Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Культ Ардвисуры Анахиты в Древнем Иране.

Поиски следов, оставшихся от древних религий, чем-то похожи на прогулку по развалинам старинного замка. В огромном пространстве этого замка, например, в резиденции Ахеменидских правителей в Шуше (в древних Сузах) можно увидеть бесчисленные камни, которые когда-то с огромным терпением и мастерством готовили для строительства величественного здания.

Существует множество повествований о падишахах и их замках. Но история показывает, что как только закатывается счастливая звезда какой-нибудь династии, то те, которые после неё выходят на сцену, пытаются по мере возможности разрушить оставшееся от своих предшественников.

К примеру, взглянув на полусгоревшие стены Тахте-Джамшид (Персеполиса), можно легко заметить, насколько разрушительной была эта жажда власти и мести.

Древние религии имели судьбу, схожую с падишахскими цитаделями. И каждый раз, когда приходила новая религия, занимая место прежней, она пыталась доказать своё превосходство путём представления старой религии как низкой и не достойной доверия. В большинстве этих случаев боги поверженных религий либо уничтожались, либо приобретали незначительные роли. Например, когда-то Митра и Анахита были «хотае-хотаен», то есть «богами богов» (в древности слово «хота», а в современном фарси слово «хода», означает «бог»), а затем заняли место богов второразрядных.
Следы религиозных изменений хорошо прослеживаются в местах поклонения, поскольку зачастую предводители и последователи новых религий строили свои места поклонения («маабады») на местах поклонения прежних религий, и сегодня на месте многих священных сооружений можно найти следы древних религий. И это явление не относится к одной определённой стране или религии.

На основании сказанного нужно признать, что рассмотрение древних религий - нелёгкая задача, и в большинстве случаев упоминание о религиях Древнего мира можно найти лишь в книгах о других религиях, да и то в исправленном, искажённом виде. Можно разобрать основание одного места поклонения и увидеть, что под ним находятся следы другого, более древнего места поклонения. Можно проанализировать основы и принципы древних религий и увидеть, что среди их внешних противоречий есть следы убеждений, принадлежавших более древним религиям.

Из всех религий и верований Древнего Ирана на его территории до сих пор существует и действует религия зороастризма. От остальных же древних верований остались лишь разрушенные места поклонения и разрозненные письменные источники, но только с их помощью можно приобрести сведения об этих религиях. Например, поклонение Митре и Анахите в далёком прошлом перешло границы Ирана и приобрело своих последователей на других территориях, оставив там следы этих культов, сохранившиеся до сегодняшних дней.

Но вернёмся в Иран, поскольку именно там всё ещё стоят и храмы Огня - священные места зороастрийцев, и храмы Воды (правда, уже без воды) - бывшие места поклонения богине небесных вод - Ардвисуре Анахите.

anahita
Одно из многочисленных изображений Ардвисуры-Анахиты.

В философии древнеиранского пророка Заратуштры Ардвисура Анахита является обладательницей вод мира, и её имя обозначает «полноводная, сильная, чистая река». Поэтому понятно, что слова Заратуштры «не обижайте Ардвисуру Анахиту» означают «не загрязняйте чистую воду». Со временем это имя превратилось в имя Анахита, смешалось с древнеарийскими легендами и приняло облик прекрасного Изеда, ангела женского рода.

Таге-Бостан
Изображение Анахиты на вершине колонны в Таге-Бастан (Иран). Барельеф с изображением Анахиты, Хосрова ll и Ахура-Мазды.

Согласно ахеменидским письменам, Анахиту считали одним из главных зороастрийских Изедов, охраняющим воды и дающим изобилие, богатство и могущество тем, кто строит свою жизнь по принципу чистоты и мудрости. Ещё одной обязанностью этого Изеда была защита поколений и помощь в рождении большого количества детей (одна из обязанностей Анахиты - очищение семени у мужчин и яичников у женщин; также считалось, что Анахита помогает женщинам во время родов).

В Абан-яште Авесты Ахура-Мазда поставил Анахиту защитником святых творений и хранителем его собственных созданий (Абан-яшт, 13-15).

Согласно письменам Берасуса, Ардашир Длиннорукий впервые в Иране сделал поклонение этой богине обычным делом, и какое-то время, согласно Абан-яшту, этот ангел имел множество сторонников и почитателей.

Говорится также, что в Древнем Иране цари и воины просили у этого ангела быстроходных лошадей и действенного оружия, чтобы она сделала их победителями в войне с врагами Ирана, религиозные лидеры просили у неё знания и мудрости, девушки - добрых, сильных и трудолюбивых мужей (Абан-яшт, 17-106), а женщины — об облегчении им состояния беременности и наполнения их грудей молоком (п. 87).

Также сказано о том, что Ардвисуру злят те, кто загрязняет воды, и в особенности те, кто бросает в воду мёртвые тела или падаль (Вендидат, р. 6, п. 26-29).

Название «Ардвисура-Анахита» использовалось как для названия Изеда Воды, так и для названия мифической Небесной реки, и эта река, стекая с горы Хакар, впадает в море Фарахкадр, заставляя вскипать океан. И от этой великой реки отходит тысяча рек, каждая из которых может напоить весь мир (дословно «хафт кешвар», что означает «семь стран»), и на берегу каждой из этих рек стоит дворец с тысячей колонн и тысячей дверей.

Именно такой древнейший дворец Анахиты, точнее музей его руин, стоит в Иране в небольшом городе Кангавар. Но когда-то это было важнейшее место поклонения Богине Нахид (или Анахит, или Анаит) - покровительнице воды, изобилия, плодовитости, плодородия, идеалу женской красоты. Здесь находился «маабад» Анахиты, расположенный на одной из главных дорог персидских царей между Хамаданом (в древности Экбатаны) и Керман-шахом. Согласно данным археологических раскопок, размеры этого некогда великолепного дворца составляли 220 метров в длину и 210 метров в ширину. Наибольшая высота его стен, которая располагалась на южной стороне, была 32 метра (то есть примерно с 10-этажный дом!). Колонны, украшавшие дворец, составляли 3,54 метра в высоту и состояли из трёх частей - основания, столба и головы. Дворец впечатлял своей монументальностью и великолепием.

bishapur_palace_1
Руины дворца Ардвисуры Анахиты (маабад Анахиты - место поклонения) - г. Кангавар, Иран.

PalaceTemple Plan
Схема дворца Анахиты г. Бишапур, Иран.

Другой не менее интересный дворец Анахиты находился в своё время в городе Бишапур в Иране (построен Сасанидским шахом Шапуром I). Сейчас это руины храма-музея Анахиты, под камнями которого осталось огромное количество ценнейших исторических экспонатов. Те же, что находились па поверхности земли, были вывезены в Лувр (Париж).

Согласно рассказам смотрителя музея, во времена Шапура I все подвальные помещения этого храма раз в неделю в обязательном порядке заполнялись чистой водой - «новая вода» поступала из протекавшей рядом реки (в настоящее время река полностью высохла), а «старая вода» уходила на орошение находившихся рядом сельскохозяйственных угодий. Подвалы храма представляют собой узкие длинные коридоры, размещённые на разных уровнях по высоте, в которые ведут многочисленные лестницы-ступеньки.

Tunnel2 water canal
Туннели и каналы для воды в храме.

Но более всего привлекает внимание высокая передняя стена храма, с которой, словно гирлянды, спадают настоящие зелёные растения. Невзирая на зной пустыни (вокруг лишь песок и камни), листья растений зелёного цвета. И даже раз в году (в Новруз) они зацветают белыми цветами, радуя многочисленных посетителей.

bishapur_temple_anahita_3
Стена храма Ардвисуры Анахиты, на которой растут цветы даже в летний зной при температуре 40-45°
г. Бишапур, Иран.

Как видим, преемники ахеменидских царей показали большее стремление к религиозной свободе - вместе с храмами Огня они строили маабады Анахиты.

Попала Анахита и в знаменитый некрополис персидских царей Нагше Рустам, расположенный в стене высокой горы и украшенный каменными рельефами, рассказывающими о жизни царей, их деяниях и подвигах. В частности, заслуживает внимания рельеф, на котором изображена коронация шаха Парси (293-304 гг. н.э.), получающего диадему из рук Ардвисуры Анахиты, древнеиранской богини небесных под и месопотамской богини изобилия.

коронация
Коронация шаха Нарси (рельеф в Нагше-Ростам, Иран).

Богиня Анахита, изображённая как женщина, стоит справа от Нарси. Её извивающиеся волосы выступают над зубцами короны. Её драпирующееся платье в виде стекающих вод опоясано на талии и зафиксировано брошью на груди ниже ожерелья из жемчуга. Между шахом Нарси и богиней Анахитой находится младенец (голова которого стёрта на рельефе), вероятно, это наследный принц Хормозд П. Корона короля выполнена в виде земного шара и по своим размерам выше короны богини, подчёркивая тем самым его величие [1]. Все украшения шаха (костюм, ленты) тоже показывают блеск царского сана.

Когда же в Иран пришёл ислам и на зороастрийских богов был наложен запрет, храмы Анахиты стали называть «Башнями Девы» или «Башнями Девушки» [2]. И до сих пор развалины этих храмов называются «Башнями Девы», например, Чехель-дохтар - «Сорок дев», или Поле-дохтар - «Мост Девы».

Одним из самых больших храмов Ардвисуры Анахиты считается храм по дороге в Нейшабур, Туе и Торбате Хейдарие, который местные жители называют «Бальгур-ханэ-дохтар», что означает «Дом Девы». О величии его стен трудно что-то сказать, можно лишь надеяться на то, что случай поможет оказаться там и увидеть его своими глазами. Ещё один огромнейший древний храм поклонения Анахите находится на юго-западе Бардаскана Кашмира.

Не меньшего внимания заслуживает и храм Ардвисуры Анахиты, называемый в наши дни «Крепостью Девы», который был выстроен Ардаширом Бабаканом в городе Фирузабад [3] на юге Ирана.

Firuzabad01 dvorec Ardashira
Дворец Ардашира в Фирузобаде.

mosika_901_00001

Согласно историческим сведениям Ардашир, младший сын Бабака Сасана, был жрецом этого храма Анахиты, выстроенного им на берегу водоема.

Источник.

От себя добавлю несколько строк.

Вполне очевидно, что культ персидской богини Ардвисуры Анахиты является этническим "ответвлением" и продолжением культа богини Анат (букв.«источник», богиня источников). У армян она почиталась как верховная богиня Анаит. Эпитет Анат — «Девица». Эта богиня часто упоминается в Ветхом Завете. Исследователь религии и мифологии Рафаэль Патай полагал, что «Царица Неба», культ которой включал в себя выпечку пирожков, совпадала с Анат. Также замечено сходство с шумер. Инанной, аккад. Иштар и индус. Кали.

--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Вот они - самые "корни" царебожия! Гордыня сатанинская. Я, царь - "выше" богини! Власть моя - над всем земным шаром!

[2] Интересно, а не относится ли знаменитая Девичья башня в Баку к тем самым «Башням Девы»? Википедия сообщает, что башня строилась в два этапа; первый предположительно относится к доисламской эре.

[3] Женское имя Фирюза переводят "лучезарная" как "бирюза".  Фирюза – курорт, который находится на территории Туркмении в горах Копетдага. Здесь протекает река Фирюзинка.
Tags: Иран, лики Богини
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments