Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К положению женщины в эпоху палеолита.

Читаю "Крит и Микены" Б. Богаевского.

Цитата: "Пользуясь определениями Гернеса, можно сказать, что палеолит есть период чистого охотничьего быта с преобладающим значением мужчины. Неолит - время осёдлого земледелия и эпоха влияния женщины".

По-моему, насчёт "чистого" охотничьего быта автор переборщил. Такой быт возможен лишь разве что где-нибудь на севере канадского арктического архипелага или в Гренландии, где вообще нет никакой растительности. А там, где есть хотя бы какие-нибудь съедобные корешки, например, в пустыне Калахари, женщины ежедневно занимаются собирательством [1]. Я уж не говорю про районы с более благоприятными климатическими условиями.

Исследование показало, что из 28 групп, проживающих в тропической и субтропической зонах, собирательство преобладает в 25 (История первобытного общества, 1986, с. 195-196).
У бушменов кунг (Африка) труд в собирательстве более производителен; чем труд при охоте: в среднем час охоты доставляет 100 калорий, а час собирательства - 240 (там же, с. 196). Растительная пшца в этих племенах вдвое превышает мясную по калорийности и во столько же раз по весу (там же).
По оценкам специалистов, собранная женщинами пища (травы, коренья, орехи, ягоды, зерна, яйца, мелкие пресмыкающиеся и т.п.) составляет 60-80% всех пищевых ресурсов низших охотников и собирателей в районах жаркого и умеренного поясов (История первобытного общества, 1986, с. 195, 436; Кабо, 1986, с. 130; Кон, 1988, с. 174; Традиционные культуры африканских народов, 2000, с. 256). Женщина редко возвращается домой с пустыми руками, в то время как охота мужчин бывает удачной в одном случае из 4. Поэтому, вопреки общераспространенному мнению, во многих архаичных обществах собирательство, т.е. труд женщин, обеспечивает значительную часть пищевого рациона.

В заметке "Первобытные охотницы" я изложил своё видение охотничьего быта эпохи палеолита. И ещё тут надо учитывать, что человек живёт "не хлебом единым". Вот, например, у тех же советских коммунистов была своя идеология, и, согласно этой идеологии, во главе государства, страны и общества находилась КПСС, а вовсе не рабочие с крестьянами. Партийные "бонзы" сами ничего не производили, но занимали самые верхние места "вертикали власти".

бонзы

Почему же не допустить, что и в первобытном обществе тоже существовала своего рода "идеология"? Тем более, что у нас имеются артефакты той "идеологии" - многочисленные палеолитические "венеры". И, вполне может быть, что, согласно той "идеологии", женщины-шаманки в эпоху палеолита занимали примерно то же положение, как эти коммунисты на трибуне мавзолея в эпоху СССР.

-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Датский исследователь Й. Бьерре жил среди бушменов Калахари и участвовал в процессе собирательства женщинами пищи. Приведу его рассказ:

"Я иногда ходил с женщинами и с каждым разом всё больше восхищался их весёлостью, энергией, живым умом. Увидев пчелу, они шли за ней до её гнезда, но если мёду там было мало, не притрагивались к нему, чтобы пчёлы собрали побольше. Женщины втыкали в землю возле гнезда сухую ветку и так «запасали» мёд. Если им встречался покрытый ягодами куст, они всегда оставляли на нём часть ягод на чёрный день, а обнаружив сладкий картофель или уинйиэс (дикий лук), оставляли клубни поменьше в земле, чтобы дать им подрасти. Всё кругом было их садом, и они прекрасно знали, какую в нём можно найти пищу, где и в какое время года" (Бьерре, 1963, с. 93).

Tags: историософия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments