Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О матрилинейности передачи царской власти в архаическом Риме.

Автор - А. В. Коптев

"В лите­ра­ту­ре дав­но отме­че­но, что цар­ская власть в Риме не переда­ва­лась от отца к сыну, хотя в обще­стве была проч­на пат­ри­ли­ней­ность. Цари как буд­то выби­ра­лись сена­том из достой­ных пре­тен­ден­тов. При этом почти все извест­ные цари явля­лись род­ст­вен­ни­ка­ми пред­ше­ст­вен­ни­ков. Нума был зятем Тация. Анк Мар­ций — вну­ком Нумы, Сер­вий Тул­лий — зятем Тарк­ви­ния При­с­ка, Тарк­ви­ний Суперб — зятем Сер­вия Тул­лия и вну­ком При­с­ка. Как пра­ви­ло, царя­ми ста­но­ви­лись либо зятья, либо вну­ки по доче­ри пред­ше­ст­вен­ни­ков. Это ука­зы­ва­ет на суще­ст­во­ва­ние опре­де­лён­но­го поряд­ка, кото­рый, види­мо, выра­жал­ся в мат­ри­ли­ней­но­сти переда­чи цар­ской вла­сти. Носи­те­лем цар­ст­вен­но­сти была жена или мать царя. Подоб­ная тра­ди­ция извест­на и в древ­не­еги­пет­ской, хетт­ской, гре­че­ской арха­и­ке [1].

Соглас­но тра­ди­ции рим­ские цари, исклю­чая Нуму Пом­пи­лия и изгнан­но­го Тарк­ви­ния, уми­ра­ли не сво­ей смер­тью при обсто­я­тель­ствах, напо­ми­нав­ших жерт­во­при­но­ше­ния. Ромул воз­нёс­ся на небо во вре­мя бури. Таций погиб в Лави­нии, зако­лотый жерт­вен­ны­ми вер­те­ла­ми во вре­мя при­не­се­ния жерт­вы. Гости­лий сго­рел в доме от мол­нии. Тарк­ви­ний убит топо­ра­ми послан­цев сыно­вей Анка. Сер­вий погиб при цар­ском беге (Реги­фу­гий) и его риту­аль­но пере­еха­ла колес­ни­цей дочь, передав­шая власть мужу. Поэто­му рим­ский мате­ри­ал был исполь­зо­ван Дж. Фрэ­зе­ром для аргу­мен­та­ции кон­цеп­ции сакраль­но­го харак­те­ра пер­во­на­чаль­ной цар­ской вла­сти [2}. Леген­ды о женить­бе Нумы на Эге­рии, Тарк­ви­ния на Тана­к­виль, люб­ви Сер­вия и Фор­ту­ны явля­ют­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми о полу­че­нии рим­ски­ми рек­са­ми вла­сти от их жён — жриц цар­ско­го рода.

Дру­гой леген­дар­ный ком­плекс посвя­щён цар­ским сыно­вьям: Юл от бра­ка Энея и Лави­нии, Ромул/Рем — от бра­ка Мар­са/Аму­лия и Илии/Силь­вии, Сер­вий Тул­лий от бра­ка Окри­зии и Лара. Это дети от свя­щен­но­го бра­ка жри­цы цар­ско­го рода и вер­хов­но­го боже­ства (в лице его жре­ца-царя). Сыно­вья цариц не полу­ча­ли вла­сти в род­ном горо­де, но были осно­ва­те­ля­ми цар­ст­вен­но­сти и пер­вы­ми пре­тен­ден­та­ми на неё на чуж­бине. Про­дол­жи­тель­ность их прав­ле­ния опре­де­ля­лась избран­ным при­род­ным цик­лом, в тече­ние кото­ро­го они были зем­ным вопло­ще­ни­ем глав­но­го бога общи­ны. Оче­вид­на зави­си­мость подоб­ных тра­ди­ций от леген­дар­ных и мифо­ло­ги­че­ских вер­сий, кор­ня­ми ухо­дя­щих в глу­бо­кую пер­во­быт­ность. Это дела­ет кон­цеп­цию сакраль­ной цар­ской вла­сти в чистом виде адек­ват­ной более ран­не­му, дого­род­ско­му пери­о­ду рим­ской исто­рии. В цар­скую же эпо­ху повы­си­лась плот­ность род­ст­вен­ных свя­зей, что поз­во­ли­ло видеть рож­де­ние новой тен­ден­ции. В Риме царя­ми ста­но­ви­лись явно не слу­чай­ные люди: Нума — род­ст­вен­ник Тация. Тулл Гости­лий, по-види­мо­му, Рому­ла, Анк — Нумы, Сер­вий — Тарк­ви­ния При­с­ка, Суперб — двух послед­них. Лишь Тарк­ви­ний Приск не был свя­зан род­ст­вом с Анком, высту­пив как бы осно­ва­те­лем соб­ст­вен­ной дина­стии. Хотя общее пра­ви­ло, про­сле­жи­ваю­ще­е­ся в тече­ние прав­ле­ния пред­ше­ст­вен­ни­ков и пре­ем­ни­ков, поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать, что это род­ство име­ло место. Но оно было исклю­че­но ввиду нали­чия у Луку­мо­на/Тарк­ви­ния этрус­ской жены Тана­к­виль. Сюжет же о послед­ней явля­ет­ся объ­яс­ни­тель­ной леген­дой, постро­ен­ной на осно­ве фри­гий­ско-хетт­ско­го мифа о при­об­ре­те­нии цар­ст­вен­но­сти [3].

Наблюдав­ший­ся при пер­вых царях порядок переда­чи вла­сти состо­ял в допол­не­нии пер­во­на­чаль­ных прав на цар­ство мужа цар­ской доче­ри (зятя царя) пра­ва­ми её сына (вну­ка царя). Этот порядок воз­ник не слу­чай­но, он был вызван пере­ме­на­ми в обще­ст­вен­ном строе, при­вед­ши­ми к само­му фор­ми­ро­ва­нию вождеств. Повы­ше­ние плот­но­сти насе­ле­ния порож­да­ло нехват­ку зем­ли. Сег­мен­та­ция общин вме­сто обра­зо­ва­ния новых посе­ле­ний вызы­ва­ла деле­ние обще­ства на ран­ги знат­но­сти: пат­ри­ци­ев (ген­ти­лов) и кли­ен­тов. Преж­де высе­ле­ния одновре­мен­но про­шед­ших ини­ци­а­ции моло­дых людей воз­глав­лял, ско­рее все­го, быв­ший их ровес­ни­ком сын цар­ской доче­ри, не имев­ший прав дома стать царём (подоб­но Рому­лу на Пала­тине или Мастарне на Целии). Теперь же поло­же­ние оста­вав­ших­ся дома цар­ских сыно­вей сле­до­ва­ло уза­ко­нить. И они при­об­ре­ли пра­ва на цар­ство, но не как наслед­ни­ки отца-царя или мате­ри-цари­цы.

Это было бы нару­ше­ни­ем тра­ди­ции. К цар­ско­му досто­ин­ству их допу­стил кросс-кузен­ный брак, объ­еди­нив­ший цар­ские лини­джи сосед­них общин. Такой порядок воз­ник ещё до обра­зо­ва­ния Рима, а в цар­скую эпо­ху он объ­еди­нил лини­джи латин­ско­го, хотя и свя­зан­но­го с затибр­ской обла­стью, Пала­ти­на и сабин­ских обла­стей к севе­ро-восто­ку от Капи­то­лия. При этом мужем цар­ской доче­ри ста­но­вил­ся не слу­чай­ный иска­тель при­клю­че­ний, про­шед­ший обрядо­вые испы­та­ния, а пред­ста­ви­тель бра­чу­ю­ще­го­ся латин­ско­го или сабин­ско­го лини­джа. В сле­ду­ю­щем поко­ле­нии их сыно­вья и доче­ри бра­ли в супру­ги сво­их дво­ю­род­ных сестёр и бра­тьев, т. е. детей от бра­ка бра­та цар­ской доче­ри и сест­ры её мужа. В этом поко­ле­нии цар­скую власть полу­чал сын сест­ры и (или) бра­та цари­цы, ста­но­вив­ший­ся одновре­мен­но зятем пред­ше­ст­ву­ю­ще­го царя. Дочь его и цар­ской доче­ри была носи­тель­ни­цей цар­ст­вен­но­сти, переда­вав­шей её сво­е­му мужу, кото­рым был её дво­ю­род­ный брат — внук её деда-царя. Так сохра­ня­лась мат­ри­ли­ней­ность переда­чи цар­ст­вен­но­сти, соблюда­лась агна­ти­че­ская экзо­га­мия и одновре­мен­но реша­лась судь­ба цар­ских сыно­вей. По-преж­не­му не полу­чая вла­сти рек­са на родине, они мог­ли стать тако­вы­ми в свя­зан­ной брач­ным сою­зом общине сво­ей жены, а их сыно­вья воз­вра­ща­лись царя­ми на роди­ну отцов, будучи там зятья­ми и вну­ка­ми пред­ше­ст­вен­ни­ков.

В таких усло­ви­ях необыч­ной выглядит «карье­ра» Тарк­ви­ния При­с­ка, соглас­но тра­ди­ции при­ехав­ше­го в Рим из далё­ко­го зару­бе­жья и не толь­ко став­ше­го царём, но и осно­вав­ше­го соб­ст­вен­ную «дина­стию» [4]. Прав­да, оче­вид­ный этрус­кизм это­го царя осно­вы­ва­ет­ся толь­ко на его име­ни да лите­ра­тур­но-мифо­ло­ги­че­ской леген­де о про­ис­хож­де­нии. Послед­няя же свиде­тель­ст­ву­ет, что Тарк­ви­ний Приск напо­ло­ви­ну был то ли элли­ном, то ли пеласгом. Леген­дам свой­ст­вен­но не толь­ко рас­тя­ги­вать вре­мя, удва­и­вая или утра­и­вая чис­ло собы­тий, но и спрес­со­вы­вать его.

Тра­ди­ци­он­ная вер­сия о Тарк­ви­нии и Тана­к­виль состо­ит по мень­шей мере из двух частей. Пер­вая, геро­ем кото­рой явля­ет­ся Дема­рат, веро­ят­но, име­ет исто­ки не в гре­че­ской коло­ни­за­ции VIII—VI вв., а в осво­е­нии запад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья микен­ца­ми. Вто­рая вычле­ня­ет­ся бла­го­да­ря суще­ст­во­ва­нию леген­ды об орле, схва­тив­шем шап­ку с Тарк­ви­ния на Яни­ку­ле. По-види­мо­му, исто­ри­че­ский Тарк­ви­ний был рек­сом (луку­мо­ном) посе­ле­ния на Яни­ку­ле, свя­зан­ным род­ст­вом с сосед­ни­ми этрус­ски­ми и сабин­ски­ми общи­на­ми. За обра­зом Тана­к­виль скры­ва­ет­ся мест­ная носи­тель­ни­ца цар­ст­вен­но­сти. При Анке Мар­ции Яни­кул был заво­ё­ван рим­ля­на­ми и, сле­до­ва­тель­но, само­сто­я­тель­ная цар­ская власть здесь была лик­види­ро­ва­на, а её носи­те­ли пере­се­ле­ны в Рим".

Источник



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Матье М. Э. Следы мат­ри­ар­ха­та в Древ­нем Егип­те // Вопро­сы исто­рии доклас­со­во­го обще­ства. М.; Л., 1936. С. 363—390; Дов­гя­ло Г. И. Пере­ход к насле­до­ва­нию цар­ской вла­сти по отцов­ско-пра­во­во­му прин­ци­пу // СЭ. 1963. № 6. С. 71—72; Грейвс Р. Мифы Древ­ней Гре­ции. М., 1992. С. 166 и др.

[2] Фрэ­зер Дж. Золотая ветвь. М., 1983. С. 145—156.

[3] Мои­се­е­ва Т. А. Цар­ская власть у фри­гий­цев // ВДИ. 1982. № 1. С. 119—129.

[4] Gantz T. N. The Tar­quin dy­nas­ty // His­to­ria. 1975. Bd. 24, H. 4. S. 539—554.
Tags: римляне
Subscribe

  • Патриархат как строй нежизнеспособен.

    Семь томов "Истории упадка и разрушения Римской империи" Эдварда Гиббона, 1947 год. Хорошая картинка для показа тем, которые постоянно…

  • Всенощное бдение.

    Говорят, в период Римской республики, в течение нескольких дней после родов трое мужчин каждую ночь охраняли дом, ударяя в дверной проём…

  • О культе Исиды и Сераписа.

    Серапис - синкретическое греко-египетское божество. В Египте издревле существовал культ Аписа, священного быка, который назывался «быком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments