Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ночь матерей.

Оригинал взят у istariel_olorin в Ночь матерей.

Ни для кого не секрет, что в ночь с 24 на 25 декабря весь католический мир празднует Рождество. Однако мало кто знает, что когда-то эта ночь была посвящена совсем другим божествам... Да да. Думаете, Дева Мария, младенец Иисус и всё такое рождественское? Как бы не так!:)
Эта ночь называлась Ночью Матерей, и отголоски этого праздника встречались в разных странах Европы вплоть до самых недавних пор.
Название этого праздника известно в разных вариантах: Modranect, Modraniht, Modranicht, Modresnach
Его первое описание оставил Беда Достопочтенный (672-735), бенедиктинский монах и один из первых английских историков. В своём труде «Об исчислении времён» (De temporum ratione) он писал:
...год начался за восемь дней до январских календ [т.е. 25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Эту самую ночь, почитаемую нами столь священной, они [язычники] называют языческим словом Modranecht, то есть, «Ночь Матерей». Мы подозреваем, что это из-за обрядов, которые они устраивают в течение всей этой ночи...

Под обобщённым названием «Матерей» (лат. Matres et Matrones) известны женские божества, которых почитали в I-V веках н.э. в разных местах Европы: в Германии, Галлии, северных районах Италии, на Иберийском полуострове, в Паннонии. Их изображения встречаются и у кельтов, и у германцев. Эти богини всегда изображаются втроём. Как правило, они привязаны к какому-то определённому месту, например, Matres Treverae («Матери города Тревер»), Matres Gallaicis («галицийские Матери»). Их изображения находят вблизи храмов, священных рек и колодцев. Но ничуть не реже их ставили и на домашних алтарях. Всего на сегодняшний день археологи обнаружили более 1000 таких статуэток, многие хранятся в музеях Европы и частных коллекциях. Часто богини на таких изображениях держат детей, фрукты, домашних животных. Исследователи полагают, что основной функцией Матерей была защита конкретной семьи или племени. Богини всегда были тесно связаны с живущими рядом людьми, о чём свидетельствуют выцарапанные на статуэтках надписи с просьбами или благодарностями. К некоторым из этих богинь обращались и с особыми целями — например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве.
У Ночи Матерей была и пророческая функция — сон, увиденный в эту ночь, предвещал события будущего года.

Но не одних только благожелательных богинь-покровительниц почитали в Ночь Матерей. Исследователи связывают этот праздник также с ДИСАМИ- особым классом существ, приближённых к людям и выступающих как посредницы между людьми и богами. В целом дисы — обожествлённые предки по женской линии. «Культ дис, — пишет Фрейя Асвинн, — это пережиток более древней матриархальной религии, распространённой в этих местностях [ареале расселения древнегерманских племён] задолго до зарождения религии асов». И дисы, и валькирии, подобно норнам, участвуют в определении человеческой судьбы, или вирда. Однако, в отличие от норн, они действуют не на уровне коллективной судьбы, а на «частном» уровне, заботясь о конкретных людях, семьях и целых племенах. На поле боя задачей дис, как и валькирий, было провожать погибших воинов в Вальгаллу.

Многое из традиций Ночи Матерей перешло в рождественскую обрядность. Так, украшенная рождественская ёлка когда-то была символом Древа Жизни или Мирового Древа. Трескучие рождественские поленья ранее зажигались в честь вновь родившегося Солнца (кстати, в германских языках Солнце — Sunna — было женского рода.) Звезда на верхушке дерева знаменовала собой Полярную звезду.
Часть функций Матерей приняла на себя Дева Мария. Но ещё чаще древние богини превращались в народном сознании в ведьм и духов.
Например, в Германии до сих пор сохранилось представление о том, что в ночь с 24 на 25 декабря по небу летает на метле ведьма по имени ЛЮТЦЕЛЬФРАУ. Если не оставить ей небольшой подарок — в основном, конфеты, — она устроит беспорядок в доме.
По улицам же в это время бродит ряженая ПЕРХТА — одетая в чёрное старуха с косматыми волосами. Между тем когда-то Перхта (Берта) была богиней в южной Германии. Тайные обряды в честь неё проводились, судя по некоторым источникам, вплоть до середины XV века. Перхта была покровительницей прях. В сказках её описывают как старуху с непропорционально большой ногой, растоптанной от постоянного нажимания на педаль прялки. Зимними ночами между Рождеством и Крещением Перхта проникала в человеческие дома. Если дети и слуге в доме хорошо себя вели весь год, она оставляла им под подушкой серебряную монету. Тех же, кто заслужил её недовольство, Перхта жестоко наказывала, вскрывая им животы и набивая их соломой.

В Италии аналогичные представления сохранились в образе ведьмы БЕФАНЫ. Считается, что её образ восходит к римской богине по имени Стрина (Стрения). Она «заведовала» зимними праздниками, а торжества в её честь вызывали негодование ранних христиан из-за шума, буйства и распущенности. В наши дни сказочную Бефану изображают как старуху, которая, накинув на плечи чёрную шаль, несётся по воздуху на метле. Бефана обычно перепачкана в саже, ведь она проникает в дома через дымоход. Она посещает итальянских детей накануне Крещения (в Европе — 6 января) и наполняет их носки конфетами и подарками (если они вели себя хорошо) или кусками угля и палками (если плохо). Чтобы угодить Бефане, родители детей оставляют для неё на ночь угощение на блюде и стакан вина.

Во всех этих случаях используется архетип Старухи (Crone), тесно связанной с магией, зимой и миром мёртвых.
Tags: германцы, мифология
Subscribe

  • В лабиринте ведийской мифологии.

    О. Н. Куслий в статье " Божественный женский персонаж в контексте основного ведийского мифа" пишет: "Подвиг Индры [ 1] принято…

  • Бог Посейдон пришёл в Элладу с Енисея?

    Я в последнее время несколько раз встречался с гипотезой об алтайской родине праиндоевропейцев. Косвенные подтверждения этой гипотезы имеются в…

  • Приближение к Снежной Королеве.

    Рассказывают, будто последними словами отца Андерсена были: «Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». А мать в утешение сыну сказала:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments