Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О религии этрусков.

Советский этрусколог А. И. Немировский отрицает наличие гинекократии у этрусков, но признаёт, что этрусские женщины пользовались большей свободой, чем греческие, и что в данном случае сказывалось влияние религиозной традиции.

Этрусская царица занимала положение заместительницы Богини-Матери. Эта её роль не имела каких-либо параллелей в Италии. Этрусская царица была носительницей сложившейся в эгейско-анатолийском регионе концепции «священного брака». Примером может служить легенда о Танаквиль — часть предания о вступлении на престол Тарквиния Древнего, который был грек по отцу и этруск по матери, женился на знатной этрусской женщине Танаквиль и по её предсказанию стал царём. А. И. Немировский сближает это предание с легендой об основании династии фригийских царей Мидасом. Элементы одни и те же: «незнатный человек становится царём благодаря воле верховного божества, пославшего орла в качестве вестника своей воли. Истолкование её даёт женщина, становящаяся супругой носителя царской власти. Без Танаквиль и безымянной девушки из жреческого рода ни Тарквиний, ни Мидас не стали бы царями».

Пережитки этрусских обычаев А. И. Немировский находит и в римском культе. Так жрец Юпитера сохранял свою власть лишь до тех пор, пока была жива его супруга. Если жрец был заместителем верховного бога, то его супруга — заместительницей Богини-Матери, дарующей царю власть. Расторжение брака вследствие кончины одного из супругов лишало власти и покровительства богов.

В книге А. И. Немировского дан обстоятельный анализ этрусской мифологии и религии. Главной причиной отличий этрусского видения мира от греческого автор считает тот факт, что этруски меньше, чем греки, растеряли наследие эгейско-анатолийского мира в области религии и мифологии.

Этрусская богиня Аритими это греческая Артемида. Греческая по месту почитания, но не по происхождению. А. В. Сазанов в статье «К изучению теонимии Боспорского царства» отмечает негреческое происхождение культа Артемиды Эфесской: культ этот возник в западной Анатолии и с древнейших времен был местным.

Высокое положение в этрусском пантеоне занимала богиня Уни.

богиня-уни-в-высокой-тиаре-500-480-гг.-до-н.э-1
Богиня Уни в высокой тиаре

Сохранилось изображение, на котором она, единственная из богов и богинь, восседает на троне, а не на курульном кресле. У этрусков тоже была своя триада — Уни, Тин и Менрва, но она состояла не из одних мужчин, как у шумеров, индусов и христиан: женщины имели в ней два голоса против одного.

Уни отождествлялась с финикийской Астартой. А. И. Немировский предполагает, что её первоначальное пеласгийское имя было Эйлифия. Под этим именем её почитали на Крите, оно же дало название Элевсинским мистериям.

В более позднее время Уни почиталась как покровительница царской власти в Этрурии. В Риме Юнону часто изображали с атрибутом царской власти — скипетром в руке.

Римляне ввели этрусскую богиню Уни в свой пантеон богов под именем Юнона, характер и эпитеты Юноны полностью повторяли этрусскую богиню Уни. Одним из эпитетов римской Юноны было имя — Юно Соспита — Juno Sospita — спасительница.

Менрва (Минерва) изображалась с ребёнком; в роли её мужа выступал Херкле (Геркулес).

менерва-и-геракл-vulci-500-475-гг.-до-н.
Херкл и Менерва. 500-470 г. до н.э. Вулчи

Её образ тоже восходит к Богине-Матери эгейско-анатолийского мира. Что же касается Тина, этрусского эквивалента Юпитера, то его роль в этрусской религии первоначально была весьма скромной.

боги-тинья-и-униtinia-zeus-и-uni-spirit500-г.-до-н.э.
Уни и Тин.

Источники:
1. Анатолий Иванов. Цивилизация Мадонны.
2. Этрусская богиня Уни.
3. Этрусский бог Херкл.
Tags: этруски
Subscribe

  • Три грации.

    Этот снимок сделал немецкий фотограф Асмус Реммер, служивший во время Второй мировой в вермахте. Калужская область, зима 1942-1943 гг.

  • Государство и письменность.

    Письмо (в современном понимании этого слова) изобрели, как только у людей появилась централизованная организация, которая требовала ведения…

  • Матушка Расея.

    Крестьянки с граблями. А мужик - без граблей. Девушки Нижегородской губернии. Конец 1870-х. Жители Нижегородской губернии. Конец 1870-х.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments