Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Перун (3).

Ну а теперь рассмотрим, как вообще сочетается символизм змеи и молнии.

Во многих культурах молния рассматривается также как низвергающаяся с небес змея. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить знаменитое евангельское речение Иисуса Христа: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10:17) Ориген, комментируя эти слова, говорит: "Следовательно, дьявол был некогда светом".

Молния - атрибут всех богов-кузнецов, таких как Гефест, Вулкан и Тор. А Гефест, как всем известно, был хромым. "Греки объясняли хромоту тем, что Гера, поражённая уродством сына, сбросила его с Олимпа, и он при падении повредил ногу. Но это позднее объяснение. Более ранние мифы помнили, что Гефест был хромым от рождения. В чём же состояло первоначальное уродство? Ответ находим в мифе о сыне Гефеста Эрихтонии. Его воспитывала Афина. Однажды она передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропа (божества земли), запретив при этом заглядывать в ящик. Девушки нарушили запрет, открыли ящик и увидели, что тело младенца переходило в змеиный хвост. Уродство, которое удалось замаскировать отцу, обнаружилось у сына" (К. Д. Лаушкин. "Баба-Яга и одноногие боги").

А что же - Перун? К. Д. Лаушкин говорит: "Образ славянского бога грозы Перуна, несомненно, был связан с образом змеи как первобытным олицетворением молнии. Некоторые источники его прямо называют "змиякою"."

Очевидно, молния связана с особой формой посвящения. Получить удар молнии означает немедленную инициацию. Наверно, отсюда пошла поговорка: "Кто заново родился, тот с чёртом породнился". Удару молнии Зевса мифы приписывают первое из двух рождений «дважды рождённого» Диониса.

О сверхъестественных способностях, которые иногда обретают люди, выжившие при ударе в них молнии, я уже писал в статье "Перуновы стрелы".

Конечно, и в самые древнейшие матриархальные времена люди знали об этих сверхъестественных способностях, но, наверно, этот способ посвящения считался маргинальным из-за своей крайней редкости. Всё-таки, женские инициации происходили не на открытом воздухе, а в тёмных помещениях, куда может залететь разве что шаровая молния. А вот мужчины-пастухи, постоянно находившиеся в открытом поле со своими стадами, могли гораздо чаще встречаться с этими "громовыми стрелами". Из того факта, что молнии поражают мужчин гораздо чаще, чем женщин, со временем могло сложиться представление об особой "богоугодности" и "богоизбранности" мужчин. Естественно, такое представление повело за собою обособление и выделение из матриархальной культуры отдельных элементов, которые послужили основой для формирования культа Перуна (и других аналогичных культов).

И затем уже, вылупившийся из материнского чрева "птенец" стал "клевать" свою мать. "Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие как орёл, сокол или легендарная Гаруда в Индии, часто изображались убивающими змей, как и многие боги и герои. В германской мифологии Тор и Беовульф убивали змей-драконов, но и сами погибли, сражённые ими. Это даёт возможность предположить, что убийство змеи – символ борьбы с властью материнского хтонического начала, как в легенде о Геракле (Геркулесе), который, будучи ещё младенцем, задушил двух змей. Чтобы установить свой культ в Дельфах, Аполлон также должен был убить Пифона – дракона-кормильца ужасного монстра Тифона. Этот миф можно истолковать как борьбу со старым культом Матери-змея и замену его новой верой. То же самое может означать и убийство богом Ваалом семиголового змея Лотана в финикийском мифе. Иными словами, пока жива Мать-змея, новая вера не наступит".

Собственно, теория "основного мифа", которая была создана лингвистами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым в 60-е — 70-е годы XX века, как раз и пытается представить змееборчество как борьбу патриархальных "сил света" с матриархальными "силами тьмы". Но это уже идеология, не имеющая ничего общего с религией. Правда, иногда идеология пытается "прилепиться" к религии, как, например, мы видим это в знаменитой формуле "Москва - Третий Рим", которую высказал Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. Тем не менее, подобные идеологемы всегда являются паразитическими "наростами" на религиозном стволе.

Тут можно было бы порассуждать о том, насколько был в своё время идеологичным культ Перуна. Лично я склоняюсь к мнению, что идеологии в нём было всё-таки больше, чем онтологичных религиозных оснований. Потому он и исчез почти в однодневье, при смене идеологии в великокняжеской "верхушке", практически не оставив после себя никаких следов.
Tags: Древняя Русь, Перун, змеи, молния, символика, язычество
Subscribe

  • О свайных поселениях Старой Европы.

    Мы уже касались темы свайных поселений Старой Европы в записи Кто и зачем построил бассейн на холме? Сегодня продолжим "углубление" в эту…

  • Неолитическая Чёрная Дева.

    Во Франции археологи впервые продемонстрировали редкую статуэтку возрастом порядка 6000 лет, найденную при раскопках на левом берегу реки Соммы.…

  • Обо всём понемногу.

    ESENIA, рассказывая о святилище каменного века Göbekli Tepe (Гёбекли-Тепе), замечает, что существует традиция изображения богини Ладжи Гаури…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments

  • О свайных поселениях Старой Европы.

    Мы уже касались темы свайных поселений Старой Европы в записи Кто и зачем построил бассейн на холме? Сегодня продолжим "углубление" в эту…

  • Неолитическая Чёрная Дева.

    Во Франции археологи впервые продемонстрировали редкую статуэтку возрастом порядка 6000 лет, найденную при раскопках на левом берегу реки Соммы.…

  • Обо всём понемногу.

    ESENIA, рассказывая о святилище каменного века Göbekli Tepe (Гёбекли-Тепе), замечает, что существует традиция изображения богини Ладжи Гаури…