Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Амазонки на Амазонке.

Е. Д. Вайденбаум в своём исследовании "Кавказские амазонки" (2010) сообщает о том, что легенды об амазонках в Америке поразительно схожи с классическими легендами, записанными античными авторами.

"Намёки на существование амазонок мы встречаем уже у первых европейцев, вступивших на американский берег. Так Колумб (1435-1506) рассказывает в описании своего второго путешествия (он отплыл из Кадикса 25 сентября 1493 года), что около острова Святого Креста (Santa Croce - один из Малых Антильских островов) корабль его был встречен лодкой (каноэ), в которой сидели мужчины и женщины и некоторые из этих последних с такой же яростью, как и мужчины, защищались против испанцев. Затем, когда Колумб хотел высадиться на о. Гваделупа, то встретил такое сопротивление со стороны вооруженных женщин, что должен был отказаться от своего намерения.

Фердинанд Кортес (1485-1554) изложил историю своих похождений в Мексике в четырёх рассказах о Новом Свете, и в последнем из них мы встречаем известие о том, что на каком-то острове Кагета (Cagueta) живут одни женщины, которые только по временам посещаются мужчинами. Эти женщины, говорит Кортес, бросают родившихся у них мальчиков, девочек же оставляют при себе и воспитывают.

В 1539 году испанский мореходец Франциск де Орельяна поднялся впервые вверх по величайшей реке Южной Америки, которая и была первоначально названа в честь его Орельяной, но вскоре переименована в Амазонскую, так как Орельяна привёз в Европу известие, что на берегах этой реки обитают воинственные женщины, владеющие луком и стрелами и обрабатывающие свои поля. Они живут, рассказывал Орельяна, совершенно отдельно от мужчин и только в определённое время посещаются мужчинами соседнего племени. Дети, рождающиеся после этих ежегодных посещений, распределяются следующим образом: девочки остаются и воспитываются у матерей, мальчики же отдаются отцам.

Через сто лет после Орельяны показание его относительно амазонок было подтверждено Христофором д'Акунья (Christopher d'Acugna), который в 1639 году отправился из Перу вниз по Амазонской реке для открытия золотой страны. В своём описании путешествия (Voyages and discoveries in South America. London, 1698) д'Акунья утверждает, что от всех племён, посещённых им во время пути, он слышал рассказы, подтверждающее существование амазонок. В особенности подробные сведения о месте обитания их и обычаях были доставлены племенем Тупинамбас. Затем в названном сочинении д'Акунья излагает сами рассказы, которые ничем не отличаются от преданий классических писателей об амазонках. Один из индейцев сообщил даже, что, будучи ещё мальчиком, он был вместе с отцом своим у амазонок и видел, как все рождённые амазонками дети мужского пола были отданы прибывшим за ними отцами. Иезуиту Циприану Базарре (Bazarre), жившему в конце XVII века среди племени Тапакура, индейцы рассказывали будто бы то же самое, с той только разницей против рассказа Страбона, что рождающиеся у американских амазонок мальчики были ими немедленно умерщвляемы.

Французский астроном Шарль Мария де Кондамин (Condamine), совершивший по поручению Парижской академии в 1744 и 1745 годах путешествие вниз по Амазонской реке, рассказывает в своём «Relation abregee d'un voyage fait dans I'Amerique meridionale» (Mastricht, 1778), что от различных индейских племён, виденных им во время плавания по реке, он слышал сходные между собой в главных чертах рассказы об амазонках. Все рассказчики утверждали также, что амазонки на главной реке более уже не живут, а переселились к северу на Pиo-Негро или на какой-то другой из северных притоков Амазонской реки. В форте Святого Иоахима на Pиo-Бранко Кондамин узнал от одного из индейцев, что на реке Коари живёт старик, отец которого видел амазонок. Кондамин, прибыв на реку Коари, не застал уже этого старика в живых, но от сына его Пунильи, главы племени, узнал, что дед этого последнего несколько раз имел случай видеть амазонок на реке Кучивара, куда они пришли с устья реки Кайаме, с южной стороны, из местности между Тефе и Коари. Четырёх таких женщин
Пунилья видел сам в то время, когда они поднимались вверх по Рио-Негро; одна из них держала на руках ребёнка. Подобные же сведения Кондамин получил и в местностях ниже реки Коари".

Далее Е. Д. Вайденбаум приводит слова известного немецкого путешественника Рихарда Шомбургка (Schomburgk; р. 1304), который во время пребывания своего в Британской Гвиане обратил внимание своё на рассказы об амазонках. Упомянув о том, что эти рассказы можно ещё и теперь слышать от некоторых племён, населяющих Гвиану, например от аравааков на реке Демерера, и что один из предводителей этого племени указывал на своего брата, как на имевшего случай неоднократно посещать амазонок, Шомбургк продолжает: «К сожалению, надежды наши получить более подробные и определённые сведения об этих сказочных мужеподобных женщинах не только не оправдались, но, напротив того,
поездка наша на реку Корентин вытеснила амазонок и из последнего их убежища. Причину этих столь распространённых рассказов надо, во всяком случае, искать в воинственности характера женщин различных племён Нового Света. На реке Эсеквибо (в Британской Гвиане) ещё и в настоящее время распространено сказание, что женщины племени карибов сопровождали своих мужей на войну, причём вооружались не только луком, но и боевой дубинкой. Если принять во внимание те жестокие испытания (например, нанесение себе ран и натирание их перцем, молчание, пост и т. п.), которым
должны подвергать себя карибские девушки и которые они переносят с удивительным терпением, то храбрость их на войне не представляет ничего невероятного».

Е. Д. Вайденбаум замечает, что

а) ни один из путешественников, упоминающих об амазонках в Америке, не видел их сам, а каждый передаёт только слышанное будто бы от туземцев, которые, в свою очередь, основывались на слухах;

б) по общему отзыву путешественников, основанному на показаниях туземцев, амазонки обитали на Амазонской реке, а затем переселились на северные её притоки. Двое из путешественников упоминают об амазонках в Гвиане и на реке Ориноко, Вообще они жили в пределах области, сделавшейся ранее других известной европейцам, и именно в тех местностях её, по которым проходили европейцы, думая проникнуть в золотую страну (Эльдорадо);

в) по мере того как европейцы знакомились с Южной Америкой, местопребывание амазонок указывалось всё далее и далее, в странах ещё неисследованных. Когда же и эти последние выступали мало-помалу из опутывавшей их таинственности, тогда амазонки вновь отодвигались в страны неизвестные, и так продолжалось до тех пор, пока точное исследование Шомбургком Британской Гвианы не вытеснило их, как выражается этот путешественник, из последнего убежища (Schlupfwinkel).

Это действительно напоминает историю с европейскими амазонками, которые, по легендам, жили где-то на окраине греческой Ойкумены. По мере того, как греки колонизовали и осваивали окружающие их территории, земли амазонок тоже отдалялись. Сначала амазонки проживали в Малой Азии, совсем недалеко от греков, а затем уже вести о них приходили с далёкого Кавказа, из Скифии, Сарматии... С другой стороны, легенды об амазонках говорят о Ливии, а Ливия - это, по тогдашним понятиям, вся Африка.

Мне думается, что здесь мы имеем дело с феноменом пространственно-временного коррелята: в сознании (или подсознании) людей то, что было раньше, совмещается с тем, что расположено дальше. Возможно, американские индейцы, указывая на амазонок, которые живут где-то очень далеко, просто имеют в виду, что они жили очень давно, "во время оно".

С другой стороны, мы здесь имеем дело с традиционным феноменом "инфляции бытия" во времени: чем раньше, тем лучше; чем позже, тем хуже. Вероятно, древние люди считали, что раньше жизнь была лучше, и к этому "золотому веку" они относили царства амазонок. В таком случае, исчезновение амазонок равносильно концу "золотого века". Однако, сознанию трудно с этим примириться, и оно жадно впитывает в себя все слухи и намёки на то, что где-то, на самом краю обитаемого мира, ещё сохранились эти царства.
Tags: амазонки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments