Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Кибела (3).

Любопытные сведения в пользу догадки о том, что культ Кибелы являлся по сути мужским культом, типа культа Митры, нашлись у maximus101 в Великая Мать богов. Цитирую:

"Интересно сообщение Геродота, в котором он отмечает, что персы считали бога Митру женским божеством - богиней Венерой (Уранией, семитской Иштар). Длительное время считалось, что Геродот ошибался в этом вопросе и перепутал персидских богов, но, скорее, отец истории был прав. Митра, будучи спутником верховной иранской богини Анахиты, действительно, мог трактоваться и как женское божество. Тем более, что впоследствии, на рубеже н.э. культ Митры (римский митраизм) был схож с почитанием Великой Матери. Римский Митра также связывался с горами, пещерами и тавроболией. Тавроболий (лат. Taurobolium), обряд жертвоприношения быков - основа культа Великой Матери.

Митра в облике Аттиса убивает быка. Эта статуэтка из Керчи начала н.э. даёт представление о том, что митраизм в своей основе был почитанием той же самой Богини Матери. Ведь Аттис всегда неразрывно связан с главной Богиней древнего мира
".

Митра-Аттис убивает быка. Найдено в Керчи. Одесский археологический музей.

Там же, у maximus101'а в Великая Мать богов, говорится о том, что священные животные Кибелы - лев и лошадь. О. Н.Трубачёв пытался выводить от имени Кибелы славянское слово "кобыла", так как Мать богов покровительствовала лошадям. По Трубачёву "кибела/ kubeleya" - это фракийско-фригийское название лошади, возможно "горной лошади", по аналогии с шумерским названием коня - ansu kura "горный осел".

Фракийский всадник и Мать богов, II - I вв. до н.э.


Изображения первых веков н.э. из музея в Анталии.
Анатолийский всадник (аналог фракийского всадника в Анатолии) Какасбос с дубиной в руке. Именно дубиной чаще всего убивали жертв в Каппадокии. Справа, Мать богов и всадники.

Богиня Мать на троне и всадник.
Богиня Мать на троне и всадник. Ранний сюжет, ставший на рубеже н.э. прообразом иконографии Фракийского всадника. Золотая пластина из кургана с. Мерджаны (рядом с Анапой), IV—III вв. до н. э.

богиня мать
Слева, Богиня Мать, как образ огороженного пространства, укреплённого города. Справа, Мать богов с её львами, рядом, видимо Гермес. Наверху, плохо различимое изображение фракийского всадника. Оба изображения Кибелы I - III в.

Кстати, у кельтов часто встречающееся изображение - это женская фигура между двумя симметрично расположенными животными. Это изображения Эпоны.

Далее maximus101 говорит о том, что лошадь - это атрибут бога-громовержца. "Перун считался богом воинов и соответственно лошадей...  При этом лошади у всех индоевропейских народов были семиотически связаны с водой, здесь можно вспомнить Посейдона - греческого бога морей и коней. Удивительно, но у большинства древних народов лошадям покровительствовали женские персонажи, а не мужские, в силу этого можно и греческого Посейдона подозревать в изначально женском облике.

«Сравнение греческой Пotnia ippon, «хозяйка коней» (в роли Potnia Theron «хозяйка зверей»), др.-инд. Drvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ — подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на коне сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами». (Вяч. В. Иванов, Мифы народов мира).


В хеттских текстах скала perunas имеет женский пол, она порождает каменного великана Улликкуми. Здесь можно увидеть соответствие скандинавской Фьёргун (Fjörgvin, Скала) - матери бога Тора и индуистской богине Парвати ( pārvatī «горная, гора») жене Шивы. С термином perunas сопоставляется имя хеттского бога Пирвы (Pirua, Perua), которое также может иметь значение скала, гора, здесь опять же санкскр. Парвати (pārva-tī) очень близкое этимологически к имени бога Пирвы.

Пирва считается божеством лошадей, тем самым он похож на переднеазиатских богинь, которые также покровительствовали коням - хурритской Шавушке, аккадской Иштар и эламской Пиринкир (Pirinkir), чьё имя звучит несколько подозрительно в контексте терминов pirua и perunas. Создаётся впечатление, что Пирва мог быть хеттским вариантом богини Иштар. Это очень популярное в Передней Азии божество имело как женскую, так и мужскую сущность. И именно Иштар чаще всего изображалась верхом на коне.


Ханаанский вариант богини Иштар верхом на лошади, XIII в. до н.э

Один, как и Иштар, имеет связь с лошадьми; во всех ранних культурах конь - это проводник в мир мёртвых.
Богиня Иштар в образе всадника, VII -VIII вв. до н.э.

Одним из прообразов средневековых Перуна и Одина было популярное на севере Балкан на рубеже н.э. божество Герос (Херос), изображаемое в виде всадника (Фракийский всадник). Видимо Герос, также как древние переднеазиатские богини наездницы, был двуполым, рядом с ним часто изображалась женщина, причём тоже в компании лошадей. В этой женщине можно различить иконографию кельтской богини коней Эпоны. Хотя этимология слова Герос свидетельствует о том, что женским вариантом фракийского всадника должна быть известная богиня Гера. Соединять в одном облике мужское и женское лицо божества в начале н.э. было уже не принято (подобно ранним изображениям Иштар), поэтому божественные сущности располагались раздельно, но рядом друг с другом, как на своеобразных языческих иконах южной Европы времён Римской империи".

mosika_901_00001
Фракийский всадник и женское божество, I-II вв.

Эпона
Римское изображение кельтской богини лошадей Эпоны, I-III вв.

В заметке "Великая трансформация мифологии" уже говорилось, что с переходом к патриархату "богиня Посидея  превращается  в  Посейдона,  а  богиня  жизни  Дивия  становится  Deyo  (Dzey  —  Зевсом),  «оросителем жизни»". Очевидно, в ту же переходную эпоху и появились "мужские" качества у богинь.

Инанна
Инанна держит в руках пучки молний (как вариант струи дождя). Аккадская цилиндрическая печать 2334-2154 гг. до н.э.

С появлением государств государственные богини стали держать в руках молнии-"перуны", а не змей, как прежде. Очевидно, и Кибела не избежала трансформации. Отсюда и корона на её голове в форме крепостной стены, и всадники, и корибанты с куретами в шлемах и со щитами...

На "изломе" матриархата чисто "мужского" бога ещё не было. И он не мог появиться внезапно из ниоткуда. Первоначально мужчины всё-таки поклонялись "женскому" божеству, но "навешивали" на него свои "доспехи" и прочие мужские атрибуты. И постепенно такое божество приобретало вначале "вторичные половые признаки" мужчин (ещё Розанов писал о "бородатых венерах древности"), а затем и полностью становилось мужеподобным (а женское начало при этом превращалось в "жену" бога). Поэтому надо чётко различать Кибелу эпохи матриархата и Кибелу последующей эпохи патриархата. Собственно, львиную долю свидетельств о Кибеле мы имеем как раз из эпохи патриархата. И здесь надо "отделять мух от котлет", как говорил один известный персонаж. Мы считаем, что такие эпитеты, как "богиня войны", не были присущи богиням изначально и появились лишь в переходную эпоху от матриархата к патриархату. В принципе, образ патриархальной Кибелы ничем не отличается от такого же патриархального образа "взбранной воеводы".

vzbrannoj-voevode-pobeditelnaya-ikona-na-dereve
Tags: Кибела
Subscribe

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • К вопросу о первых носителях власти.

    И. Л. Андреев говорит, что "истоки властного авторитета коренились в окутанном замысловатыми ритуалами культе предков. Первые носители власти…

  • "Богиня города".

    "Богиня города" ("Челябинский трансмутационный завод имени Иштар"). Источник. Я бы сказал, что сия картинка очень даже в тему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments