Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Перун (3).

Ну а теперь рассмотрим, как вообще сочетается символизм змеи и молнии.

Во многих культурах молния рассматривается также как низвергающаяся с небес змея. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить знаменитое евангельское речение Иисуса Христа: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10:17) Ориген, комментируя эти слова, говорит: "Следовательно, дьявол был некогда светом".

Молния - атрибут всех богов-кузнецов, таких как Гефест, Вулкан и Тор. А Гефест, как всем известно, был хромым. "Греки объясняли хромоту тем, что Гера, поражённая уродством сына, сбросила его с Олимпа, и он при падении повредил ногу. Но это позднее объяснение. Более ранние мифы помнили, что Гефест был хромым от рождения. В чём же состояло первоначальное уродство? Ответ находим в мифе о сыне Гефеста Эрихтонии. Его воспитывала Афина. Однажды она передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропа (божества земли), запретив при этом заглядывать в ящик. Девушки нарушили запрет, открыли ящик и увидели, что тело младенца переходило в змеиный хвост. Уродство, которое удалось замаскировать отцу, обнаружилось у сына" (К. Д. Лаушкин. "Баба-Яга и одноногие боги").

А что же - Перун? К. Д. Лаушкин говорит: "Образ славянского бога грозы Перуна, несомненно, был связан с образом змеи как первобытным олицетворением молнии. Некоторые источники его прямо называют "змиякою"."

Очевидно, молния связана с особой формой посвящения. Получить удар молнии означает немедленную инициацию. Наверно, отсюда пошла поговорка: "Кто заново родился, тот с чёртом породнился". Удару молнии Зевса мифы приписывают первое из двух рождений «дважды рождённого» Диониса.

О сверхъестественных способностях, которые иногда обретают люди, выжившие при ударе в них молнии, я уже писал в статье "Перуновы стрелы".

Конечно, и в самые древнейшие матриархальные времена люди знали об этих сверхъестественных способностях, но, наверно, этот способ посвящения считался маргинальным из-за своей крайней редкости. Всё-таки, женские инициации происходили не на открытом воздухе, а в тёмных помещениях, куда может залететь разве что шаровая молния. А вот мужчины-пастухи, постоянно находившиеся в открытом поле со своими стадами, могли гораздо чаще встречаться с этими "громовыми стрелами". Из того факта, что молнии поражают мужчин гораздо чаще, чем женщин, со временем могло сложиться представление об особой "богоугодности" и "богоизбранности" мужчин. Естественно, такое представление повело за собою обособление и выделение из матриархальной культуры отдельных элементов, которые послужили основой для формирования культа Перуна (и других аналогичных культов).

И затем уже, вылупившийся из материнского чрева "птенец" стал "клевать" свою мать. "Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие как орёл, сокол или легендарная Гаруда в Индии, часто изображались убивающими змей, как и многие боги и герои. В германской мифологии Тор и Беовульф убивали змей-драконов, но и сами погибли, сражённые ими. Это даёт возможность предположить, что убийство змеи – символ борьбы с властью материнского хтонического начала, как в легенде о Геракле (Геркулесе), который, будучи ещё младенцем, задушил двух змей. Чтобы установить свой культ в Дельфах, Аполлон также должен был убить Пифона – дракона-кормильца ужасного монстра Тифона. Этот миф можно истолковать как борьбу со старым культом Матери-змея и замену его новой верой. То же самое может означать и убийство богом Ваалом семиголового змея Лотана в финикийском мифе. Иными словами, пока жива Мать-змея, новая вера не наступит".

Собственно, теория "основного мифа", которая была создана лингвистами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым в 60-е — 70-е годы XX века, как раз и пытается представить змееборчество как борьбу патриархальных "сил света" с матриархальными "силами тьмы". Но это уже идеология, не имеющая ничего общего с религией. Правда, иногда идеология пытается "прилепиться" к религии, как, например, мы видим это в знаменитой формуле "Москва - Третий Рим", которую высказал Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. Тем не менее, подобные идеологемы всегда являются паразитическими "наростами" на религиозном стволе.

Тут можно было бы порассуждать о том, насколько был в своё время идеологичным культ Перуна. Лично я склоняюсь к мнению, что идеологии в нём было всё-таки больше, чем онтологичных религиозных оснований. Потому он и исчез почти в однодневье, при смене идеологии в великокняжеской "верхушке", практически не оставив после себя никаких следов.
Tags: Древняя Русь, Перун, змеи, молния, символика, язычество
Subscribe

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • А. Белый наносит ответный удар.

    "Но, спрошу я, какая такая разница между богиней и бабой? Богиня ли, баба ли – всё одно: кем же, как не бабами, в древности сами богини…

  • "Богиня" БОМЖей.

    Источник картинки. Бадзула, бадюля, бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • А. Белый наносит ответный удар.

    "Но, спрошу я, какая такая разница между богиней и бабой? Богиня ли, баба ли – всё одно: кем же, как не бабами, в древности сами богини…

  • "Богиня" БОМЖей.

    Источник картинки. Бадзула, бадюля, бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского…