Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Пережитки матриархата у тюрков.

(с)...Одним из пережитков матрилокального брака является известный в советской этнографической литературе обычай тайных посещений не­весты женихом до свадьбы после совершения помолвки. Этот обычай был широко распространён в недавнем прошлом среди народов Сред­ней Азии. (Н. А. К и с л я к о в, Пережитки матриархата..., стр. 24.)

В. Гордлевский отмечал существование подобного обычая и у турок Малой Азии. Невеста «сговорена, никях — брак совершён, но год, два девушка, ещё молоденькая, живёт у родителей. Жених тайно её навещает: об этом знает только мать, а отец как будто и не подозре­вает».(В. А. Гордлевский, Женская доля,— Избранные сочинения, т. Ill, М.,1962, стр. 19.)

Известный знаток нравов турецкой деревни сельский учитель М. Ма­кал сообщает о сохранении в Турции обычая тайных посещений невесты и по сей день, причём жених вначале договаривается об устройстве встречи с матерью помолвленной девушки. Если о тайном свидании узнает отец невесты или её братья, жениху приходится туго — на него
набрасываются с дубиной. Что касается матери, она сама «вызывает дочь для свидания в конюшню или в сарай для -соломы и даёт разреше­ние помолвленным провести там всю ночь. Однако вкушение приятно­сти момента скоро переходит границы и имеет дурные последствия; мо­лодые люди, потерявшие меру при свидании в тёмном углу сарая, в конце сами очень смущены случившимся». (М a h m u t M a k a 1, Hayal ve gergek, Sofya, 1965, стр. 9.) Обо всём происшедшем вскоре становится известно в деревне, и сторона невесты начинает упрашивать родителей жениха поторопиться со свадьбой.


❗Однако следование старинным обычаям и традициям нарушается и постепенно утрачивается, уступив место требованиям мусульманской морали, которая строго запрещает жениху и невесте встречаться до свадьбы. Турецкий исследователь Н. Беркес пишет, что «избегание не­вестой жениха существует во всех деревнях без исключения. Видеться помолвленным не разрешается; приход невесты в гости в дом жениха повсеместно строго запрещён». ( N. Berkes, Bazi Ankara koyleri iizerinde bir ara§tirma, Ankara, 1950, стр. 164.)

❗Однако далее Н. Беркес также отмеча­ет, что в некоторых деревнях соответствующие лица, чаще из знакомых жениха, получив определённое вознаграждение, устраивают тайное сви­дание жениха и невесты в своём доме. В других местностях, пишет Н. Беркес, помолвленные встречаются и ночью, но эти случаи редки.

***
///Матрилокальный брак : Распространённый при матриархате обычай проживания супругов в общине жены.///
***

Н. П. Дыренкова указывает, что у многих алтайских тюрков существовал обычай, свидетельствующий о былом матрилокальном браке. Этот обычай заключался в том, что жених после свадьбы не мог за­брать жену сразу же в свой дом, а предварительно строил для неё временный шалаш.(H. П. Дыренкова, Пережитки материнского рода у алтайских тюрков,—СЭ. 1937, № 4, стр. 38.) Турецкий этнограф Ш. Юлькюташир, описывая сва­дебные обычаи северо-алтайских тюрок, также упоминает о сооруже­нии свадебного шалаша из веток берёзы где-нибудь в лесу (это дерево почитается священным). Молодые поселяются в шалаше и обязательно сами с помощью кресала добывают первый огонь. Пользоваться этим огнём другим лицам племени запрещено. Очаг и шалаш через три дня разрушают. Лишь по окончании этой церемонии продолжается свадьба, и невеста отправляется в дом жениха. (М. $ a k i г й 1 k й t а § 1 г, Halk bilgisine ait ara$tirmalar, Istanbul, 1938, стр. 16— 17.) Нам представляется, что на турецкой свадьбе вместо подобного временного шалаша используется особый свадебный балдахин. «У османцев брачная опочивальня носит персидское название „гердек“ (круглая палаточка). В брачной комнате невеста сидит под „аскы“, „аскы“ имеет форму палатки или балдахина из розовой сетки, прикреплённой к потолку». Об этом же свидетельст­вует Осман-бей: «Над троном, на котором сидит невеста,— балдахин из двух фестонов розового тюля, спускающихся с потолка до пола и обра­зующих нишу». У переднеазиатских турок свадебный «шалаш» рас­полагается уже в доме жениха, а не невесты, как это отмечено у алтай­ских тюрок.

***

Большой этнографический интерес представляет обычай так называемого избегания, зафиксированный у многих народов мира. Э. Тейлор заключает, что этот обычай тесно связан с былым поселением мужа в семье жены. Поскольку муж входит в чужую семью, в дом, на который он не имеет прав, родня жены подчёркивает эту разницу, обращаясь с зятем, как с посторонним. Н. А. Кисляков считает, что, независимо от правильности или неправильности теории Э. Тейлора в целом, представляет инте­рес его мнение о том, что «избегание» между зятем и родителями жены связано с матрилокальным браком.

У турок Малой Азии мы также находим свидетельства существо­вания обычая «избегания». Так, после помолвки (питья шербета) всту­пают в силу особые запреты общения невесты с родственниками жени­ха. Н. Беркес пишет: «В деревне Б. невеста убегала от родственников,
которые приносили подарки из дома жениха. Этот обычай называют kagnalik («убегание», «избегание»). Подобное избегание касается свекрови, жён братьев, сестёр жениха и других женских родственниц. Но их избегают не очень тщательно. А старшего брата, свёкра и других близких родственников и особенно самого жениха — избегают очень строго». В. Гордлевский упоминает, что «в Чанкыры, где до недавнего вре­мени был вообще ещё прочен старый уклад жизни, на невесту наложен запрет: она не может разговаривать ни со свёкром, ни со свекровью». (В. А. Г о р д л е в с к и й, Женская доля, стр. 19.) Запрет разговаривать с роднёй мужа и с самим мужем, а также назы­вать мужа по имени в течение некоторого времени сохранялся и после свадьбы....

Источник
Tags: пережитки матриархата, тюрки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments