Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О "характерном критском поклоне" проф. Зубова.

Проф. Зубов в своих лекциях о Критской цивилизации рассказывает о женском образе, который занимал главное место в художественном мире Крита с самых древнейших времён. Артур Эванс, открыватель минойской культуры, называл этот образ "образом Великой Богини".

"Однако мы не знаем, - говорит проф. Зубов, - насколько это - богиня, и только ли это - богиня. По крайней мере, остановимся на этом образе. Во-первых, он встречается для нас довольно часто в самом непосредственном человеческом облике, - это женщина в священной критской одежде, которая вообще довольно широко известна: это широкая, ниспадающая, с оборками, до земли юбка, накладной широкий пояс и обнажённый торс, выше пояса, значит, одежды нет, могут быть только ожерелья. Очень часто в руках у такой женщины - извивающиеся змеи, или змеи-браслеты на её запястьях".

slytherin-medusa

женщина со змеями

апи-богиня-со-змеями-Knossos-ca.-1500-BC.-крит

женщина со змеями 3

"Очень часто, - продолжает проф. Зубов, - изображается, что такая женщина стоит на вершине горы, и ей поклоняются мужчины и женщины в очень характерном критском поклоне. Это не поклон, а, скорее, такая особая поза крайнего почтения. Она выражается в том, что руки прижаты к груди, а тело выгнуто назад: как бы человек в восторге смотрит на небо, выгибаясь назад".

Не нашёл я изображений с "характерным критским поклоном". Хотя встречаются изображения с "телом, выгнутым назад".

Золотой перстень-печать с изображением ритуального танца. 1500 г. до нашей эры.

Микены-15-века-до-н.э.-шествие-Лвов-к-царице

Однако такое положение тела может быть и следствием экстаза. Вот как изображались менады в состоянии транса на древнегреческих сосудах:

Менада

сатир и менада
Сатир и менада в Бостонском музее изящных искусств и менада в Музее Прадо.

менада и вакханты
Менада и вакханты в леопардовых шкурах.

В Древней Греции запрокинутая назад голова - символ опьянения, экстаза, безумия. Понятно, что менады на время оргий как бы "выходили из себя", были "не в себе". Они буквально сходили с житейского "нормального" ума. Следствием этого "безумия" являлось то, что "юродивые Диониса ради" бросали свои семьи, мужей и детей, и "сливались" со своим богом в блаженном экстазе.

А вот, для сравнения, древнеегипетское изображение:

танцующие в экстазе
Захоронение Кагемни, 6-ая династия. (Источник картинки)

По всей видимости, в Древнем Египте тоже были свои "юродивые Осириса ради", и они тоже сходили с житейского "нормального" ума. Людям посторонним, не посвящённым в их мистерии, они, наверно, казались пьяными. Не случайно oldsaruman так прокомментировал изображение "танцующих": "Крепкое пиво варили древние египтяне))". Кстати, и про апостолов в день Пятидесятницы посторонние люди говорили, что «они напились сладкого вина» (Деян. 2:13).

Кстати, существует всем известная икона Преображения Господнего, где Иисус Христос стоит на горе, а апостолы изображены поверженными наземь.

preobrazhenie-gospodne

Многие комметаторы Евангелия отмечают, что в этот момент апостолы были как бы "не в себе" и, от избытка чувств, болтати языком всякую бессмыслицу, типа: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии."

Сан-Себастьян-де-ГарабандалИнтересно сравнить "характерный критский поклон" и экстатические танцы менад с чудом в Гарабандале. Источники сообщают, что девочки (Мария Лоли Масон (Mari Loli Mazón) 12 лет, Хасинта Гонсалес (Jacinta González) 12 лет, Мария Крус Гонсалес (Maricruz González) 11 лет и Кончита Гонсалес (Conchita González) 12 лет), впадая в состояние экстаза, запрокидывали свои головы назад и смотрели немигающим взглядом в небо. В таком состоянии они не могли видеть дорогу перед собой, но, взявшись за руки, они, бывало, маршировали как грудью вперёд, так и спиной вперёд, без малейших затруднений, даже по сильно пересечённой местности. Причём они шли задом наперёд в таком быстром темпе, что взрослые люди, присматривавшие за ними, едва поспевали и переходили с шага на бег. Во время этих экстатических "галопов" они могли остановиться мгновенно, против законов физики, в то время как бегущая за ними толпа, бывало, проносилась мимо них, как тормозящий автомобиль. И после этого девочки-визионерки дышали ровно, тогда как взрослые все дышали с открытыми ртами, запыхавшись; у девочек же не было никакого пота и пульс их был нормальный. Девочки также падали навзничь во время экстазов, коллективно или индивидуально. Иногда они падали как доски, не сгибаясь и не подставляя руки, чтобы смягчить падение. Громкий стук об землю пугал зрителей, но визионерки никогда не получали ран при падении. И из этого положения лёжа на спине, они поднимались вверх, не отталкиваясь от земли ни руками, ни ногами.

Так что уважаемый проф. Зубов может и ошибаться насчёт "позы крайнего почтения". Когда человек "смотрит на небо, выгибаясь назад", это скорее свидельствует о бессознательном экстатическом состоянии, нежели о сознательном поклонении.
Tags: ИСС, Крит
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Конец проекта.

    Я завёл альтернативный бложик Matriarchal Studies, и, наверно, теперь буду писать там. Как-то неспокойно и неуютно я себя чувствую здесь, в ЖЖ, в…

  • Баба Яга эпохи постмодерна.

    В наше время в Сети можно встретить множество ненаучных реконструкций древнего язычества. Обычно я игнорирую их, а самые "прикольные" (на…

  • Странное новшество.

    Сегодня при просмотре статей сообщества по метке "лжеистория" я обнаружил новшество, которого раньше не было. Эта хрень появилась в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment