Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Род и рожаницы.

О них написано много, но столь путанно, что сам чёрт голову сломит [1]. На мой взгляд, никакого Рода - в смысле божества - у древних сллавян не было. По-моему, это то же, что чур или щур, т. е. дух умершего предка.  В словаре Даля (1912, 3: столб. 1697) и у Афанасьева (1869, III: 80) „род“ толкуется как домовой, „рода“ — призрак, привидение (Тульск. губ.), „образ“ (Саратовск. губ.), по Фасмеру (1971, 3: 491), диалектное „родимец“ — чёрт».

С рожаницами дело интереснее. Двух «рожаниц»-лосих (мать и дочь) мы знаем по сибирским охотничьим мифам, две богини (сосуды с четырьмя женскими грудями) наполняют всё Трипольское земледельческое искусство, двух богинь, мать и дочь, мы видим в греческой мифологии: Деметра и Персефона.

деметра-и-персефона-5-в-до-н.э.
Деметра и Персефона. 5 век до н.э.

Автор статьи "Род и рожаницы" на сайте "Русский след" приводит изображение двух парных скульптурных групп, из которых одна относится к энеолиту, а другая – к западнославянскому средневековью.

две-роженицы

Энеолитическая глиняная статуэтка из Раста представляет собой две как бы сросшиеся женские фигуры, у которых только одна пара грудей и одна пара рук при двух головах. Двуединство обеих богинь выражено здесь своеобразно, но предельно чётко. Славянская двуглавая пара (Фишеринзель в Новом Бранденбурге) изготовлена из дерева. Богини точно так же срослись туловищами и головами; у них так же, как и у энеолитических фигур, одна пара грудей и одна пара рук. Сходство двух парных композиций, несмотря на разделяющие их тысячелетия, поразительное.

Очевидно, здесь имеется в виду двуединство матери и дочери. Дочь как "продолжение" матери. "Яблочко от яблони недалеко падает".

Ну, а как же быть, если у матери родится сын? Очевидно, в таком случае имеет смысл говорить о паре "род - рожаница": род — это «тот, кто родился»; рожаница — это «та, которая рождает». И, наверно, должны быть и соответствующие "муже-женские" идолы. Вообще-то таких артефактов, представляющих мать с младенцем, в язычестве полным-полно. Может быть, они имели место быть и у древних славян, однако при христианизации они были заменены и вытеснены образом Богородицы с Младенцем Христом.



-------------------------------------------------------------------------
[1] «Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым тёмным и запутанным» (Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 153.)
Tags: Древняя Русь, язычество
Subscribe

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Икона "Доброчадие".

    Оригинал взят у vzangirov в Икона " Доброчадие". «Доброчадие». 1809 год. Тверь. На иконе представлены сидящие…

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Икона "Доброчадие".

    Оригинал взят у vzangirov в Икона " Доброчадие". «Доброчадие». 1809 год. Тверь. На иконе представлены сидящие…

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…