Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О религии этрусков.

Советский этрусколог А. И. Немировский отрицает наличие гинекократии у этрусков, но признаёт, что этрусские женщины пользовались большей свободой, чем греческие, и что в данном случае сказывалось влияние религиозной традиции.

Этрусская царица занимала положение заместительницы Богини-Матери. Эта её роль не имела каких-либо параллелей в Италии. Этрусская царица была носительницей сложившейся в эгейско-анатолийском регионе концепции «священного брака». Примером может служить легенда о Танаквиль — часть предания о вступлении на престол Тарквиния Древнего, который был грек по отцу и этруск по матери, женился на знатной этрусской женщине Танаквиль и по её предсказанию стал царём. А. И. Немировский сближает это предание с легендой об основании династии фригийских царей Мидасом. Элементы одни и те же: «незнатный человек становится царём благодаря воле верховного божества, пославшего орла в качестве вестника своей воли. Истолкование её даёт женщина, становящаяся супругой носителя царской власти. Без Танаквиль и безымянной девушки из жреческого рода ни Тарквиний, ни Мидас не стали бы царями».

Пережитки этрусских обычаев А. И. Немировский находит и в римском культе. Так жрец Юпитера сохранял свою власть лишь до тех пор, пока была жива его супруга. Если жрец был заместителем верховного бога, то его супруга — заместительницей Богини-Матери, дарующей царю власть. Расторжение брака вследствие кончины одного из супругов лишало власти и покровительства богов.

В книге А. И. Немировского дан обстоятельный анализ этрусской мифологии и религии. Главной причиной отличий этрусского видения мира от греческого автор считает тот факт, что этруски меньше, чем греки, растеряли наследие эгейско-анатолийского мира в области религии и мифологии.

Этрусская богиня Аритими это греческая Артемида. Греческая по месту почитания, но не по происхождению. А. В. Сазанов в статье «К изучению теонимии Боспорского царства» отмечает негреческое происхождение культа Артемиды Эфесской: культ этот возник в западной Анатолии и с древнейших времен был местным.

Высокое положение в этрусском пантеоне занимала богиня Уни.

богиня-уни-в-высокой-тиаре-500-480-гг.-до-н.э-1
Богиня Уни в высокой тиаре

Сохранилось изображение, на котором она, единственная из богов и богинь, восседает на троне, а не на курульном кресле. У этрусков тоже была своя триада — Уни, Тин и Менрва, но она состояла не из одних мужчин, как у шумеров, индусов и христиан: женщины имели в ней два голоса против одного.

Уни отождествлялась с финикийской Астартой. А. И. Немировский предполагает, что её первоначальное пеласгийское имя было Эйлифия. Под этим именем её почитали на Крите, оно же дало название Элевсинским мистериям.

В более позднее время Уни почиталась как покровительница царской власти в Этрурии. В Риме Юнону часто изображали с атрибутом царской власти — скипетром в руке.

Римляне ввели этрусскую богиню Уни в свой пантеон богов под именем Юнона, характер и эпитеты Юноны полностью повторяли этрусскую богиню Уни. Одним из эпитетов римской Юноны было имя — Юно Соспита — Juno Sospita — спасительница.

Менрва (Минерва) изображалась с ребёнком; в роли её мужа выступал Херкле (Геркулес).

менерва-и-геракл-vulci-500-475-гг.-до-н.
Херкл и Менерва. 500-470 г. до н.э. Вулчи

Её образ тоже восходит к Богине-Матери эгейско-анатолийского мира. Что же касается Тина, этрусского эквивалента Юпитера, то его роль в этрусской религии первоначально была весьма скромной.

боги-тинья-и-униtinia-zeus-и-uni-spirit500-г.-до-н.э.
Уни и Тин.

Источники:
1. Анатолий Иванов. Цивилизация Мадонны.
2. Этрусская богиня Уни.
3. Этрусский бог Херкл.
Tags: этруски
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments