Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Герои, не знающие отцов...

Калевала

Карело-финские эпические песни и в самом деле отразили в себе высокое общественное положение женщины и матери. Это настолько бросается в глаза, что даже не обращаясь к эпосу в его живом бытовании, а судя по его литературному варианту — «Калевале», ученые в один голос подтверждают матриархальный характер многих образов карело-финских рун.

Герои «Калевалы» часто подчеркивают свою близкую, кровную связь с матерью, свое уважение к ней. Происхождение со стороны отца в песнях совершенно не отмечается: счет родства ведется исключительно по женской линии: Лемминкяйнен называется обычно сыном матери... Вяйнямейнен не знает отца... Воспоминанием о былом матриархате является и представление о партеногенезе, то есть рождении от девушек, не имевших мужа: дочь Туони становится матерью от ветра, будучи девушкой. Марьятта делается беременной, проглотив ягоду брусники». Эпические герои, не знающие своих отцов, встречаются и в эпосе других народов, в частности в русских былинах, и, возможно, такие моменты в эпосе этих народов являются в них наиболее древними.


Ценные мысли высказал в первой половине XIX века М. Кастрен, обративший свое внимание на то, что герои карело-финских эпических песен стремятся добыть себе жен обязательно во враждебном им и чужом роде Похьолы. Кастрен имел основания объяснять это тем, что древние карелы жили экзогамными родами, внутри которых существовали брачные запреты, вынуждавшие мужчин входить в чужой род, чтобы заключать в нем брачную связь.

Многочисленные варианты карело-финских рун пережиточно сохраняют повествование о том, что муж, как правило, входил в род жены. Согласно некоторым рунам, герой уже при своем приезде в род жены и при выполнении трудных поручений становится мужем своей невесты, но ему препятствуют ввести ее в качестве своей жены в отчий дом. То же самое отразилось в замечании, обращенном к жениху:

Äijy on sinne mennytty, / Многие ведь туда уходили,
Vähä on sie tulluttu. / Мало кто вернулся оттуда.

Одновременно с развитием этого мотива возникает рассказ карельских рун о трехлетием сватовстве кузнеца Ильмойллинена, во время которого он должен выполнять разные поручения матери невесты, в чем, как и в созвучии карело-финского слова sulho, sulahaine (жених) с эстонским sulane (работник), можно видеть отражение пережитков брака-отработки как переходной ступени от матрилокального брака к патрилокальному.

Матриархальная историческая основа видна и в тех мотивах карельских эпических песен, в которых фактически повествуется об инициативе женщин в заключении браков, то есть повествуется о том, что не только муж входит в род жены, но и невесты свободно выбирают себе женихов и приглашают их в свой род. В мотиве «приглашения в женихи» слово sulhaine (жених) закономерно оформляется во множественном числе. Тут можно видеть чрезвычайно древний, встречающийся в большинстве вариантов руны архаичный оборот речи, восходящий ко времени задолго до образования эпоса и в своей окаменелой форме отразивший характер древних брачных связей. Слово «женихи» неизменно употребляется во множественном числе, хотя речь идет об одном женихе, и его соперники или спутники превращаются лишь в фон, на котором развертывается повествование об основном герое...

Сохранение некоторых элементов матриархальных отношений в условиях севера объясняется тем, что наряду с охотничье-рыболовецким хозяйством мужчин здесь почетную роль в трудовой деятельности около домашнего очага и в подсечно-огневом земледелии продолжала играть женщина. В тех первобытных общинах, где матриархальные отношения продолжали сохраняться, отражаясь прежде всего в семейных связях, значение рода (становящегося патриархальным) было в целом невелико (…) Зато в карело-финских эпических песнях при изображении Похьолы упоминается большая материнская семья, внутри которой олицетворение пережиточно сохраняющихся элементов матриархата — хозяйка Похьолы выдерживает последние бои с побеждающими силами патриархального уклада. Но и тут, внутри этой большой семьи, хозяйку Похьолы начинает подменять хозяин Похьолы, который, впрочем, внутри семьи в большой избе Похьолы особым авторитетом не пользуется...

Борьба матриархата с патриархатом в отражении рун
Виктор Евсеев. Исторические основы карело-финского эпоса
Подбор и оцифровка текста ©Карельская литература в цитатах


Источник
Tags: пережитки матриархата, финно-угры
Subscribe

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Священная пума.

    У индейцев пума была священным животным. "По данным археологических исследований, бобы Анаденантера использовались в качестве…

  • Линии наска, или Близкие контакты третьей степени.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" высказывает предположение, согласно которому знаменитые " линии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments