Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Понтия Терон.

Повелительница животных является широко распространённым мотивом в древнем искусстве средиземноморского мира и Древнего Ближнего Востока, показывая центральную человеческую, или человекоподобную, женскую фигуру, которая захватывает двух животных, по одному с каждой стороны. Самое старое такое изображение, Сидящая женщина Чатал-Гююка, - это глиняная скульптура из Чатал-Гююка в современной Турции, сделанная примерно 6000 лет до нашей эры.

Museum_of_Anatolian_Civilizations
Сидящая богиня Чатал-Гююка в окружении двух львиц.

Хотя связь между образами и понятиями в различных древних культурах остаётся не очень ясной, такие образы часто упоминаются как Potnia Theron (π πττνιαηηρνν, "повелительница животных"), термин, впервые использованный когда-то Гомером (Илиада 21. 470) и часто используется для описания женских божеств, связанных с животными. Слово Potnia, означающее "госпожа", было микенским словом, унаследованным классическим греческим языком, с тем же значением, родственным санскритскому patni.

Гомеровское упоминание потнии Терон, как полагают, относится к Артемиде; Уолтер Буркерт описывает это упоминание как "хорошо устоявшуюся формулу". Божество типа Артемиды, "хозяйка животных", часто считается существовавшим в доисторической религии и часто упоминается как Потния Терон, причём некоторые учёные предполагают связь между Артемидой и богинями, изображёнными в Минойском искусстве.

Emprunte_d'un_sceau_de_Cnossos
Минойская богиня в окружении двух львиц.

Pithos
Богиня из Кносса с двумя львицами.

Artemis,_Parian_pottery_plate,_675-600_BC,_AM_Mykonos,
Артемида как повелительница животных, Парская керамика, 675-600 гг. до н. э.

Artémis_Orthia
Артемида Ортия в обычной позиции Потнии Терон на архаическом жертвоприношении из слоновой кости, (Национальный археологический музей Афин).

Возвращаясь к минойскому искусству, нельзя не упомянуть одну фреску из Акротири, которую традиционно называют "Потниа Терон" (Ἡ Πότνια Θηρῶν) - по гомеровскому эпитету, означающему "повелительница зверей". Богиня сидит на троне на фоне пейзажа с шафраном, который составлял одну из наиболее богатых статей торговли. Девочка с частично выбритой головой (что указывает на инициацию) опорожняет корзинку с собранным шафраном. Справа от богини сидит гриф, а слева - приносит ей в дар шафран голубая антропоморфная обезьяна. У богини змеи в пышной прическе, золотая диадема, золотые серьги, в волосах золоченая лента. На шее у нее ожерелье из драгоценных камней в виде уточек и другое - в виде стрекоз.

Акротири 1

Акротири 2

Акротири 3
Источник картинки.

Анатолий Иванов в своём исследовании "Цивилизация Мадонны" сообщает следующее:

"Дж. Пендлбери ещё не знал имени этой богини, но отмечал те же её характерные черты, разобранные потом разными греческими богинями: «На протяжении всей своей истории критяне поклонялись <...> Великой матери богов, повелительнице диких зверей и владычице деревьев и гор. Её часто изображали с сыном — богом-мальчиком. В греческие времена её атрибуты были распределены между различными богинями: Афина получила её змей, Афродита — её голубей и её сына, Артемида — её оленей, а различные нимфы — её горы, потоки и леса»."

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" добавляет: "У некоторых народов осознание единства женщины и природы выразилось в том, что покровителями зверей и хозяевами стихий являются божества, выступающие в женском образе. Так, у центральных эскимосов людям посылает тюленей великая богиня Седна (Токарев, 1990, с. 240). Эскимосы представляли её в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными. На суше Седне соответствовали «лесная хозяйка» у эскимосов Тихоокеанского побережья; и «мать-карибу» у эскимосов Гудзонова залива (Абрамова, 1966, с. 84). У кетов покровительницей пернатых считалась «мать птиц», выступавшая в образе прекрасной женщины, живущей на юге (Алексеенко, 1967, с. 177). У саамов Кольского полуострова существует покровительница оленей Луот-хозик. Если за время летнего выпаса олени оказывались целыми, то это - дар и знак милости оленьей хозяйки: она посылает оленям богатые пастбища из оленьего мха, оберегает их от хищников, посылает охотникам (Токарев, 1986, с. 178)".
Tags: Артемида, Крит, Чатал-Хююк, лики Богини
Subscribe

  • Biggity Man.

    "Это Нарам Син, великий царь Аккада, топчущий своих врагов... Соответственно, великий царь изображается как Большой Человек ( Big Man),…

  • Немного о культурах сескло и димини.

    В продолжение записи Эгейские папирелы. "В эту эпоху наблюдается интенсивная деятельность по строительству поселений. В отдельных случаях…

  • Община и государство в древней Ларсе.

    Н. В. Козырева в своей монографии "Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни" (М., 1988. С. 28-29) пишет: "Из того, что только часть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments