Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Про грибы.

Интересная заметка у magadansky в О культуре употребления мухоморов.

грибы
Исследователи долго не могли понять, что за существа изображены на камнях. То ли это люди в странных шляпах, то ли грибы с непонятными ножками.

Я полагаю, что не следует "вестись" на "старорежимные", дореволюционные записки Крашенинникова С. П.:

«Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его, дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать… Денщику подполковника Мерлина... приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, если бы не сберегли его товарищи» («Описание земли Камчатки»).

Примерно то же самое я читал у дореволюционных православных сектоведов, например, у Буткевича Т. И.. в его сочинении "Русские секты и их толки". Цитирую: "Свидетель – очевидец, заслуживающий полного доверия, рассказывает, что один хлыст, приняв причащение в виде конфекты, двенадцать дней болел, лишился даже сознания, не мог двигаться и получил отвращение к пище. Другой после причащения начал ломать у себя печь, а затем с криком «Всего мира князь, всего мира князь» прибежал к одной женщине и просил ее запереть дом, приговаривая: «Идут, идут». Третий – в состоянии исступления вспорол свою лошадь и вообразил, что на двор к нему забрались волки".

Это полная брехня. Ни в одном серьёзном исследовании христоверия-"хлыстовства" (например, Панченко Александр. "Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект") ничего подобного нет. Православные сектоведы прибегали к откровенной лжи, чтобы внушить читателям, будто через "причащение в виде конфеты" в христоверов-"хлыстов" вселяются бесы и заставляют их совершать разные безумства в состоянии одержимости. По-видимому, то же самое имел в виду и Крашенинников в своём "Описании земли Камчатки". А как-то по-иному он тогда и не мог написать, при существовании церковной цензуры.

Кстати, magadansky замечает, что "у коряков и чукчей, имевших развитую культуру употребления мухоморов, смертельные случаи были редкостью". Странные, однако, эти бесы. И очень избирательные: православных они заставляют животы себе вспарывать и яйца кирпичами давить, а неправославных коряков и чукчей не трогают.

Впрочем, могло ведь быть и так, как написано в заметке "Бобруйчанин увидел в друге чёрта и зарубил его топором": " По словам мужчины, неожиданно в темном коридоре дома он увидел, что друг превратился в чёрта. Мужчина схватил топор и стал изо всех сил наносить удары по «нечисти». Хозяин дома устроил в буквальном смысле кровавое месиво, пытаясь отрубить голову своему гостю". Но тут проблема в самом "выпивохе", а не в том, что он пил. Все пьют, но не все хватаются за топор в состоянии алкогольного опьянения.

человеко-грибы
Человеко-грибы на наскальных рисунках на Чукотке.

"На картинке выше, - говорит magadansky, - древние наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, иначе называемые Пегтымельские петроглифы. Их датируют I тыс. до нашей эры. На одном из петроглифов угадывается человек с головным убором в виде грибной шляпки, как полагают учёные, это и есть тот самый человекогриб, который являлся в наркотических видениях, и по представлениям чукчей и других коренных народов, был посредником между миром людей и миром духов. Таким образом, культуре поедания мухоморов на Северо-Востоке не менее 3 тыс. лет."

"В 1965 году группа советских учёных работала на Чукотке в долине реки Пегтымель. Когда же они обнаружили ошеломительные наскальные рисунки, выполненные чукчами в далёком прошлом, их удивлению не было предела. Чтобы получить какое-то объяснение «грибным» людям, в 2005 году на север была направлена научная экспедиция. Учёные, естественно, направилась в долину известной многим реки Пегтымель. В 2005 году было вновь найдено около 170 рисунков, сюжеты которых не повторялись среди обнаруженных ранее. Тогда же появилось предположение о другом, гораздо более позднем возрасте памятника — XVII—XIX вв, - сообщает Википедия.

Раскрыть тайну «человеко-грибов» помогли сами чукчи. Оказалось, что существование людей-мухоморов вполне осознанно воспринимается чукчами, как объективная реальность. По словам представителей северного кочевого народа, с помощью мухоморов чукчи общаются со своими предками. Вот как об этом писала этнограф Екатерина Дэвлет: «У всех народов развит культ почитания своих умерших родственников. Мы, например, ходим на кладбище по определённым дням в году, и там, сидя у могилки, поминаем родителей или бабушек с дедами. Чукчи тоже не забывают о своих корнях, но процесс общения с предками происходит у них по-своему». Чукчи не хоронят тела усопших – просто оставляют их на открытом пространстве в тундре. Поскольку нет места погребения, то и посещать могилы нет возможности. Поэтому чукчи «посещают» умерших в стране предков.

Легенды говорят, что долина предков покрыта льдом из слёз ушедших в мир иной людей. Самостоятельно посетить её никто не может – туда может провести только человек-мухомор. Для вызова такого проводника в мир предков чукча съедал 7 мухоморов (магическое число) и погружался в состояние транса, сходного с опьянением. Пришедшие к нему человеко-грибы вели его к желаемому предку.

грибы-проводники

Чукчи уверены, что их предок может рассказать не только о своей загробной жизни, но и ответить на любые вопросы", - сообщается в статье «Грибные» люди Севера.

Кстати, там же говорится, что "в каменной скульптуре майя также существуют такие человекоподобные грибы- галлюциногены". Не секрет, что некоторые народы в своих ритуальных обрядах использовали психотропные вещества для вхождения в состояние изменённого сознания. В том числе различные ядовитые или галлюциногенные грибы поедали шаманы перед совершением таинств.

бушмены
Наскальная живопись бушменов. Национальный парк Какаду (штат Северные территории)

сахара
Наскальный рисунок на плато Тассилин-Адджер, южная Сахара.

"Основные психоактивные вещества в плодовых телах мухомора - мусцимол и иботеновая кислота. Их употребление как в мухоморе, так и в химически чистом виде, приводит к изменённому состоянию сознания", - пишет magadansky. Однако тут не всё так просто. "Многие исследователи жизни народов Севера пытались приобщиться к довольно странной культуре чукчей, но все случаи заканчивались неудачно: в лучшем случае, они получали банальное отравление…". Я как раз сейчас слушаю аудиокнигу Тимоти Лири "Семь языков Бога", и там он прямо говорит, что приём LSD не приводит к автоматическому "просветлению" или мистическому "трипу". Тут всё зависит от многих составляющих: от психо-физиологической конституции человека, от его эмоционального состояния, от общего духовного и интеллектуального уровня, от "встроенности" в ту или иную культуру и традицию, и т. д. Наконец, я бы сказал, от желания или нежелания духовных сущностей потустороннего мира видеть его в своей среде. Так что вовсе и неудивительно, что у многих людей мусцимол и иботеновая кислота могут вызвать лишь рвоту да понос, и ничего более.

Ну, а при благоприятном раскладе всё происходит именно так, как описывает magadansky: "Мухомор повышает силу, ловкость и выносливость человека (старуха может пройти 30 км и не умереть), улучшает когнитивные способности. Например, коряк съевший мухомор, смог найти давно потерянный нож. Сам он сообщил, что «поговорил с ножом, и тот сказал, где его искать». Человек, воспитанный в шаманской культуре, мог получать «от духов» информацию о настоящем, прошлом и будущем, видеть обычно не воспринимаемое, находить решение сложной жизненной ситуации, узнавать причину болезни и средство излечения и в целом получать знания о земном и иных мирах, где обитают сверхъестественные существа".

Кстати,  Е.П. Батьянова пишет, что у чукчей, коряков, чуванцев непременным правилом на всех этапах общения с мухомором «было хорошее, доброе расположение духа. Считалось, что злым людям вообще нельзя общаться с мухомором. … .Нашедший мухомор должен был всячески демонстрировать свою радость: исполнить при этом песню или танец и пр. Обращаться с самим мухомором надо очень ласково».

Это верно и в отношении водки: добрый человек выпьет 200 грамм - шутит, балагурит, и сам веселится, и людей веселит, а какой-нибудь мудак выпьет те же 200 грамм - и начинает материться, задирать всех, портит всем настроение. Потому-то, наверно, и говорили древние римляне: in vino veritas, то есть "истина — в вине". Чтобы узнать истинную природу человека, налей ему 200 грамм водки и посмотри на его поведение: если он — человек, то он и пьяный будет вести себя как человек, ну, а если он — скот, то его скотская природа не замедлит проявиться, как только с него спадёт маска человека.

В заключение скажу, что я склонен относить возраст этого памятника к XVII—XIX вв., так как полагаю, что за полярным кругом сама природа (долгие полярные ночи, тишина, уединение) содействует возникновению изменённых состояний сознания, так что нет особой необходимости прибегать к употреблению мухоморов или каких-либо иных психоактивных веществ. Применять их стали лишь в Новое время, когда пришли в забвение "архаические техники экстаза" (М. Элиаде).
Tags: шаманизм
Subscribe

  • Матриархат минангкабау.

    Путешественник Михаил Цыганов рассказывает о народности минангкабау на о. Суматра в Индонезии. " Всей жизнью минангкабау управляет обычай…

  • О женском обрезании.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126): " Согласно…

  • Медовая Мекка.

    Старые пчелиные домики (ульи) в Майсане, регион Мекка, Саудовская Аравия Автор фото @sarhaniy https://t.co/XOau6P2ekW Просто невероятно! Пчёлы в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments