Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О минойской живописи.

Б. Богаевский замечает одну особенность минойской культуры - в ней живопись, а не скульптура, является основным выразительным средством художественного желания.

живопись

Цитирую:

"Живопись легко воспринимается в связи со всем характером красочной культуры минойцев, как мы её узнали. Наоборот, историческая Греция, особенно в её классическом периоде, имеет своей основной формой выражения именно скульптуру.

Минойская живопись появляется сразу в сложившемся и законченном виде. Мы не знаем её предварительных исканий и этапов развития. Затем, также внезапно, она исчезает".

Крит 7

Б. Богаевский проводит параллель между Критом и Венецией, которая в XV - XVl вв. становится могущественной республикой, "владычицей морей". Наряду с деловой стороной, Венеция - центр богатой и изнеженной жизни. И там так же, как в своё время на Крите, тоже внезапно появляется своя венецианская живопись в изумительных творениях Джорджоне, Тициана, Тинторетто. Так же, как Крит, Венеция, после своего поразительного XVlll века, быстро клонится к своему упадку и смерти.

Однако, средневековая Венеция - это маленький островок былой римской жизни. Когда Римскую империю грабили, раздирали и насиловали варвары, туда бежали последние римляне (в этом смысле Венеция похожа на другой остров - Ирландию, куда бежала, спасаясь от варваров, римская интеллигенция). Венеция сохранила в себе римский дух и римскую культуру, так что нельзя сказать, что венецианская живопись возникла из ниоткуда. К тому же, надо полагать, что Венецианская республика, несмотря на островную изолированность, имела культурные связи с другими городами-коммунами Северной Италии, где началась эпоха Возрождения. В этом смысле, творения Тициана или Тинторетто не сильно отличаются от живописи других итальянских мастеров. Тогда как минойская живопись абсолютно уникальна для своего времени; она не имеет аналогов ни в Египте, ни на Ближнем Востоке.

Богаевский правильно замечает, что фресковая живопись Микен и Тиринфа появляется в результате того, что на Пелопоннес с Крита приезжают мастера живописи (добровольно или принудительно, - это уже другой вопрос). "Через Микены минойская живопись повлияет на живопись древней Греции, которая, в свою очередь, в линии развития войдёт живым элементом в европейское искусство".

Да, тут интересно отметить, что в католической Церкви почему-то прижилось древнеэллинское скульптурное наследие, а в русской православной Церкви, считающей себя наследницей Византии (=Греции), скульптура не прижилась. Невозможно даже представить себе в православном храме мраморный ансамбль, известный как «Экстаз святой Терезы», который располагается в часовне церкви Санта-Мария-делла-Виттория (Италия).

santa-mariya-della-vittoria

Значит, православная Церковь больше тяготеет к минойской живописи, а католическая Церковь - к элладской скульптуре. Конечно, православная храмовая роспись по-египетски строго иконографична, но, тем не менее, некоторыми своими "корешками" она, безусловно, уходит в почву Древнего Крита.
Tags: Крит, искусство
Subscribe

  • Экскурс в Микены (2).

    На улице с утра - дождь барабанит по железным крышам и подоконникам. Делать нечего, и я решил продолжить экскурс в Микены. На этот раз я взял, в…

  • Экскурс в Микены.

    Микенская цивилизация потому и называется цивилизацией, что греки-ахейцы приспособили под свои нужды многие достижения крито-минойской культуры.…

  • О "воинственности" крито-минойцев (5).

    Итак, переходим к "рогатым". Самый известный пример микенских "рогатых" воинов - это т. наз. "ваза воинов", найденная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment