Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

... И полцарства в придачу.

Мужчина (обычно довольно молодой) женится на более высокоранговой, чем он, особе — и оттого поднимает свой социальный статус. Ныне это скорее экзотика (ничем не примечательный советский мелкий чиновник Сергей Каузов, женившийся на дочке Онассиса — один из этих экзотических примеров). Точнее, реликт древних обычаев, согласно которым вождю племени наследовал не старший сын (в кочевые времена он брал свою долю отцовских стад и отваливал основывать свой собственный род), а зять (обычай экзогамии).

Со временем обычай отмер и превратился в архетип, и в этом качестве перекочевал в фольклор. В русской народной сказке «Сивка-Бурка» Иван-дурак стал царским зятем: "Царь кликнул клич: всем добрым молодцам неженатым съезжаться на царский двор. Дочь его велела построить себе терем. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до неё и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жёны свою дочь и полцарства в придачу". В сказке братьев Гримм «Стоптанные туфельки» у короля 12 дочерей. На ночь король их запирает, чтобы никуда они не сбежали. Тем не менее, каждое утро их обувь находится в состоянии жуткого износа. Король обещает в награду одну из дочерей в жёны тому, кто разгадает тайну. В результате королевское задание выполняет старый солдат. Король женит его на одной из дочерей, и тот становится наследным правителем.

В фольклоре народов мира имеется множество подобных историй. Как говорил Пушкин, "сказка - ложь, да в ней - намёк..." Намёк на существовавший в древности обычай легитимной передачи власти через выдачу замуж царских дочерей.

Хотя, в принципе, и ныне Иван-дурак может получить полцарства в придачу, так как королевские дочки не перевелись.

Принцесса София и принцесса Леонор
Леонор и София — дочери короля Испании Филиппа IV и королевы Летиции. 11-летняя принцесса Астурийская Леонор — самая юная наследница престола. Младшая сестра Леонор, 10-летняя София, вторая инфанта в очереди на трон.

ПРИНЦЕССЫ АРИАНА, КАТАРИНА-АМАЛИЯ И АЛЕКСИЯ
Катарина-Амалия, Алексия и Ариана — дочери короля Нидерландов Виллема-Александра и королевы Максимы. Старшей, Катарине-Амалии, сейчас 14 лет. Она первая в линии наследования престола Нидерландов.

Тут, конечно, вспоминается матриархальный обычай древних египтян, согласно которому фараон обладал политической властью исключительно благодаря своей жене, и если, не дай Бог, жена умирала прежде него, то он, несчастный, должен был формально жениться на собственной дочери, так как наследование всех богатств и властных полномочий переходило от матери к дочери, но не от жены к мужу. Муж-фараон после смерти своей жены оставался "гол как сокол".

Здесь же надо припомнить и Троянскую войну. Троя являлась не городом, а союзом городов, объединившимся под властью города Илиона, который в бытовом сознании отождествлялся со всей Троей. Поэтому в этой войне столкнулись две крупные державы древнего мира, подобно тому как позже в Средиземноморье сойдутся в пунических войнах Римская держава с Карфагенской. В обоих случаях стоял вопрос о власти. Только в конфликте между римлянами и пунами решался вопрос о власти над всем Средиземноморьем, а в конфликте между греками и троянцами решался вопрос о власти в Эгеиде.

Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев в своей статье "ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА ЦАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЛЕГЕНДЫ О ТРОЕ" полагают, что "похищение троянским царевичем жены спартанского царя Менелая означало предъявление троянской династией права на владение Спартой".

десь следует обратить особое внимание на особенности наследования царской власти в Античном мире, - продолжают Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев. - История Древнего Рима периода царей была наполнена борьбой за первенство в союзе, и в первую очередь за титул царя. Методы наследования царской власти вобрали в себя целый ряд пережитков родового строя, в том числе и элементы матриархата. Элементы матриархата (матернитета), как показала дальнейшая история, сохранялись длительное время, причём не только среди италиков, но и в среде других этносов Апеннинского полуострова. Эти элементы древнеиталийских племён подчёркивались рядом исследователей (см. напр.: [Немировский, Цимбурский 1984]). Наиболее полно принципы перехода царской власти в Древнем Риме при большой роли девушек и женщин изложены в работе А.В. Коптева «Правовой механизм передачи царской власти в архаическом Риме и сакральные функции трибуна целеров».

Стоит подчеркнуть, что носительницей царской власти обычно являлась дочь царя или сестра царевича. Для того чтобы стать царём определённой страны (в то время это, как правило, город с близлежащими поселениями), юноше необходимо было жениться на девушке из царского рода данной страны".

Причём, оказывается, именно девушки являлись носительницами и передатчиками всех родовых свойств той или иной древнеиталийской фамилии. "Если бы древние римляне были знакомы с наукой ХХ в., то, вероятно, выделили бы мысль о генетической чистоте рода". То есть, очевидно, что эпицентр всей италийской родовитости заключался в девственности их дочерей и невест. Как я уже говорил в заметке "Смысл калыма", в язычестве брак признавался действительным только в том случае, если невеста целомудренна. Очевидно, на целомудрии жён держалось и благочестие древнеримских родов, и их высокое, "царское" положение в римском обществе. "Более того, сами государства Древней Италии формировались как средство эффективной защиты чести семей, как гарант преемственности семейных традиций. Французский исследователь Фюстель де Куланж пишет: «Всякий дом имел своих богов; всякий бог покровительствовал только одной семье и был богом только в одном доме» [Куланж 1906: 35]. Действительно, каждая римская семья в своём доме имела алтарь; её глава совершал перед ним свои семейно-религиозные обряды, в ходе которых никто, даже царь, не имел права вмешиваться. Причём и при царях, и в эпоху республики нормы семейной чести были значимыми, а следовательно, в социуме постулировалось важнейшее призвание женщины – хранить семейный очаг, блюсти честь фамилии. Взгляд на девушку как на нечто принадлежавшее роду, как на основу для сохранения его генетического фонда и соответствующие этому убеждению традиции сохранились в жёстком виде вплоть до времён ранней республики. «Племенной моральный кодекс был суровым. Оставшиеся мужчины не смели тронуть жену солдата, а если решались на это, женщина добровольно лишала себя жизни» [Картлленд 2000: 50]."

Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев подчёркивают, что "фамилия-хранительница чистоты рода в ходе восприятия её другими членами рода возвышалась и постепенно становилась царствующей, хотя формально, юридически она могла быть равной любой другой фамилии своего рода. В процессе трансформации фамилии-хранительницы родовых черт в царствующую династию определяющую роль стало играть восприятие самобытности рода как основы её сохранения и, следовательно, как важнейшей ценности. Утрата Римским государством способности защищать семейную честь, традиции культуры стала важнейшей причиной для девальвации институтов государственной власти в коллективном сознании граждан и последующего в 476 г. крушения Римской империи".

То есть, сила рода заключалась в девах, сохранявших целомудрие, и бывших потенциальными невестами. "Самый строгий надзор в родоплеменной системе осуществлялся за дочерями знатных родов, имеющих основания претендовать на религиозную и политическую власть в союзе племён". Очевидно, эти дочери представляли собой особого рода "валюту", которой можно было поторговаться, выгодно продать и тем самым укрепить собственное положение в племени. Соответственно, если в роду не было таких "сокровищ", то он был обречён на деградацию и вымирание.

В данной связи любопытно отметить пример с похищением римскими юношами сабинянок [Ливий 1989: кн. 1: 6–13; Плутарх 1994: 14–19]. "Сабины не без оснований почувствовали угрозу своей политической самостоятельности, своим культурным традициям; они и на международном уровне оказались слабым родом. Между тем степень удержания девушек в роду могла быть своеобразным критерием могущества родовых термов, традиций. Русский историк В.О. Ключевский, характеризуя жизнь славян в дохристианской Руси, писал, что то же можно отметить и в отношении языческих племён Западной Европы [Ключеский 1904]."

"Второй пример обозначенной особенности наследования царской власти связан с включением в Римское государство третьего народа – альбанцев. Здесь судьбу альбанского народа решил исход поединка между тремя братьями из римского рода Горациями и тремя братьями из альбанского рода Куриациями. Этот поединок, произошедший в период правления третьего римского царя Тулла Гостилия, подробно описан Титом Ливием в его знаменитом труде «История Рима от основания Города» [Ливий 1989: 25–26]. В ходе боя в живых остался лишь один из Горациев; стало быть, римляне победили, а альбанцы вошли в союз с Римом при главенстве римских фамилий. Примечательным фактом является то, что выживший Гораций убил свою сестру. За этим жестоким по отношению к девушке поступком лежит стремление римлянина утвердить исключительно римскую власть в союзе, объединившем на тот период три народа – римлян, сабинов и альбанцев. Поскольку сестра Горация была носительницей царской власти, то её смерть означала невозможность жениться на этой девушке, а стало быть, претендовать на власть в Римском государстве. Таким образом, убийство Горацием своей сестры – невесты одного из убитых Курациев может быть связанно с тем, что девушка в случае её (римлянки) брака с альбанцем могла использоваться для легализации власти альбанцев в союзе. А.В. Коптев, анализируя данное событие, делает вывод: «В архаических обществах титул правителя не просто переходил от мужчины к мужчине, а был особым образом связан с женитьбой наследника. Его брак рассматривался как главный ритуал принятия титула и выступал символом того, что мужчина не более как “реализовал” право, законным обладателем которого (“носителем”) являлась его жена» [Коптев 1998]."
Tags: пережитки матриархата, римляне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments