Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Веледа.

В женщине германцы видели нечто священное и пророческое, они прислушивались к её совету даже в самых важнейших делах. Так Веледа, жрица племени бруктеров на Липпе, была душой всего восстания батавов в 68–69 годах.

Попытка римлян завоевать Германию имела множество взлётов и падений на протяжении десятилетий. С одной стороны, римский генерал Германик заслужил военную славу на Рейне. С другой стороны, германцы уничтожили более 10 процентов всей Римской армии в битве в Тевтобургском лесу.

Одним из беспокойных племён были бруктеры, жившие на северо-западе Германии. Давние противники Рима, они разгромили своих врагов при Тевтобурге в 9 году н. э. Поэтому неудивительно, что один из самых коварных противников Рима вышел из среды бруктеров.

Согласно римскому историку Тациту, Веледа (Veleda, Velleda) происходила из племени бруктеров, жила затворницей в высокой башне у воды.

veleda-sketch-1

Веледа играла значительную роль в восстании батавов под командованием Юлия Цивилиса в 69-70 годах н. э., призывая германские племена к войне против Рима и обещая победу.

"Эта незамужняя женщина из племени бруктеров пользовалась у варваров огромным влиянием, ибо германцы, которые всегда считали, будто многие женщины обладают даром прорицать будущее, теперь дошли в своём суеверии до того, что стали считать некоторых из них богинями. Благоговение, которое вызывала у них Веледа, ещё возросло, когда сбылись её предсказания о победе германцев и гибели римских легионов" — Публий Корнелий Тацит, История. кн. IV, 61.

Ведь германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания подаваемые ими советы и не пренебрегают их прорицаниями. В правление божественного Веспасиана мы видели среди них Веледу, долгое время почитавшуюся большинством как божество; да и в древности они поклонялись Альбруне и многим другим, и отнюдь не из лести и не для того, чтобы впоследствии сделать из них богинь" — Публий Корнелий Тацит, О происхождении германцев и местоположении Германии, 8.

При Веспасиане Веледа была захвачена римлянами и доставлена в Рим, где и умерла.

Существует точка зрения, что Веледа — это не имя, а общее название прорицательниц, образованное от старого германского слова «Вёльва», «пророчица». Есть и иная точка зрения. Как отмечается в посвящённом «Германии» исследовании Р. Муха, X. Янкуна, В. Ланге, имя Veleda имеет точное соответствие в виде др.-ирл. fili < *welet ‘филид, поэт’, ‘провидец’, ср.-валл. gwelet, валл. gweled ‘провидец, поэт’.

Памятник Веледе
Статуя задумчивой Веледы в Париже.

На ум приходит немецкая сказка, записанная братьями Гримм о девушке с очень длинными волосами, которая была заточена в высокой башне.

mosika_901_00001

Очевидно, здесь мы имеем дело с неким аналогом менструальной хижины. Давно было подмечено, что именно менструация является залогом женского преимущества в шаманизме и оккультизме. То есть не сама по себе менструация, а менструальное табу. Регулярное затворничество во время месячных приводит к накоплению магических сил у женщин.

Может быть, заметив эту связь, некоторые женщины сами, добровольно, выбирали затворничество как образ жизни, решив посвятить себя магическим практикам? Может быть, одной из таких женщин была Веледа.

Надо полагать, что подобные практики существовали не только у германцев, но и во всём древнем мире. Во всех религиях одиночество есть важнейшее условие постижения Бога. В йоге, например, считается за аксиому, что без уединения невозможно никакое духовное развитие. Пустыня всегда являлась тем местом, где человек встречает Бога. В полном одиночестве пас Моисей стада тестя своего далеко в пустыне близ горы Хорив.

В связи с этим особый интерес представляет собой такое явление, как столпничество. Основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника.

Столп, который построил себе преп. Симеон, есть, собственно, олицетворение Омфалоса, то есть символ «Центра Мира».

Симеон Столпник

Этот каменный столп, несомненно, может быть отнесён к разряду бетилей, то есть камней, рассматриваемых как «божественные жилища» или, иными словами, как носители некоторых «духовных влияний». Бетили могли иметь различные формы, в частности, форму столба; так, Иаков говорит: «Этот камень, который я воздвиг подобно столпу, будет домом Бога». У кельтских народов некоторые, если не все менгиры имели то же значение. Во всех случаях бетиль был «пророческим камнем», «камнем, который говорит», то есть камнем, который вдохновлял оракулов или возле которого вдохновлялись оракулы, благодаря «духовным влияниям», носителем которых он являлся; и пример Омфалоса в Дельфах очень показателен в этом отношении.

На Ближем Востоке «пророческие камни» часто имели форму  фаллоса. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении подобных камней в Сирии: «Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в течение недели. Делает он это с помощью верёвки, обвязанной вокруг туловища и камня-фаллоса, и куска дерева, который служит опорой. Оказавшись наверху, он бросает вниз конец другой, длинной верёвки, взятой с собой. По ней ему передают всё необходимое, и он устраивает на вершине нечто вроде гнезда». Этот человек проводит всё время в молитвах и иногда бьёт в гонг, который издаёт весьма впечатляющие звуки.

Симеон наследовал эту древнюю языческую традицию, переосмыслив её на христианский лад. Вместо языческого недельного столпничества он решил жить на вершине столпа постоянно. Его столп имел в высоту шесть локтей, и св. Симеон простоял на нём несколько лет. После высота столпа была доведена до двадцати локтей, а затем – и до тридцати шести. Так преподобный столпами различной высоты, как по ступенькам лестницы, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождём и палимый зноем, а зимою терпя стужу; пищею его были размоченные в воде сухари, овёс, пшеница, горох и сухие плоды, а питьём – вода. Вокруг его столпа вскоре были устроены две концентрические каменные ограды. Ограды эти были сооружены приходившим народом из сухих камней. Такие ограждённые места назывались мандрами, и так как внутри этой ограждённой территории селились желающие подвизаться под руководством преп. Симеона, то он стал называться архимандритом.

Это разделение учеников преп. Симеона на внутренний и внешний круги напоминает аналогичное разделение учеников Иисуса Христа на 12 ближних апостолов и 72 других учеников, с которыми Он не находился в близких отношениях. По всей видимости, речь здесь должна идти о трёх ступенях посвящения. Столп Симеона символизирует Священную Гору или «Ось Мира». Истина Божественного откровения распространяется сверху вниз, начиная от высшей ступени, которая является её вместилищем, и иерархически распространяясь на другие ступени.

Понятно, что христианское столпничество возникло не на пустом месте; до христиан столпниками были язычники. Или - язычницы?

Этот вопрос совершенно не исследован, и однозначный ответ пока дать невозможно.
Tags: германцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments