Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Лабиринты как "замки для хороводов".

Анатолий Иванов сообщает:

"С греческим названием двойной секиры «лабрис» связывают слово «лабиринт», а знаменитый критский лабиринт — место действия мифа о Тесее и Ариадне. Как известно, Тесею удалось победить ужасного Минотавра благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в него, потому что Тесей перед отъездом на Крит принёс жертву Афродите. Вошедшая в пословицу «нить Ариадны» помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем, устроили на радостях весёлый хоровод.

Как выглядели эти хороводы, можно узнать из описания изображений на щите, выкованном Гефестом для Ахилла («Илиада», песнь 18):


«Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками…
…Пляшут они, и ногами искусными то закружатся…
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими…
два среди круга их головоходы,
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине».

Умерший в январе 2000 года шведский исследователь Фритьоф Халльман обратил внимание на сходство описанного Гомером хоровода с танцами, которые до сих пор исполняет на праздниках весны молодёжь в Швеции и Финляндии и которые называются «девичьими танцами». Атрибутом этих танцев является связывающая танцоров лента, которая постоянно должна быть натянутой, для чего она то наматывается вокруг тела или вокруг руки, то разматывается.


Совершенно ясно, что речь идёт о весеннем празднике в честь богини любви — как отмечает тот же Халльман, Ариадна часто отождествлялась с самой Афродитой — а страшный Лабиринт был всего-навсего танцплощадкой для исполнения ритуальных хороводов. Такие же лабиринты для танцев диаметром от 15 до 25 метров строили и в Северной Европе, где они назывались «троянскими замками». Троя же, как мы помним, была городом Афродиты, и само имя этого города Ф. Халльман возводит к немецкому корню «dreh-» и валлийскому «troi», обозначающему «верчение», т. е. Троя, как и Лабиринт, это тоже танцплощадка.

Уцепившись за Трою, Ф. Халльман вспоминает и «троянские игры», описанные Вергилием в книге пятой «Энеиды»:

«По трое в каждом ряду разделился строй, и немедля
Два полухория врозь разъехались, после, по знаку,
Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,
Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широком
Поле; всадников круг с другим сплетается кругом,
Строй против строя идёт, являя битвы подобье.
Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,
С копьями мчится вперёд; вот обе смыкаются мирно,
Рядом летят… — На критских холмах, повествуют, когда-то
Был Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенами
В хитрый сплетались узор и где все путеводные знаки
Людям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую.
Так же теперь следы перепутались юных троянцев,
То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной…

Троянские игры понадобились Ф. Халльману для толкования изображений на этрусском кувшине из Тральятеллы, на котором их не меньше, чем на знаменитом щите Ахилла: тут и всадник с копьем, и совокупляющаяся пара, — может быть, это Тесей и Ариадна.


кувшин

кувшин 2

кувшин 3

Эротические мотивы вообще играли видную роль в этрусском искусстве. Но сам же Халльман отмечает, что в лабиринтах северной Европы отсутствует военный элемент троянских игр: они строились для праздников весны и любви и, возможно, никакого отношения к Трое и не имели, и название их нужно переводить буквально: не «троянские замки», а «замки для хороводов».

Да, это интересный поворот! Лабиринты - "замки для хороводов"

лабиринт

Только тут сразу же возникает естественный вопрос: а что, разве нельзя устроить хоровод без трудоёмкого сооружения "замка"-лабиринта? Ведь вполне возможно двигаться по кругу или по спирали без каменных лабиринтов. В крайнем случае, можно было бы просто прочертить линии на песке, или сделать лабиринт из мелкой гальки. Да и вообще непонятно, как соотносится лабиринт с брачным танцем. Вот у зулусов, например, никаких лабиринтов нет.



Любопытно, что каменные лабиринты на Севере называются "вавилонами". По заверению многих источников, название это происходит от кельтского слова «Авалон», что означает легендарный остров, населённый феями. Хотя многие теологи настаивают на происхождение слова от библейского сюжета о Вавилонской башне. Обе этимологии указывают на "преданья старины глубокой, дела давно минувших дней".

Мне думается, связь лабиринтов с "девичьими танцами" всё-таки наиболее очевидна из всех возможных вариантов функционального предназначения этих сооружений. Если рассматривать лабиринты как место ритуальных брачных игрищ, куда ежегодно съезжалась молодёжь со всей округи, то возникает вопрос о том, что кого выбирал на этих игрищах и каким образом происходил сам процесс выбора супруга (или супруги). В африканском племени водаабе, например, девушки выбирают женихов.



Может быть, эти лабиринты предназначались для того, чтобы по ним проходили женихи и при этом совершали некие ритуальные обряды? Может быть, брачные игрища включали в себя некоторые элементы борьбы, и победитель получал в жёны самую красивую невесту? Тогда, в принципе, понятно изображение на этрусском кувшине: слева от лабиринта - женихи, собирающиеся на турнир (типа средневекового рыцарского турнира), а справа от лабиринта - победитель турнира совокупляется со своей невестой.

Хотя это всего лишь моё частное мнение, которое может быть ошибочным.
Tags: брак, лабиринт, танцы, хоровод
Subscribe

  • Гонки на быках.

    Гонки на быках Паку Джави (Pacu Jawi) являются частью культуры народа Минангкабау, который проживает в Западной Суматре.

  • Свято место пусто не бывает.

    Любопытно расположение женщины-шаманки между рогами оленя. Это напоминает трипольские фигурки женщин, сидящих на креслах в виде рогов быка.…

  • Букрании.

    Ольга Атман в статье " Загадка черепа быка" касается темы древнеримских "букраний" ( от др. греч.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment