Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сарматские метаморфозы.

В статье Н. Ф. Шевченко «Сарматские жрицы», или еще раз к вопросу о материнском роде у сарматов приводятся изображения металлических "треножников" в виде мирового дерева, раскопанных археологами в Прикубанье.

треножники 1

треножники 2

Высота этих "треножников" колеблется в пределах метра, и Н.Ф. Шевченко полагает, что они имеют типологическое сходство с шаманскими жезлами. Хотя тут сразу "напрягает" изготовление "треножников" из железа и бронзы, тогда как шаманские посохи изготавливались обычно из дерева или рогов животного. Дело в том, что духи очень не любят металлы. Н.Ф. Шевченко всё же замечает, что "скорее всего, большинство жезлов изготавливались из дерева, и только на определённом этапе, в экономических условиях Прикубанья, возникла традиция делать их из металла".

В данной связи вспоминаются африканские ритуальные маски "канага" племени догон.

маска канага

Вообще говоря, этот знак существует с незапамятных времён и широко распространён в орнаментальном искусстве.

знак канага

Его можно увидеть в наскальной и пещерной графике по всему миру. Имеется этот знак и в ритуальных рисунках догонов.

plemya-dogonov

Самое интересное в маске "канага" - это ромбик в её нижней части Ж-образной фигуры.

маска канага 2

Если эту фигуру принять за символическое изображение Женщины, то ромбик окажется символом вульвы. Кстати, с этой же буквы начинается и слово "жизнь". Жизнь - из Женщины. Недаром имя матери-прародительницы Евы переводится как "Жизнь".

Похожие изображения встречаются на менгирах о. Сардиния.

менгиры 1

менгиры 2

Я думаю, что самое нижнее изображение легче всего разгадывается. Это - символическое изображение рожающей женщины. Богиня (назовём её условно Мама) в своей творящей позе. Из её тела появляется Мировое Яйцо, а из Мирового Яйца, в свою очередь, появляется Вселенная, в которой мы живём.

Подобные изображения приводила Мария Гимбутас в своей книге "Цивилизация Великой Богини".

богиня-роженица
Рис. 7-1 Изображения рожениц в стен­ной росписи и в скульптуре.
(1) Стенная роспись из храма Чатал-Хююка, VII тыс. до н.э.
(2) Богиня-роженица, изобра­жённая в сидячей родовой позе. На ней антропоморфная маска, на спине три линии. Ранний период культуры сескло, Ахил-лейон II, Фессалия, Греция, ок. 6300-6200 гг. до н.э.; высота 6,4 см.
Рис. 7-2 Мальтийская Богиня-рожени­ца: поднятые вверх ноги, тяжё­лый живот и рука на разбухшей вульве говорят о том, что она вот-вот родит. Девять линий у неё на спине, возможно, озна­чают девять месяцев беремен­ности. Храмовый период Маль­ты, Хагар-Ким, конец IV тыс. до н.э. Представлена в рекон­струированной форме (найдена с повреждённым лицом и пра­вой рукой); высота 7 см.

Что-то похожее я усмотрел на хижинах племени тода, до сих пор сохраняющего матриархат.

дом тода

Особый интерес представляет сообщение Н. Ф. Шевченко о том, что "почти в одно время с жезлами здесь появляются парадные головные уборы с изображением древа жизни (Хохлач, Кобяково, курган 10, Усть-Лабинск, курган 46), которые тоже могут рассматриваться как признак духовной власти светских владык."

Н.Ф. Шевченко отмечает, что с жезлами были захоронены не только женщины и что эти захоронения с металлическими жезлами носят выраженный аристократический характер. "Погребения включают дорогую импортную посуду, украшения и различное оружие, которое встречается как в мужских, так и женских захоронениях. Количество инвентаря бывает так велико, что жреческий атрибут меркнет на его фоне."

Очевидно, в тот период, когда использовались эти металлические "треножники", т. е. с I в. до н.э. по III в. н.э. включительно, происходило разложение материнского рода у сарматов, и властные полномочия постепенно переходили от женщин к мужчинам. "Происходило совмещение духовной и светской власти, построенное по новому принципу: мужчина-воин-вождь-шаман. Не случайно все мужские погребения этой группы имеют выраженный воинский облик — взнузданные лошади, копья, мечи, кольчуги. Эта тенденция наиболее отчётливо прослеживается на территории Кубани и Нижнего Дона", - говорит Н.Ф. Шевченко. - "Вождь в качестве шамана-воина наиболее соответствовал требованиям социальной организации и динамичному образу жизни кочевников."

Однако новоявленным вождям требовалась сакрализация их властных полномочий. Очевидно, именно поэтому они использовали древние "посохи" сарматских жриц-шаманок. Мол, я не сам командую над вами, я не самодур, - я к вам обращаюсь от лица Великой Матери. "Так что слушайтесь и повинуйтесь", - говорили "овцам" "волки в овечьей шкуре".
Tags: артефакты, сарматы, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments