилы воинов часто украшали изображением гуся. Существует кельтская скульптура начала нашей эры, изображающая богиню в шлеме с навершием в виде атакующего гуся.

Гусь или гусыня — один из символов богини-воительницы и женской силы в целом. Крики диких гусей, улетающих на юг, в некоторых немецких легендах считались звуками Дикой Охоты. Гусиными перьями набита и перина фрау Холле — когда она выбивает её, на земле идёт снег.

Легенды о Хольде, как уже говорилось, были особенно распространены в Гессене и Тюрингии. В других немецких землях были свои аналогичные персонажи. Так, на юге Германии и в альпийских регионах её место занимала Перхта, о которой мы поговорим дальше. В Фогтланде на границе с Чехией кавалькаду призрачных всадников возглавляла Верра (Werra), на севере страны — фрау Харке или фрау Фрике (Fricke, Ficke), в Шварцвальде — графиня Эберштайн, в Мекленбурге — фрау Годе (или Гауден), в других южнонемецких землях — Зельда (Saelde, Selten, Zalti, fraw Selga), которая, как считалось, наделяла людей хорошей или плохой судьбой.

колодец фрау Холле
«Колодец фрау Холле» в изображении голландского художника Антона Пека (Anton Franciscus Pieck, 1895-1987)

Девушка терпит разные обиды от мачехи-вдовицы. Наконец, мачеха принуждает её прыгнуть в колодец, чтобы найти случайно упущенное веретено. Так она оказывается в подземном мире, который одновременно является и миром облаков. Здесь ей предстоит пройти испытание на прилежание и доброту, оказывая помощь нуждающимся: вынуть из печи готовый хлеб, потрясти дерево со зрелыми яблоками. В конце концов дорога приводит к госпоже Метелице, страшноватой «старой женщине», у которой «длинные зубы», но доброе сердце. В новые обязанности девушки теперь входит каждодневное вытряхивание перины госпожи Метелицы, благодаря чему на всём белом свете идёт снег. По прошествии некоторого времени она начинает тосковать по родному дому и просит хозяйку о том, чтобы уйти. В воротах, ведущих на землю, на трудолюбивую девушку проливается золотой дождь, так что её одежда оказывается облепленной золотом. Также госпожа Метелица возвращает потерянное веретено и девушка возвращается домой, приветствуемая пением петуха: «Ку-ка-ре-ку! Вот чудеса! Наша-то девица в золоте вся!»

Мачеха, подобрев, встречает девушку ласково. Позавидовав рассказу девушки, её безобразная и ленивая сводная сестра идёт той же дорогой, отказывая нуждающимся, а её работа у госпожи Метелицы никуда не годится. Прискучив своей хозяйке, ленивица, мечтая о золотой награде, в воротах получает в награду опрокинутый котёл со смолой, которая пристаёт к ней на всю жизнь.

Сказка  была записана со слов Дортхен Вильд, невесты Вильгельма Гримма. Опубликована в составе цикла сказок в 1812 году.Невозможно однозначно определить родину этой сказки; в Германии «фрау Холле» почиталась на многочисленных горах, есть несколько вершин, на которых по утверждению жителей, живёт госпожа Метелица. Это гора Хохер Мейсснер между Касселем и Эшвеге, гора Хёрзельберг около Айзенаха и высоты Хёрзельберга и Холлериха(Hollerich).

Письменные следы «фрау Холле» прослеживаются как минимум 1000 лет. Самое раннее письменное упоминание находится в декретах Вормского архиепископа Бурхарда, которые были написаны между 1008 и 1012 годами.

Многочисленные архаичные мотивы сюжета, по мнению Геттнер-Абендрот, ведут к великой богине-матери эпохи неолита. К схожим выводам пришёл историк Карл Колльманн, по его мнению: «Признаки говорят, что фрау Холле — это не разновидность привидения и дух растительности, а региональное олицетворение древнего женского божества земли: почитали его почти всюду на свете под самыми различными именами».

Наряду с известным вариантом, записанном братьями Гримм, существовали и другие сказания, связанные с госпожой Метелицей (фрау Холле), собранные фольклористом Карлом Петовым. Исследовательница матриархата Хейда Гёттнер-Абендрот в своей книге «Frau Holle — das Feenvolk der Dolomiten» попыталась хронологически упорядочить сказания вокруг «фрау Холле» и реконструировать соответствующим образом древние представленния о матриархате.
В фольклоре она ответственна за зимние снегопады, чем основательней она вытряхивает свою постель, тем больше и сильнее снег идёт на земле.

По другим сказаниям «фрау Холле» благословляет весенние поля, шагая по зеленеющим просторам, вследствие чего начинается движение сока в растениях и просыпается природа. Госпожа Метелица также научает людей разнообразному рукоделию, например прядению и ткачеству. Считается покровительницей прядильщиц и ткачей. Этим она отчасти схожа с древнегреческой Афиной, восточноевропейской богиней Макошью и древнегерманскими норнами.

бузина
Чёрная бузина (также: Холлер) считается особенным растением, посвященным «фрау Холле».

Также госпожа Метелица может подарить пироги, цветы или фрукты и помогает, в частности, женщинам и девочкам, даруя им «хороший год», здоровье и плодовитость. Кроме того, что «фрау Холле» способствует деторождению, она уводит души некрещёных умерших младенцев с собой. В тюрингской Готе до сегодняшнего дня сохранилось предание, что фрау Холле является «хранительницей источника», где находятся души ещё не рождённых детей.

Помимо всего, «фрау Холле» считается владычицей подземного мира. Есть поверье, что на Святки, между 23 декабря и 5 января (в это время отдыхают от домашней работы), она выходит на поверхность Земли, чтобы посмотреть кто был усерден в течение года, а кто был нерадив. Поэтому она связывается также с упоминаемой Тацитом богиней Нертус.

Несколько сказаний сообщают о том, как матушка Холле испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины, «тётушки мельничихи», с просьбой о питании и крове. Те из людей, кто оказывают помощь, богато вознаграждаются. Если же люди глухи к мольбам из-за скупости, то таковые наказываются. Таким образом, например, богатый и жестокосердный крестьянин из Викенроде (Гессен) побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питьё старухе (фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание «фрау Холле» сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.

Холле порою изображают с Томте.

Томте (Ниссе) — существо из скандинавского фольклора, обычно появляющееся на Рождество. У него всего 3 фута роста, белая борода и красная шапка. Томте приносит подарки и является в этом смысле шведско-норвежским аналогом Санта-Клауса, хотя в остальном их функции расходятся.

Скриншот 2019-08-11 15-57-46

Tags: лики Богини, немцы
Subscribe

  • Приближение к Снежной Королеве.

    Рассказывают, будто последними словами отца Андерсена были: «Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». А мать в утешение сыну сказала:…

  • Немного о пиктах.

    Да, Христос-то воскрес, а мы не воскресли. И воскреснем ли? С утра солнышко светит, птички поют, - хороший день. Попугай тоже…

  • Лебединные девы

    Уолтер Крейн - «Лебединые Девы» / Walter Crane - «The Swan Maidens» Идея превращения в лебедя представлена в фольклоре…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments