Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Родовой строй полинезийцев.

Формы распада родового строя.

Замечательной особенностью исторического процесса в Полинезии был своеобразный путь распада родовых отношений.

В отдалённом прошлом предки полинезиицев жили, очевидно, материнскими родами. Следы и пережитки материнского права встречаются на многих островах. Местами, например на о-ве Онтонг-Джава, до сих пор господствует матрилокальный брак. Во многих местностях — особенно на о-вах Тонга — отмечается чрезвычайно высокое общественное положение женщин, предпочтение женской линии родства перед мужской.

Но распад матриархального рода не привёл в Полинезии к образованию отцовского рода. Полинезийцы его не знали: исключение составляет только о-в Тикопиа, расположенный на окраине Полинезии, географически — в пределах Меланезии. Характерно, кстати, отсутствие у полинезийцев такого типично патриархально-родового обычая, как калым, или плата за невесту. Этого института в Полинезии не было нигде. Заключение брака совершалось без сложных церемоний: дело сводилось к формальному объявлению о намерении вступить в брак, обмену подарками с обеих сторон и одному или нескольким свадебным пирам. Просто обставлялся у полинезийцев и развод: делили имущество, делили детей. Часто, например на о-вах Самоа, старшие дети оставались при отце, а младшие при матери.

В западной Полинезии (на о-вах Самоа, Тонга, Футуна и Уэа) отмечается обычай авункулата: особые права племянника на имущество своего материнского дяди. Этот обычай, одинаковый с фиджийским, восходит к эпохе материнского рода.


Семейная община, или большая семья.

На развалинах материнского рода сложилась у полинезийцев вместо патриархального рода семейная община, или большая семья.

Характерной особенностью, отличающей домашнюю или семейную общину полинезийцев от рода, или клана, является двусторонность, или двухлинейность, в счёте родства. В то время как классическая родовая организация признаёт родство только по одной линии — либо материнской, либо отцовской,— полинезийская патриархальная домашняя община признаёт родство по двум линиям — и отцовской, и материнской,— причём в большинстве случаев обе линии родства почти равны по социальной значимости.

Такая община,— она называется на Самоа аинга, или фале (последним словом обозначается собственно дом, где живёт эта семейная община),— состояла обычно из проживающих вместе людей трёх-четырёх поколений, происходящих по мужской линии от одного общего предка, и в неё входило 30—50 человек.

Семейная община считалась собственником земли. Принадлежавший ей земельный участок либо обрабатывался коллективным трудом всех её членов, либо отдельные брачные пары получали небольшие участки в пользование. Община составляла одно домашнее хозяйство, и продукты общего труда потреблялись совместно.

Деревня, или территориальная община, имела свой орган управления, который на Самоа и Тонга называется фоно. Фоно представлял собою совет, в который входили все представители больших семей, их вожди или главы; многочисленные взрослые члены общины также присутствовали на совете. Фоно собирался обычно под открытым небом.


Вопросы, которые решались членами фоно, были весьма разнообразны. Они касались таких общинных предприятий, как общинная рыбная ловля, вопросы о разделе спорных территорий между большими семьями, вопросы о постройке дома для вождя и прочие дела, которые затрагивали всю общину в целом. Далее, фоно был в некоторой мере карающим органом, вынося решения о наказаниях за воровство, за различные нарушения законов. Неподчинение решению фоно наказывалось конфискацией и уничтожением имущества правонарушителя и даже изгнанием из общины. Фоно выносил также временные запреты на пищу; скажем, когда оставалось мало свиней в общине и была опасность полного их истребления, на время запрещался убой свиней и пользование мясной пищей. Когда в определённых водоёмах оскудевала рыба, налагались запреты на рыбную ловлю.

Таким образом, фоно, или общинный совет, представлял собою верховный орган власти общины.

Соседние деревни часто объединялись для обсуждения общих дел, и тогда устраивалось собрание; некоторые английские исследователи называют подобные собрания «парламентом». Созывались представители всех соседних общин, устраивалось совещание фоно, с той только разницей, что здесь участвовали вожди и представители от каждой общины.


Источник - Трубка Войны.

Кстати, эти общинные советы полинезийцев сильно напоминают сельские советы первой русской революции 1905 года, когда они были ещё беспартийными. Эти советы были подлинными органами народной власти, но во время революции 1917 года и гражданской войны 1918-1920 гг. советы были оккупированы большевиками. Во многих местах России происходили восстания под лозунгом "За советы без большевиков!" То есть русские люди хотели жить так же, как полинезийцы. Фактически, русская революция имела в себе сильнейшую консервативную компоненту, и идеалом общественного строя, как он виделся многим социалистам-революционерам и анархистам, было самоуправление крестьянских общин по образцу семейных общин полинезийцев. Эту "золотую мечту" в "розовых снах" лелеяли многие поколения русского крестьянства, и после падения царизма их мечта была близка к воплощению в реальную жизнь. Но, увы, что позволено полинезийцам, то не позволено русским.
Tags: полинезийцы
Subscribe

  • Крито-минойские быки родом из Египта?

    Проснувшись посреди ночи, я думал о неестественно длинных рогах крито-минойских быков. А что, если крито-минойские быки, которые участвовали в…

  • Бурёнка made in Uganda.

    olly_ru в Уганда и безопасность говорит, что отличительная черта местных угандийских коров под названием ватусси, как не сложно…

  • О тамбовском женихе на "конике".

    В. С. Бузин в статье " ЖЕНИХ НА «КОНИКЕ»: ОБРАЗ ВСАДНИКА В РУССКОЙ СВАДЬБЕ И ЕГО МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ" объясняет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments