Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Потния Терон.

Повелительница животных является широко распространённым мотивом в древнем искусстве средиземноморского мира и Древнего Ближнего Востока, показывая центральную человеческую, или человекоподобную, женскую фигуру, которая захватывает двух животных, по одному с каждой стороны. Самое старое такое изображение, Сидящая женщина Чатал-Гююка, - это глиняная скульптура из Чатал-Гююка в современной Турции, сделанная примерно 6000 лет до нашей эры.

Museum_of_Anatolian_Civilizations
Сидящая богиня Чатал-Гююка в окружении двух львиц.

Хотя связь между образами и понятиями в различных древних культурах остаётся не очень ясной, такие образы часто упоминаются как Potnia Theron (π πττνιαηηρνν, "повелительница животных"), термин, впервые использованный когда-то Гомером (Илиада 21. 470) и часто используется для описания женских божеств, связанных с животными. Слово Potnia, означающее "госпожа", было микенским словом, унаследованным классическим греческим языком, с тем же значением, родственным санскритскому patni.

Гомеровское упоминание потнии Терон, как полагают, относится к Артемиде; Уолтер Буркерт описывает это упоминание как "хорошо устоявшуюся формулу". Божество типа Артемиды, "хозяйка животных", часто считается существовавшим в доисторической религии и часто упоминается как Потния Терон, причём некоторые учёные предполагают связь между Артемидой и богинями, изображёнными в Минойском искусстве.

Emprunte_d'un_sceau_de_Cnossos
Минойская богиня в окружении двух львиц.

Pithos
Богиня из Кносса с двумя львицами.

Artemis,_Parian_pottery_plate,_675-600_BC,_AM_Mykonos,
Артемида как повелительница животных, Парская керамика, 675-600 гг. до н. э.

Artémis_Orthia
Артемида Ортия в обычной позиции Потнии Терон на архаическом жертвоприношении из слоновой кости, (Национальный археологический музей Афин).

Возвращаясь к минойскому искусству, нельзя не упомянуть одну фреску из Акротири, которую традиционно называют "Потниа Терон" (Ἡ Πότνια Θηρῶν) - по гомеровскому эпитету, означающему "повелительница зверей". Богиня сидит на троне на фоне пейзажа с шафраном, который составлял одну из наиболее богатых статей торговли. Девочка с частично выбритой головой (что указывает на инициацию) опорожняет корзинку с собранным шафраном. Справа от богини сидит гриф, а слева - приносит ей в дар шафран голубая антропоморфная обезьяна. У богини змеи в пышной прическе, золотая диадема, золотые серьги, в волосах золоченая лента. На шее у нее ожерелье из драгоценных камней в виде уточек и другое - в виде стрекоз.

Акротири 1

Акротири 2

Акротири 3
Источник картинки.

Анатолий Иванов в своём исследовании "Цивилизация Мадонны" сообщает следующее:

"Дж. Пендлбери ещё не знал имени этой богини, но отмечал те же её характерные черты, разобранные потом разными греческими богинями: «На протяжении всей своей истории критяне поклонялись <...> Великой матери богов, повелительнице диких зверей и владычице деревьев и гор. Её часто изображали с сыном — богом-мальчиком. В греческие времена её атрибуты были распределены между различными богинями: Афина получила её змей, Афродита — её голубей и её сына, Артемида — её оленей, а различные нимфы — её горы, потоки и леса»."

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" добавляет: "У некоторых народов осознание единства женщины и природы выразилось в том, что покровителями зверей и хозяевами стихий являются божества, выступающие в женском образе. Так, у центральных эскимосов людям посылает тюленей великая богиня Седна (Токарев, 1990, с. 240). Эскимосы представляли её в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными. На суше Седне соответствовали «лесная хозяйка» у эскимосов Тихоокеанского побережья; и «мать-карибу» у эскимосов Гудзонова залива (Абрамова, 1966, с. 84). У кетов покровительницей пернатых считалась «мать птиц», выступавшая в образе прекрасной женщины, живущей на юге (Алексеенко, 1967, с. 177). У саамов Кольского полуострова существует покровительница оленей Луот-хозик. Если за время летнего выпаса олени оказывались целыми, то это - дар и знак милости оленьей хозяйки: она посылает оленям богатые пастбища из оленьего мха, оберегает их от хищников, посылает охотникам (Токарев, 1986, с. 178)".
Tags: Артемида, Крит, Чатал-Хююк, лики Богини
Subscribe

Posts from This Сommunity “лики Богини” Tag

  • Эволюция крито-минойского искусства.

    Н. М. Никулина в статье " ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО КРИТА" говорит, что образ женского божества является ключевым,…

  • В саркофаге с Богиней.

    Древние египтяне на внутренней поверхности крышки саркофага изображали богиню неба Нут. Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • "Богиня города".

    "Богиня города" ("Челябинский трансмутационный завод имени Иштар"). Источник. Я бы сказал, что сия картинка очень даже в тему…

  • Сотерия.

    Прекрасная древнеримская поздняя мозаика (400 год) была найдена в Антакье, она украшала пол общественных бань (терм). Надпись на греческом гласит,…

  • Повелительница зверей.

    В продолжение записи Понтия Терон. "Ещё одной гранью женщины – матери – земли является её образ повелительницы или владычицы…

  • Инанна на службе у царей.

    Ассирийское царство, в своё время, наводило страх и ужас на весь Ближний Восток. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и…

  • Нинхурсаг.

    Шумерская богиня Нинхурсаг (известная также под именами Нинтур, Нинменна, Нинмах — «Госпожа превеликая», Дингирмах, Аруру; на…

  • Распад и интеграция образа единой Богини.

    Интересный феномен наблюдается в греко-римской античности: "расщепление" и новая "сборка" образа единой Богини. В крито-минойской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments