Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Перун (2).

maximus101 в своей статье "О женской сущности Перуна и Одина" сообщает довольно интересные подробности о "трансформации" изначально женского образа этого божества в более поздний мужской.

"На Балканах можно встретить такие женские имена как Перуна, Паруна, с ласкательными вариантами: Перунка, Перуника. Также Перунига, Перуница (Пера). Они упоминаются в народных песнях сербов и болгар:

"Перуниче, девойче!
Не стой, Перо, на брего!"
"Оj девоjко, бела Перунико!"

В христианской традиции Перун и Один продолжали жить в облике Св. Ильи Пророка и Св. Георгия. Но у бога громовержца было и христианское женское лицо - это Мария Огненная, Мария Громница (болг. Марина Огнена, Опалена Мария, словен. Marija Ognjenica и Marija Glavnjenica от glavnja «головня»). В сербской народной песне указывается, что при дележе неба взяли: Святой Илья — «гром небесный», а Мария — «молнию и стрелы»."

Далее - из Википедии: "Имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают с названием возвышенности — готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata- «гора». Это позволяет исследователям реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния."
А теперь снова от maximus101'а: "В хеттских текстах скала perunas имеет женский пол, она порождает каменного великана Улликкуми. Здесь можно увидеть соответствие скандинавской Фьёргун (Fjörgvin, Скала) - матери бога Тора и индуистской богине Парвати ( pārvatī «горная, гора»), жене Шивы. С термином perunas сопоставляется имя хеттского бога Пирвы (Pirua, Perua), которое также может иметь значение скала, гора, здесь опять же санкскр. Парвати (pārva-tī) очень близкое этимологически к имени бога Пирвы.

Пирва считается божеством лошадей, тем самым он похож на переднеазиатских богинь, которые также покровительствовали коням - хурритской Шавушке, аккадской Иштар и эламской Пиринкир (Pirinkir), чьё имя звучит несколько подозрительно в контексте терминов pirua и perunas. Создаётся впечатление, что Пирва мог быть хеттским вариантом богини Иштар. Это очень популярное в Передней Азии божество имело как женскую, так и мужскую сущность. И именно Иштар чаще всего изображалась верхом на коне".

Иштар
Ханаанский вариант богини Иштар верхом на лошади, XIII в. до н.э.

"Царица Небесная" Иштар (шумерская Инанна) - богиня плотской любви, бури, дождя и войны, также осуществляла связь с подземным миром, она могла спускаться в преисподнюю и возвращаться назад. Известны клинописные тексты, в которых Иштар похваляется тем, что может выпустить мёртвых из подземного мира, в сущности воскресить их. Сама Иштар погибает в преисподней, её тело вешают на крюк, но потом воскресает и отправляется обратно к себе на небо (Иштар - богиня небосвода и планеты Венера). В скандинавских сагах Один до мелочей повторяет действия Иштар. Один имеет связь с загробным миром, он воскрешает павших воинов, также он приносит самого себя в жертву и девять дней висит на копье, пригвождённый к дереву Иггдрасиль. Один, как и Иштар, имеет связь с лошадьми - во всех ранних культурах конь, это проводник в мир мёртвых".

Один

Инанна
Инанна держит в руках пучки молний. Аккадская цилиндрическая печать 2334-2154 гг. до н.э.

И в конце своей статьи maximus101 говорит о "выделении" и обособлении мужского начала из женского божества на примере "фракийского всадника", которого он отождествляет с Геросом, фракийским Аресом. "Видимо Герос, также как древние переднеазиатские богини-наездницы, был двуполым, рядом с ним часто изображалась женщина, причём тоже в компании лошадей. В этой женщине можно различить иконографию кельтской богини коней Эпоны. Хотя этимология слова Герос свидетельствует о том, что женским вариантом фракийского всадника должна быть известная богиня Гера. Соединять в одном облике мужское и женское лицо божества в начале н.э. было уже не принято (подобно ранним изображениям Иштар), поэтому божественные сущности располагались раздельно, но рядом друг с другом, как на своеобразных языческих иконах южной Европы времён Римской империи".

фракийский всадник
Фракийский всадник и женское божество, I-II вв.

Так что, вполне может быть, что прежде нежели Перун был, Перуница бытовала.

Перуница
Tags: Перун, мифология, языкознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments