Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Амазонки на Амазонке.

Е. Д. Вайденбаум в своём исследовании "Кавказские амазонки" (2010) сообщает о том, что легенды об амазонках в Америке поразительно схожи с классическими легендами, записанными античными авторами.

"Намёки на существование амазонок мы встречаем уже у первых европейцев, вступивших на американский берег. Так Колумб (1435-1506) рассказывает в описании своего второго путешествия (он отплыл из Кадикса 25 сентября 1493 года), что около острова Святого Креста (Santa Croce - один из Малых Антильских островов) корабль его был встречен лодкой (каноэ), в которой сидели мужчины и женщины и некоторые из этих последних с такой же яростью, как и мужчины, защищались против испанцев. Затем, когда Колумб хотел высадиться на о. Гваделупа, то встретил такое сопротивление со стороны вооруженных женщин, что должен был отказаться от своего намерения.

Фердинанд Кортес (1485-1554) изложил историю своих похождений в Мексике в четырёх рассказах о Новом Свете, и в последнем из них мы встречаем известие о том, что на каком-то острове Кагета (Cagueta) живут одни женщины, которые только по временам посещаются мужчинами. Эти женщины, говорит Кортес, бросают родившихся у них мальчиков, девочек же оставляют при себе и воспитывают.

В 1539 году испанский мореходец Франциск де Орельяна поднялся впервые вверх по величайшей реке Южной Америки, которая и была первоначально названа в честь его Орельяной, но вскоре переименована в Амазонскую, так как Орельяна привёз в Европу известие, что на берегах этой реки обитают воинственные женщины, владеющие луком и стрелами и обрабатывающие свои поля. Они живут, рассказывал Орельяна, совершенно отдельно от мужчин и только в определённое время посещаются мужчинами соседнего племени. Дети, рождающиеся после этих ежегодных посещений, распределяются следующим образом: девочки остаются и воспитываются у матерей, мальчики же отдаются отцам.

Через сто лет после Орельяны показание его относительно амазонок было подтверждено Христофором д'Акунья (Christopher d'Acugna), который в 1639 году отправился из Перу вниз по Амазонской реке для открытия золотой страны. В своём описании путешествия (Voyages and discoveries in South America. London, 1698) д'Акунья утверждает, что от всех племён, посещённых им во время пути, он слышал рассказы, подтверждающее существование амазонок. В особенности подробные сведения о месте обитания их и обычаях были доставлены племенем Тупинамбас. Затем в названном сочинении д'Акунья излагает сами рассказы, которые ничем не отличаются от преданий классических писателей об амазонках. Один из индейцев сообщил даже, что, будучи ещё мальчиком, он был вместе с отцом своим у амазонок и видел, как все рождённые амазонками дети мужского пола были отданы прибывшим за ними отцами. Иезуиту Циприану Базарре (Bazarre), жившему в конце XVII века среди племени Тапакура, индейцы рассказывали будто бы то же самое, с той только разницей против рассказа Страбона, что рождающиеся у американских амазонок мальчики были ими немедленно умерщвляемы.

Французский астроном Шарль Мария де Кондамин (Condamine), совершивший по поручению Парижской академии в 1744 и 1745 годах путешествие вниз по Амазонской реке, рассказывает в своём «Relation abregee d'un voyage fait dans I'Amerique meridionale» (Mastricht, 1778), что от различных индейских племён, виденных им во время плавания по реке, он слышал сходные между собой в главных чертах рассказы об амазонках. Все рассказчики утверждали также, что амазонки на главной реке более уже не живут, а переселились к северу на Pиo-Негро или на какой-то другой из северных притоков Амазонской реки. В форте Святого Иоахима на Pиo-Бранко Кондамин узнал от одного из индейцев, что на реке Коари живёт старик, отец которого видел амазонок. Кондамин, прибыв на реку Коари, не застал уже этого старика в живых, но от сына его Пунильи, главы племени, узнал, что дед этого последнего несколько раз имел случай видеть амазонок на реке Кучивара, куда они пришли с устья реки Кайаме, с южной стороны, из местности между Тефе и Коари. Четырёх таких женщин
Пунилья видел сам в то время, когда они поднимались вверх по Рио-Негро; одна из них держала на руках ребёнка. Подобные же сведения Кондамин получил и в местностях ниже реки Коари".

Далее Е. Д. Вайденбаум приводит слова известного немецкого путешественника Рихарда Шомбургка (Schomburgk; р. 1304), который во время пребывания своего в Британской Гвиане обратил внимание своё на рассказы об амазонках. Упомянув о том, что эти рассказы можно ещё и теперь слышать от некоторых племён, населяющих Гвиану, например от аравааков на реке Демерера, и что один из предводителей этого племени указывал на своего брата, как на имевшего случай неоднократно посещать амазонок, Шомбургк продолжает: «К сожалению, надежды наши получить более подробные и определённые сведения об этих сказочных мужеподобных женщинах не только не оправдались, но, напротив того,
поездка наша на реку Корентин вытеснила амазонок и из последнего их убежища. Причину этих столь распространённых рассказов надо, во всяком случае, искать в воинственности характера женщин различных племён Нового Света. На реке Эсеквибо (в Британской Гвиане) ещё и в настоящее время распространено сказание, что женщины племени карибов сопровождали своих мужей на войну, причём вооружались не только луком, но и боевой дубинкой. Если принять во внимание те жестокие испытания (например, нанесение себе ран и натирание их перцем, молчание, пост и т. п.), которым
должны подвергать себя карибские девушки и которые они переносят с удивительным терпением, то храбрость их на войне не представляет ничего невероятного».

Е. Д. Вайденбаум замечает, что

а) ни один из путешественников, упоминающих об амазонках в Америке, не видел их сам, а каждый передаёт только слышанное будто бы от туземцев, которые, в свою очередь, основывались на слухах;

б) по общему отзыву путешественников, основанному на показаниях туземцев, амазонки обитали на Амазонской реке, а затем переселились на северные её притоки. Двое из путешественников упоминают об амазонках в Гвиане и на реке Ориноко, Вообще они жили в пределах области, сделавшейся ранее других известной европейцам, и именно в тех местностях её, по которым проходили европейцы, думая проникнуть в золотую страну (Эльдорадо);

в) по мере того как европейцы знакомились с Южной Америкой, местопребывание амазонок указывалось всё далее и далее, в странах ещё неисследованных. Когда же и эти последние выступали мало-помалу из опутывавшей их таинственности, тогда амазонки вновь отодвигались в страны неизвестные, и так продолжалось до тех пор, пока точное исследование Шомбургком Британской Гвианы не вытеснило их, как выражается этот путешественник, из последнего убежища (Schlupfwinkel).

Это действительно напоминает историю с европейскими амазонками, которые, по легендам, жили где-то на окраине греческой Ойкумены. По мере того, как греки колонизовали и осваивали окружающие их территории, земли амазонок тоже отдалялись. Сначала амазонки проживали в Малой Азии, совсем недалеко от греков, а затем уже вести о них приходили с далёкого Кавказа, из Скифии, Сарматии... С другой стороны, легенды об амазонках говорят о Ливии, а Ливия - это, по тогдашним понятиям, вся Африка.

Мне думается, что здесь мы имеем дело с феноменом пространственно-временного коррелята: в сознании (или подсознании) людей то, что было раньше, совмещается с тем, что расположено дальше. Возможно, американские индейцы, указывая на амазонок, которые живут где-то очень далеко, просто имеют в виду, что они жили очень давно, "во время оно".

С другой стороны, мы здесь имеем дело с традиционным феноменом "инфляции бытия" во времени: чем раньше, тем лучше; чем позже, тем хуже. Вероятно, древние люди считали, что раньше жизнь была лучше, и к этому "золотому веку" они относили царства амазонок. В таком случае, исчезновение амазонок равносильно концу "золотого века". Однако, сознанию трудно с этим примириться, и оно жадно впитывает в себя все слухи и намёки на то, что где-то, на самом краю обитаемого мира, ещё сохранились эти царства.
Tags: амазонки
Subscribe

  • Ливийские амазонки.

    Наиболее экзотически экстравагантный вариант реанимации традиционных женских ассоциаций, уходящих корнями в глубь матриархата, предложил в начале…

  • "Трутни" против "пчёл".

    andeadd написал хороший комментарий к картине Александра Дейнеки "Бой амазонок" (1947 год). "Сюжет КРАЙНЕ актуальный…

  • О положении женщины в обществе викингов.

    "В обществе викингов женщины занимали, видимо, достаточно высокое положение: они могли владеть собственностью и управлять ею. В сагах они часто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments