Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Патриархат как социальный конструкт*.

freya_victoria выложила в сообществе fem_books краткое резюме книги Герды Лернер "Происхождение патриархата" ("The Creation of Patriarchy").

The Creation of Patriarchy

"... патриархат как система историчен: он имеет начало в истории. Если это так, то он может быть окончен через исторический процесс. Будь патриархат "естественным", то есть, основанным на биологическом детерминизме, тогда изменить его означало бы изменить природу."

Прослеживая историю патриархата, Лернер фокусируется на Ближнем Востоке, а именно Месопотамии и Израиле. Она объясняет свой выбор тем, что "Главные гендерные символы и метафоры западной цивилизации были в значительной степени унаследованы из месопотамских и, позднее, еврейских источников."

Временные рамки возникновения патриархата (в этом регионе) она определяет так:
"Период "установления патриархата" был не одним "событием", а процессом, который развивался в течение периода около 2500 лет, с приблизительно 3100 до 600 г. до н.э. Это происходило, даже в пределах Древнего Ближнего Востока, в разном темпе и в разное время в нескольких различных обществах."

freya_victoria приводит основные тезисы, которые сама Лернер сформулировала во введении. Подробно они раскрыты и аргументированы в соответствующих главах.

a) Аппроприация мужчинами сексуальной и репродуктивной способности женщин произошла до формирования частной собственности и классового общества. Её коммодификация (превращение в товар) лежит фактически в основе частной собственности. (Главы 1 и 2)

b) Архаические государства были организованы в форме патриархата; поэтому с самого своего начало государство имело существенный интерес в поддержании патриархальной семьи. (Глава 3)

c) Мужчины научились устанавливать доминирование и иерархию над другими людьми через свою раннюю практику доминирования над женщинами их собственной группы. Это нашло выражение в институционализации рабства, которое началось с порабощения женщин завоёванных групп. (Глава 4)

d) Сексуальное подчинение женщин было институционализировано в самых ранних сводах законов и его соблюдение обеспечивалось всей мощью государства. Кооперация женщин внутри системы обеспечивалась различными средствами: силой, экономической зависимостью от мужчины-главы семьи, классовыми привилегиями, которыми награждались подчиняющиеся и зависимые женщины высших классов, и искуственно созданным разделением женщин на порядочных и непорядочных. (Глава 5)

e) Класс для мужчин был и остаётся основанным на их отношении к средствам производства: те, кто владели средствами производства, могли доминировать над теми, кто не владели. Для женщин класс опосредован через их сексуальные связи с мужчиной, который затем даёт им доступ к материальным ресурсам. Разделение женщин на "порядочных" (то есть, привязанных к одному мужчине) и "непорядочных" (то есть, не привязанных к одному мужчине или свободных от всех мужчин) институционализируется в законах, касающихся ношения женщинами покрывал. (Глава 6).

f) Ещё долгое время после того, как женщины были сексуально и экономически подчинены мужчинам, они всё ещё занимали активные и уважаемые роли в качестве посредниц между людьми и богами в качестве жриц, провидиц, прорицательниц и целительниц. Метафизическая женская сила, особенно сила давать жизнь, почиталась мужчинами и женщинами в форме могущественных богинь ещё долго после того, как женщины стали подчинены мужчинам в большинстве аспектов своих земных жизней.

g) Свержение могущественных богинь и их замещение доминирующим мужским божеством в большинстве ближневосточных обществ происходит вслед за установлением сильной и империалистической царской власти. Постепенно функция управления плодородием, ранее полностью принадлежавшая богиням, символиризуется через символическое или фактическое сношение мужского божества или Бога-Царя с Богиней или её жрицей. В конце концов, сексуальность (эротизм) и размножение расщепляются, появляются различные богини для каждой функции, и Мать-Богиня трансформируется в жену/соправительницу главного Бога-мужчины. (Глава 7)

h) Появление еврейского монотеизма принимает форму атаки на широко распространённые культы различных богинь плодородия. При написании книги Бытия способность создавать и воспроизводить жизнь приписываются всемогущему Богу, чьи эпитеты "Господь" и "Царь" определяют его как мужское божество, и женская сексуальность, кроме направленной на цели воспроизводства, становится ассоциированной с грехом и злом. (Глава 8)

i) При установлении общины завета базовый символизм и фактический договор между Богом и человечеством подразумевает как само собой разумеющееся подчинённое положение женщин и их исключение из метафизического завета и земной общины завета. Их единственный доступ к Богу и к священному сообществу - в их функции матерей. (Глава 9)
(Примечание переводчицы - Здесь имеется в виду союз (завет) Бога с Израилем. По определению в него включены лишь мужчины, и его знак - обрезание крайней плоти, что можно выполнить только при наличии пениса. Также женщины были исключены из священства и до сих пор, например, не входят в миньян -  кворум, необходимый для общественного богослужения и для ряда религиозных церемоний.)

j) Это символическое обесценивание женщин в их отношении к божественному становится одной из основополагающих метафор западной цивилизации. Другая основополагающая метафора предоставлена философией Аристотеля, которая предполагает как данность, что женщины - неполноценные и дефектные человеческие существа совершенно другого сорта, чем мужчины. (Глава 10)
Именно с созданием этих двух метафорических конструктов, которые встроены в самые основы символических систем западной цивилизации, подчинение женщин начало рассматриваться как "естественное", а следовательно стало невидимым. Тем самым патриархат прочно устанавливается как фактическая реальность и как идеология."

Источник

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*)
Социа́льный констру́кт или социа́льный конце́пт — это порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует само собой.
Tags: историософия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments