Ну да, действительно, племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе, и там же, на Пелопоннесе, существовала Спарта — наиболее известный дорийский полис, долгое время бывший самым сильным в военном отношении греческим государством.
И положение женщины в Спарте было принципиально отличным от положения женщины в в других греческих полисах. В Спарте была чрезвычайно велика роль матери, а женщины прямо вмешивались во все дела мужчин, отдавая мужчинам первенство только в войне. Историческое предание содержит историю о том, как жена царя Леонида Горго ответила на замечание афинянки: «Одни вы, спартанки, делаете что хотите со своими мужьями». Горго ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей».
Спартанки с юных лет проходили физическую и военную подготовку – упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска.
По свидетельству Плутарха, эти упражнения отличались тем, что невозможно было для остальной Греции. Женская нагота в Спарте не была постыдной. Если всюду в Греции спортивные состязания предполагали мужскую наготу, а женские состязания были запрещены, то в Спарте во время состязаний одежды не слишком прикрывали женское тело. Сохранившиеся изображения демонстрируют спартанских бегуний в коротких хитонах.

Бегунья из Додоны. 550—540 гг. Афины. Национальный музей.
Откуда же такие свободы и вольности у спартанских женщин? Может быть, на Пелопоннесе и островах Эгеиды сохранилось матриархальное наследие древней минойской цивилизации? Действительно, дорийцы, пришедшие на остров Крит из Лаконики, нашли на Крите сложившуюся систему законодательства, которую переняли, а затем она была заимствована Ликургом. Аристотель в «Политике» отмечал, что в его время периеки Крита (аналогичные в статусе илотам Спарты) продолжали пользоваться этими законами, введёнными ещё до Троянской войны.
Я полагаю, что некоторые тенденции минойской культуры с её очевидным приоритетом женщин, конечно, могли ещё долго сохраняться в Эгеиде, но, по-видимому, основная причина "спартанского матриархата" лежит в иной плоскости.
Здесь необходимо вспомнить отношения скифов и сарматов. Сарматы находились в более "примитивной" фазе социальных отношений, а скифы подошли вплотную с созданию государственности. Сарматы были бедные, а скифы - богатые. У сарматов сохранялись матриархальные отношения, а у скифов царил патриархат. Женщины сарматов оставили о себе память как воинственные амазонки, а про женщин скифов мы ничего не знаем. И, в конце концов, "матриархальные" сарматы разбили "царских" скифов в пух и прах.
Очевидно, примерно то же самое имело место быть и в отношениях между ахейцами и дорийцами. Дорийцы были греками-"сарматами", а ахейцы - греками-"скифами".
Отсюда можно вывести определённую закономерность: чем богаче то или иное общество, тем более сильны в нём тенденции к патриархату. И наоборот: чем беднее общество, тем большим авторитетом и влиянием в нём пользуются женщины, особенно матери.
Это легко объяснить: богатый мужчина элементарно покупает женщину как товар; бедный же мужчина предлагает себя в услужение женщине, если желает заручиться её благорасположением к себе.
В фильме "Бумбараш" Гаврила говорит: "Вон у меня — дом, мануфактура, статуэтки, корова, картины, телёнок, свечки, гуси, поросенок, жена… вон она у меня какая! Варя! — сказал он, чтоб показать свою власть над нею. — Варя! Сними сапог! Для самовара сгодится! Ну, снимай, снимай! Стягивай! — И протянул Варваре ногу в сапоге".
У Вари с богатым Гаврилой сложился "патриархат", а с бедным Бумбарашем наверно получился бы "матриархат".
Ну а что спартанцы жили бедно — это, я полагаю, никому доказывать не требуется. Выражение "спартанский образ жизни" у всех на слуху, и все знают, что означает это выражение.
В продолжение темы см. Спартанский матриархат.
Я полагаю, что некоторые тенденции минойской культуры с её очевидным приоритетом женщин, конечно, могли ещё долго сохраняться в Эгеиде, но, по-видимому, основная причина "спартанского матриархата" лежит в иной плоскости.
Здесь необходимо вспомнить отношения скифов и сарматов. Сарматы находились в более "примитивной" фазе социальных отношений, а скифы подошли вплотную с созданию государственности. Сарматы были бедные, а скифы - богатые. У сарматов сохранялись матриархальные отношения, а у скифов царил патриархат. Женщины сарматов оставили о себе память как воинственные амазонки, а про женщин скифов мы ничего не знаем. И, в конце концов, "матриархальные" сарматы разбили "царских" скифов в пух и прах.
Очевидно, примерно то же самое имело место быть и в отношениях между ахейцами и дорийцами. Дорийцы были греками-"сарматами", а ахейцы - греками-"скифами".
Отсюда можно вывести определённую закономерность: чем богаче то или иное общество, тем более сильны в нём тенденции к патриархату. И наоборот: чем беднее общество, тем большим авторитетом и влиянием в нём пользуются женщины, особенно матери.
Это легко объяснить: богатый мужчина элементарно покупает женщину как товар; бедный же мужчина предлагает себя в услужение женщине, если желает заручиться её благорасположением к себе.
В фильме "Бумбараш" Гаврила говорит: "Вон у меня — дом, мануфактура, статуэтки, корова, картины, телёнок, свечки, гуси, поросенок, жена… вон она у меня какая! Варя! — сказал он, чтоб показать свою власть над нею. — Варя! Сними сапог! Для самовара сгодится! Ну, снимай, снимай! Стягивай! — И протянул Варваре ногу в сапоге".
У Вари с богатым Гаврилой сложился "патриархат", а с бедным Бумбарашем наверно получился бы "матриархат".
Ну а что спартанцы жили бедно — это, я полагаю, никому доказывать не требуется. Выражение "спартанский образ жизни" у всех на слуху, и все знают, что означает это выражение.
В продолжение темы см. Спартанский матриархат.