Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ночь матерей.

Оригинал взят у istariel_olorin в Ночь матерей.

Ни для кого не секрет, что в ночь с 24 на 25 декабря весь католический мир празднует Рождество. Однако мало кто знает, что когда-то эта ночь была посвящена совсем другим божествам... Да да. Думаете, Дева Мария, младенец Иисус и всё такое рождественское? Как бы не так!:)
Эта ночь называлась Ночью Матерей, и отголоски этого праздника встречались в разных странах Европы вплоть до самых недавних пор.
Название этого праздника известно в разных вариантах: Modranect, Modraniht, Modranicht, Modresnach
Его первое описание оставил Беда Достопочтенный (672-735), бенедиктинский монах и один из первых английских историков. В своём труде «Об исчислении времён» (De temporum ratione) он писал:
...год начался за восемь дней до январских календ [т.е. 25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Эту самую ночь, почитаемую нами столь священной, они [язычники] называют языческим словом Modranecht, то есть, «Ночь Матерей». Мы подозреваем, что это из-за обрядов, которые они устраивают в течение всей этой ночи...

Под обобщённым названием «Матерей» (лат. Matres et Matrones) известны женские божества, которых почитали в I-V веках н.э. в разных местах Европы: в Германии, Галлии, северных районах Италии, на Иберийском полуострове, в Паннонии. Их изображения встречаются и у кельтов, и у германцев. Эти богини всегда изображаются втроём. Как правило, они привязаны к какому-то определённому месту, например, Matres Treverae («Матери города Тревер»), Matres Gallaicis («галицийские Матери»). Их изображения находят вблизи храмов, священных рек и колодцев. Но ничуть не реже их ставили и на домашних алтарях. Всего на сегодняшний день археологи обнаружили более 1000 таких статуэток, многие хранятся в музеях Европы и частных коллекциях. Часто богини на таких изображениях держат детей, фрукты, домашних животных. Исследователи полагают, что основной функцией Матерей была защита конкретной семьи или племени. Богини всегда были тесно связаны с живущими рядом людьми, о чём свидетельствуют выцарапанные на статуэтках надписи с просьбами или благодарностями. К некоторым из этих богинь обращались и с особыми целями — например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве.
У Ночи Матерей была и пророческая функция — сон, увиденный в эту ночь, предвещал события будущего года.

Но не одних только благожелательных богинь-покровительниц почитали в Ночь Матерей. Исследователи связывают этот праздник также с ДИСАМИ- особым классом существ, приближённых к людям и выступающих как посредницы между людьми и богами. В целом дисы — обожествлённые предки по женской линии. «Культ дис, — пишет Фрейя Асвинн, — это пережиток более древней матриархальной религии, распространённой в этих местностях [ареале расселения древнегерманских племён] задолго до зарождения религии асов». И дисы, и валькирии, подобно норнам, участвуют в определении человеческой судьбы, или вирда. Однако, в отличие от норн, они действуют не на уровне коллективной судьбы, а на «частном» уровне, заботясь о конкретных людях, семьях и целых племенах. На поле боя задачей дис, как и валькирий, было провожать погибших воинов в Вальгаллу.

Многое из традиций Ночи Матерей перешло в рождественскую обрядность. Так, украшенная рождественская ёлка когда-то была символом Древа Жизни или Мирового Древа. Трескучие рождественские поленья ранее зажигались в честь вновь родившегося Солнца (кстати, в германских языках Солнце — Sunna — было женского рода.) Звезда на верхушке дерева знаменовала собой Полярную звезду.
Часть функций Матерей приняла на себя Дева Мария. Но ещё чаще древние богини превращались в народном сознании в ведьм и духов.
Например, в Германии до сих пор сохранилось представление о том, что в ночь с 24 на 25 декабря по небу летает на метле ведьма по имени ЛЮТЦЕЛЬФРАУ. Если не оставить ей небольшой подарок — в основном, конфеты, — она устроит беспорядок в доме.
По улицам же в это время бродит ряженая ПЕРХТА — одетая в чёрное старуха с косматыми волосами. Между тем когда-то Перхта (Берта) была богиней в южной Германии. Тайные обряды в честь неё проводились, судя по некоторым источникам, вплоть до середины XV века. Перхта была покровительницей прях. В сказках её описывают как старуху с непропорционально большой ногой, растоптанной от постоянного нажимания на педаль прялки. Зимними ночами между Рождеством и Крещением Перхта проникала в человеческие дома. Если дети и слуге в доме хорошо себя вели весь год, она оставляла им под подушкой серебряную монету. Тех же, кто заслужил её недовольство, Перхта жестоко наказывала, вскрывая им животы и набивая их соломой.

В Италии аналогичные представления сохранились в образе ведьмы БЕФАНЫ. Считается, что её образ восходит к римской богине по имени Стрина (Стрения). Она «заведовала» зимними праздниками, а торжества в её честь вызывали негодование ранних христиан из-за шума, буйства и распущенности. В наши дни сказочную Бефану изображают как старуху, которая, накинув на плечи чёрную шаль, несётся по воздуху на метле. Бефана обычно перепачкана в саже, ведь она проникает в дома через дымоход. Она посещает итальянских детей накануне Крещения (в Европе — 6 января) и наполняет их носки конфетами и подарками (если они вели себя хорошо) или кусками угля и палками (если плохо). Чтобы угодить Бефане, родители детей оставляют для неё на ночь угощение на блюде и стакан вина.

Во всех этих случаях используется архетип Старухи (Crone), тесно связанной с магией, зимой и миром мёртвых.
Tags: германцы, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments