Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Кибела (4).

Краткий очерк истории культа Аттиса и Кибелы в Римской империи написал Е. А. Торчинов.

"Культ Аттиса тесно связан с культом Великой Матери (Magna Mater) – богини Кибелы (называемой греками Реей), матери всех богов, символа вечно женственного начала мира. Культ Аттиса – фригийского, малоазийского происхождения (территория современной Турции). Он имел два центра – город Пессинут с близ протекающей рекой Сангарией (Сангариос) и гору Ида, по названию которой Кибела именовалась Великой Матерью богов идейской (Magna Mater deum Idea). В 205 г. до н. э., когда Ганнибал угрожал Риму, пророчество сивиллиных книг возвестило, что Италия будет спасена, если в Рим прибудет Великая Мать из Ида (это неудивительно, поскольку сивиллины книги имеют малоазийское происхождение). Пергамский царь Аттал передал послам сената чёрный камень метеорного происхождения как символ Кибелы. После того как он был водружён на Палатине (апрельские ноны 204 г. до н. э.), а Ганнибал изгнан из Италии, культ Матери богов и её возлюбленного Аттиса приобрёл государственный статус в Римской республике. Из Фригии прибыли и жрецы этой божественной четы. Именно тогда римлянам и открылся истинный характер новоутверждённого культа с его экстатической оргийностью и членовредительством, отправляемого оскоплёнными жрецами-галлами (иногда их неправильно называют корибантами по аналогии с культом, связанным с Самофракийскими мистериями). В результате сенат ограничил культовую деятельность галлов храмом на Палатине, категорически запретив какую-либо активность за стенами храма. И только раз в году богиня почиталась публично как спасительница Рима. Этот праздник назывался Мегаленсия и отмечался в соответствии с нормами римского отправления культа, без каких-либо восточных черт. Так продолжалось до начала империи, когда император Клавдий (I в. н. э.) снял все ограничения на отправления культа фригийских богов. Это объяснялось тем, что его предшественник Калигула официально утвердил культ Исиды и Сераписа, сразу приобретший огромную популярность и составивший конкуренцию культу Кибелы как древнему государственному культу Рима.

С этого времени популярность культа Кибелы и Аттиса неуклонно росла, римляне стали избираться для получения сана архигалла, а мистериальные праздники смерти и воскресения Аттиса начали официально отмечаться в Риме с ещё большей пышностью, чем в Пессинуте. Так продолжалось в течение почти трехсот лет, хотя даже в конце IV в., в правление христианских императоров, поклонники Кибелы и Аттиса ещё существовали в Риме, о чём свидетельствует св. Августин".

Кибела и Аттис

Киьела и Аттис
Кибела и Аттис.

Далее Е. А. Торчинов пересказывает миф об Аттисе.

Первая версия Павсания в изложении имп. Юлиана: Аттис младенцем был брошен матерью у вод Галла (приток Сангарии). Когда он вырос и возмужал, то стал красавцем, и его возлюбила Мать богов – Кибела, заповедовав ему служить лишь ей и не любить другой женщины. Однако Аттис влюбился в нимфу Сангарию, божество реки, и сочетался с ней в пещере. Кибела навела на него исступление, во время которого Аттис оскопил себя, после чего был прощен Кибелой и возведен ею в небесную высь.

Любопытно, что император Юлиан Отступник и неоплатоник Саллюстий, интерпретируя в духе высокой философской традиции миф об Аттисе, объясняют «греховную» связь Аттиса с речной нимфой как влечение души к материи и её отпадение от абсолютного единства духовного начала (Кибела).

Вторая версия Павсания (VII 17, 9-12) гласит, что Аттис был сыном фригийца Калая и родился неспособным к деторождению. Когда он вырос и переселился в Лидию, то стал славен благодаря совершению таинств Великой Матери. Зевс позавидовал этой славе и наслал на Аттиса вепря, который убил его (миф очень близок мифу об Адонисе).

Версия Арнобия – Тимофея наиболее интересна. В горной местности Зевс находит Кибелу, свою мать, спящей и, влекомый к ней кровосмесительной похотью, пытается овладеть ею. Зевсу это не удаётся, и он изливает своё семя на горный камень. Этот камень зачинает ребёнка и рождает андрогина Агдистис (Агдестис), существо мужеженской природы, подобно андрогинам Платона, наделённое гигантской силой и безграничным вожделением к обоим полам. Бесчинства Агдистис вызывают беспокойство богов, и те посылают на землю Вакха Либера (видимо, Диониса Лиэя, Освободителя, который сам мог отождествляться с Аттисом). Вакх Либер наполняет вином источник, к которому ходит на водопой Агдистис. Последний напивается вина и засыпает. Вакх обвязывает его гениталии петлёй из тончайшего и острейшего волоса, а другой конец привязывает к его ноге. Агдистис просыпается и дёргает ногой, оскопляя сам себя. Таким образом, Агдистиса лишают мужского пола, и он остаётся только женщиной, второй (земной) Кибелой. Капли крови Агдистис питают землю, и из неё вырастает цветущее и благоухающее миндальное дерево. Нимфа Нана или Мама, дочь речного бога Сангария, проходила мимо, сорвала цветущую ветку и положила её к себе за пазуху. От этого нимфа забеременела и родила младенца Аттиса, носителя обособившегося от Агдистис её мужского пола. Нимфа бросает новорожденного Аттиса, и его вскармливает коза. Он стал юношей прекрасным, как бог. Его увидела земная Кибела, женщина-Агдистис, и влюбилась в него. Но родственники Аттиса сосватали его за царскую дочь из Пессинута и отправили юношу к ней. Во время брачного пира в чертоги врывается Кибела-Агдистис. Ужас обуревает всех гостей, и они впадают в исступление. Царь-отец оскопляется, невеста отрезает свои груди. Обезумевший Аттис бежит в лес и тоже оскопляется, с криком осуждения бросая отсечённые гениталии к ногам Агдистис, после чего умирает, истекая кровью. Из крови Аттиса вырастают цветы и деревья. Терзаемая раскаянием Кибела-Агдистис умоляет Зевса (исконное фригийское имя его неизвестно – может быть, Сабазий или Папа?) воскресить Аттиса и сделать его вечно юным и нетленным. Воскресший Аттис вместе с Агдистис возносятся на небеса.

Да, здесь явно чувствуется тот самый "панический" ужас, который всегда охватывает людей при эпифании ("явлении") божества. Кажется, именно такой ужас охватил членов группы Дятлова, когда они в панике бежали босиком, сломя голову, из палатки на "горе мертвецов", в которой хотели переночевать.

pic1

После этого Е. А. Торчинов описывает ритуал, точно так, как его изложил в своё время Дж. Фрэзер.

"22 марта, в день весеннего равноденствия, в лесу срубали сосну (согласно одной из версий мифа, Аттис оскопился и умер под сосной). Дерево приносили в храм Кибелы и оказывали ему божеские почести. Затем его ствол, как труп, перебинтовывали шерстяными повязками («плащаница») и обкладывали венками из фиалок (фиалка – цветок, выросший из крови Аттиса). К середине ствола привязывали статуэтку юного бога Аттиса. 23 марта трубили в трубы. Следующий день, имевший в римском календаре название Dies Sanguinis («Кровавый день»), был центральным днём мистерии. Архигалл (первосвященник) вскрывал вены на руке, а жрецы более низкого ранга приводили себя в состояние экстатического исступления буйной музыкой кимвалов, барабанов, рогов и флейт, с трясущимися головами и развевающимися волосами кружились в пляске и наконец, утратив чувствительность к боли, начинали наносить себе раны глиняными черепками и ножами, забрызгивая алтарь и дерево.

Дж. Фрезер предполагает, что в этот же день оскоплялись и новопосвящённые жрецы, бросая отрезанные гениталии в статую Кибелы Затем отрезанные органы погребали в земле храма Кибелы. По окончании этих экстатических ритуалов статуэтку Аттиса отвязывали от дерева и хоронили в земле. Наступало молчание и всеобщая скорбь. И вдруг в самый тягостный момент скорбного безмолвия вспыхивал свет факелов, и жрец возглашал: «Жив Аттис, жив! Радуйся, Жених, Свет Новый, радуйся!»


Могила Аттиса отверзалась, и бог восставал из мёртвых, а жрец помазал уста скорбевших миррой (или елеем) и шептал им на ухо: «Мужайтесь, посвящённые в таинство [мисты]! Бог спасён, и будет нам от бед спасение».

Следующий день, 25 марта (считавшийся в Риме собственно днём весеннего равноденствия), праздновался как день воскресения бога, и верующие предавались буйному веселью. В Риме этот праздник проходил как карнавал и назывался Праздником Радости. В этот день позволялось всё. Римляне разгуливали по городу в масках, и любой человек мог присвоить себе самый высокий и священный сан.

Следующий день посвящали отдыху и покою. Завершались мистерии 27 марта шествием к речке Альмону. В тележку, запряженную волами, клали статую Кибелы с лицом, изваянным из шершавого тёмного камня. Знатные патриции, ступавшие босыми ногами, медленно влекли колесницу к реке, впадающей в Тибр под стенами Рима. Там одетый в пурпурные ризы первосвященник омывал статую, повозку и другие священные объекты проточной водой, на обратном пути повозку и волов увивали свежими весенними цветами. Участники ритуала переживали катарсис, духовное очищение и обновление, царило радостное и весёлое настроение.

В ритуал смерти и воскресения Аттиса входила и священная трапеза, своего рода причастие, когда верующий вкушал пищу с тимпана, а питье – с кимвала, главных музыкальных инструментов священного оркестра. Во время этого таинства жрец произносил: «С тимпана вкусил, с кимвала испил, приобщился Аттису
».

Что нас более всего интересует в данной мистерии - это т. наз. Dies Sanguinis («Кровавый день»). Спрашивается, зачем архигалл (первосвященник) вскрывал вены на руке?

Ответ мы нашли... в Америке у древних майя. У них тоже существовал ритуал кровопускания. Древние майя протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины.

Изображения женщин, протыкающих язык или готовящихся это сделать (т.е. изображенных с блюдом, на котором лежат ланцет, верёвка и полоски бумаги), достаточно часты. Наиболее известными являются памятники городища Йашчилан.
На притолоке 15 изображена жена царя Йашун-Балама IV (751-769) Иш-Вак-Тун. Она уже совершила кровопускание и держит в руках блюдо с ритуальными инструментами. Перед ней разворачивается так называемый «Змей Видения»

змей видения

Итак, главная цель жертвоприношения в форме кровопускания - это мистическое видение, порождённое большой потерей крови.

Для нашей темы крайне интересен тот факт, что мужчины майя прокалывали свои половые органы. Наиболее известным изображением этой ритуальной операции можно назвать глиняную статуэтку с острова Хайна, где представлен мужчина, протыкающий пенис. (Подробнее о ритуале кровопускания у древних майя см. здесь.)

В данном контексте любопытно взглянуть на изображения храмового комплекса Гёбекли-Тепе.

Стелла из Гёбекли Тепе

А не являются ли все эти изображения такими же "змеями видения", которые посещали участников ритуала в этом храмовом комплексе?

В данном отношении полезно вспомнить и день траура у мусульман-шиитов ("Шахсей-Вахсей"). (Картинки можно посмотреть здесь.) Без допущения изменённых состояний сознания и связанных с ними видений этот кровавый ритуал не мог бы просуществовать много веков подряд.
Tags: Кибела
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments