Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Пережитки матриархата у тюрков.

(с)...Одним из пережитков матрилокального брака является известный в советской этнографической литературе обычай тайных посещений не­весты женихом до свадьбы после совершения помолвки. Этот обычай был широко распространён в недавнем прошлом среди народов Сред­ней Азии. (Н. А. К и с л я к о в, Пережитки матриархата..., стр. 24.)

В. Гордлевский отмечал существование подобного обычая и у турок Малой Азии. Невеста «сговорена, никях — брак совершён, но год, два девушка, ещё молоденькая, живёт у родителей. Жених тайно её навещает: об этом знает только мать, а отец как будто и не подозре­вает».(В. А. Гордлевский, Женская доля,— Избранные сочинения, т. Ill, М.,1962, стр. 19.)

Известный знаток нравов турецкой деревни сельский учитель М. Ма­кал сообщает о сохранении в Турции обычая тайных посещений невесты и по сей день, причём жених вначале договаривается об устройстве встречи с матерью помолвленной девушки. Если о тайном свидании узнает отец невесты или её братья, жениху приходится туго — на него
набрасываются с дубиной. Что касается матери, она сама «вызывает дочь для свидания в конюшню или в сарай для -соломы и даёт разреше­ние помолвленным провести там всю ночь. Однако вкушение приятно­сти момента скоро переходит границы и имеет дурные последствия; мо­лодые люди, потерявшие меру при свидании в тёмном углу сарая, в конце сами очень смущены случившимся». (М a h m u t M a k a 1, Hayal ve gergek, Sofya, 1965, стр. 9.) Обо всём происшедшем вскоре становится известно в деревне, и сторона невесты начинает упрашивать родителей жениха поторопиться со свадьбой.


❗Однако следование старинным обычаям и традициям нарушается и постепенно утрачивается, уступив место требованиям мусульманской морали, которая строго запрещает жениху и невесте встречаться до свадьбы. Турецкий исследователь Н. Беркес пишет, что «избегание не­вестой жениха существует во всех деревнях без исключения. Видеться помолвленным не разрешается; приход невесты в гости в дом жениха повсеместно строго запрещён». ( N. Berkes, Bazi Ankara koyleri iizerinde bir ara§tirma, Ankara, 1950, стр. 164.)

❗Однако далее Н. Беркес также отмеча­ет, что в некоторых деревнях соответствующие лица, чаще из знакомых жениха, получив определённое вознаграждение, устраивают тайное сви­дание жениха и невесты в своём доме. В других местностях, пишет Н. Беркес, помолвленные встречаются и ночью, но эти случаи редки.

***
///Матрилокальный брак : Распространённый при матриархате обычай проживания супругов в общине жены.///
***

Н. П. Дыренкова указывает, что у многих алтайских тюрков существовал обычай, свидетельствующий о былом матрилокальном браке. Этот обычай заключался в том, что жених после свадьбы не мог за­брать жену сразу же в свой дом, а предварительно строил для неё временный шалаш.(H. П. Дыренкова, Пережитки материнского рода у алтайских тюрков,—СЭ. 1937, № 4, стр. 38.) Турецкий этнограф Ш. Юлькюташир, описывая сва­дебные обычаи северо-алтайских тюрок, также упоминает о сооруже­нии свадебного шалаша из веток берёзы где-нибудь в лесу (это дерево почитается священным). Молодые поселяются в шалаше и обязательно сами с помощью кресала добывают первый огонь. Пользоваться этим огнём другим лицам племени запрещено. Очаг и шалаш через три дня разрушают. Лишь по окончании этой церемонии продолжается свадьба, и невеста отправляется в дом жениха. (М. $ a k i г й 1 k й t а § 1 г, Halk bilgisine ait ara$tirmalar, Istanbul, 1938, стр. 16— 17.) Нам представляется, что на турецкой свадьбе вместо подобного временного шалаша используется особый свадебный балдахин. «У османцев брачная опочивальня носит персидское название „гердек“ (круглая палаточка). В брачной комнате невеста сидит под „аскы“, „аскы“ имеет форму палатки или балдахина из розовой сетки, прикреплённой к потолку». Об этом же свидетельст­вует Осман-бей: «Над троном, на котором сидит невеста,— балдахин из двух фестонов розового тюля, спускающихся с потолка до пола и обра­зующих нишу». У переднеазиатских турок свадебный «шалаш» рас­полагается уже в доме жениха, а не невесты, как это отмечено у алтай­ских тюрок.

***

Большой этнографический интерес представляет обычай так называемого избегания, зафиксированный у многих народов мира. Э. Тейлор заключает, что этот обычай тесно связан с былым поселением мужа в семье жены. Поскольку муж входит в чужую семью, в дом, на который он не имеет прав, родня жены подчёркивает эту разницу, обращаясь с зятем, как с посторонним. Н. А. Кисляков считает, что, независимо от правильности или неправильности теории Э. Тейлора в целом, представляет инте­рес его мнение о том, что «избегание» между зятем и родителями жены связано с матрилокальным браком.

У турок Малой Азии мы также находим свидетельства существо­вания обычая «избегания». Так, после помолвки (питья шербета) всту­пают в силу особые запреты общения невесты с родственниками жени­ха. Н. Беркес пишет: «В деревне Б. невеста убегала от родственников,
которые приносили подарки из дома жениха. Этот обычай называют kagnalik («убегание», «избегание»). Подобное избегание касается свекрови, жён братьев, сестёр жениха и других женских родственниц. Но их избегают не очень тщательно. А старшего брата, свёкра и других близких родственников и особенно самого жениха — избегают очень строго». В. Гордлевский упоминает, что «в Чанкыры, где до недавнего вре­мени был вообще ещё прочен старый уклад жизни, на невесту наложен запрет: она не может разговаривать ни со свёкром, ни со свекровью». (В. А. Г о р д л е в с к и й, Женская доля, стр. 19.) Запрет разговаривать с роднёй мужа и с самим мужем, а также назы­вать мужа по имени в течение некоторого времени сохранялся и после свадьбы....

Источник
Tags: пережитки матриархата, тюрки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments