Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Про грибы.

Интересная заметка у magadansky в О культуре употребления мухоморов.

грибы
Исследователи долго не могли понять, что за существа изображены на камнях. То ли это люди в странных шляпах, то ли грибы с непонятными ножками.

Я полагаю, что не следует "вестись" на "старорежимные", дореволюционные записки Крашенинникова С. П.:

«Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его, дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать… Денщику подполковника Мерлина... приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, если бы не сберегли его товарищи» («Описание земли Камчатки»).

Примерно то же самое я читал у дореволюционных православных сектоведов, например, у Буткевича Т. И.. в его сочинении "Русские секты и их толки". Цитирую: "Свидетель – очевидец, заслуживающий полного доверия, рассказывает, что один хлыст, приняв причащение в виде конфекты, двенадцать дней болел, лишился даже сознания, не мог двигаться и получил отвращение к пище. Другой после причащения начал ломать у себя печь, а затем с криком «Всего мира князь, всего мира князь» прибежал к одной женщине и просил ее запереть дом, приговаривая: «Идут, идут». Третий – в состоянии исступления вспорол свою лошадь и вообразил, что на двор к нему забрались волки".

Это полная брехня. Ни в одном серьёзном исследовании христоверия-"хлыстовства" (например, Панченко Александр. "Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект") ничего подобного нет. Православные сектоведы прибегали к откровенной лжи, чтобы внушить читателям, будто через "причащение в виде конфеты" в христоверов-"хлыстов" вселяются бесы и заставляют их совершать разные безумства в состоянии одержимости. По-видимому, то же самое имел в виду и Крашенинников в своём "Описании земли Камчатки". А как-то по-иному он тогда и не мог написать, при существовании церковной цензуры.

Кстати, magadansky замечает, что "у коряков и чукчей, имевших развитую культуру употребления мухоморов, смертельные случаи были редкостью". Странные, однако, эти бесы. И очень избирательные: православных они заставляют животы себе вспарывать и яйца кирпичами давить, а неправославных коряков и чукчей не трогают.

Впрочем, могло ведь быть и так, как написано в заметке "Бобруйчанин увидел в друге чёрта и зарубил его топором": " По словам мужчины, неожиданно в темном коридоре дома он увидел, что друг превратился в чёрта. Мужчина схватил топор и стал изо всех сил наносить удары по «нечисти». Хозяин дома устроил в буквальном смысле кровавое месиво, пытаясь отрубить голову своему гостю". Но тут проблема в самом "выпивохе", а не в том, что он пил. Все пьют, но не все хватаются за топор в состоянии алкогольного опьянения.

человеко-грибы
Человеко-грибы на наскальных рисунках на Чукотке.

"На картинке выше, - говорит magadansky, - древние наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, иначе называемые Пегтымельские петроглифы. Их датируют I тыс. до нашей эры. На одном из петроглифов угадывается человек с головным убором в виде грибной шляпки, как полагают учёные, это и есть тот самый человекогриб, который являлся в наркотических видениях, и по представлениям чукчей и других коренных народов, был посредником между миром людей и миром духов. Таким образом, культуре поедания мухоморов на Северо-Востоке не менее 3 тыс. лет."

"В 1965 году группа советских учёных работала на Чукотке в долине реки Пегтымель. Когда же они обнаружили ошеломительные наскальные рисунки, выполненные чукчами в далёком прошлом, их удивлению не было предела. Чтобы получить какое-то объяснение «грибным» людям, в 2005 году на север была направлена научная экспедиция. Учёные, естественно, направилась в долину известной многим реки Пегтымель. В 2005 году было вновь найдено около 170 рисунков, сюжеты которых не повторялись среди обнаруженных ранее. Тогда же появилось предположение о другом, гораздо более позднем возрасте памятника — XVII—XIX вв, - сообщает Википедия.

Раскрыть тайну «человеко-грибов» помогли сами чукчи. Оказалось, что существование людей-мухоморов вполне осознанно воспринимается чукчами, как объективная реальность. По словам представителей северного кочевого народа, с помощью мухоморов чукчи общаются со своими предками. Вот как об этом писала этнограф Екатерина Дэвлет: «У всех народов развит культ почитания своих умерших родственников. Мы, например, ходим на кладбище по определённым дням в году, и там, сидя у могилки, поминаем родителей или бабушек с дедами. Чукчи тоже не забывают о своих корнях, но процесс общения с предками происходит у них по-своему». Чукчи не хоронят тела усопших – просто оставляют их на открытом пространстве в тундре. Поскольку нет места погребения, то и посещать могилы нет возможности. Поэтому чукчи «посещают» умерших в стране предков.

Легенды говорят, что долина предков покрыта льдом из слёз ушедших в мир иной людей. Самостоятельно посетить её никто не может – туда может провести только человек-мухомор. Для вызова такого проводника в мир предков чукча съедал 7 мухоморов (магическое число) и погружался в состояние транса, сходного с опьянением. Пришедшие к нему человеко-грибы вели его к желаемому предку.

грибы-проводники

Чукчи уверены, что их предок может рассказать не только о своей загробной жизни, но и ответить на любые вопросы", - сообщается в статье «Грибные» люди Севера.

Кстати, там же говорится, что "в каменной скульптуре майя также существуют такие человекоподобные грибы- галлюциногены". Не секрет, что некоторые народы в своих ритуальных обрядах использовали психотропные вещества для вхождения в состояние изменённого сознания. В том числе различные ядовитые или галлюциногенные грибы поедали шаманы перед совершением таинств.

бушмены
Наскальная живопись бушменов. Национальный парк Какаду (штат Северные территории)

сахара
Наскальный рисунок на плато Тассилин-Адджер, южная Сахара.

"Основные психоактивные вещества в плодовых телах мухомора - мусцимол и иботеновая кислота. Их употребление как в мухоморе, так и в химически чистом виде, приводит к изменённому состоянию сознания", - пишет magadansky. Однако тут не всё так просто. "Многие исследователи жизни народов Севера пытались приобщиться к довольно странной культуре чукчей, но все случаи заканчивались неудачно: в лучшем случае, они получали банальное отравление…". Я как раз сейчас слушаю аудиокнигу Тимоти Лири "Семь языков Бога", и там он прямо говорит, что приём LSD не приводит к автоматическому "просветлению" или мистическому "трипу". Тут всё зависит от многих составляющих: от психо-физиологической конституции человека, от его эмоционального состояния, от общего духовного и интеллектуального уровня, от "встроенности" в ту или иную культуру и традицию, и т. д. Наконец, я бы сказал, от желания или нежелания духовных сущностей потустороннего мира видеть его в своей среде. Так что вовсе и неудивительно, что у многих людей мусцимол и иботеновая кислота могут вызвать лишь рвоту да понос, и ничего более.

Ну, а при благоприятном раскладе всё происходит именно так, как описывает magadansky: "Мухомор повышает силу, ловкость и выносливость человека (старуха может пройти 30 км и не умереть), улучшает когнитивные способности. Например, коряк съевший мухомор, смог найти давно потерянный нож. Сам он сообщил, что «поговорил с ножом, и тот сказал, где его искать». Человек, воспитанный в шаманской культуре, мог получать «от духов» информацию о настоящем, прошлом и будущем, видеть обычно не воспринимаемое, находить решение сложной жизненной ситуации, узнавать причину болезни и средство излечения и в целом получать знания о земном и иных мирах, где обитают сверхъестественные существа".

Кстати,  Е.П. Батьянова пишет, что у чукчей, коряков, чуванцев непременным правилом на всех этапах общения с мухомором «было хорошее, доброе расположение духа. Считалось, что злым людям вообще нельзя общаться с мухомором. … .Нашедший мухомор должен был всячески демонстрировать свою радость: исполнить при этом песню или танец и пр. Обращаться с самим мухомором надо очень ласково».

Это верно и в отношении водки: добрый человек выпьет 200 грамм - шутит, балагурит, и сам веселится, и людей веселит, а какой-нибудь мудак выпьет те же 200 грамм - и начинает материться, задирать всех, портит всем настроение. Потому-то, наверно, и говорили древние римляне: in vino veritas, то есть "истина — в вине". Чтобы узнать истинную природу человека, налей ему 200 грамм водки и посмотри на его поведение: если он — человек, то он и пьяный будет вести себя как человек, ну, а если он — скот, то его скотская природа не замедлит проявиться, как только с него спадёт маска человека.

В заключение скажу, что я склонен относить возраст этого памятника к XVII—XIX вв., так как полагаю, что за полярным кругом сама природа (долгие полярные ночи, тишина, уединение) содействует возникновению изменённых состояний сознания, так что нет особой необходимости прибегать к употреблению мухоморов или каких-либо иных психоактивных веществ. Применять их стали лишь в Новое время, когда пришли в забвение "архаические техники экстаза" (М. Элиаде).
Tags: шаманизм
Subscribe

  • Приближение к Снежной Королеве.

    Рассказывают, будто последними словами отца Андерсена были: «Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». А мать в утешение сыну сказала:…

  • Сумерки.

    На нижнем этаже, с утра и допоздна, Не разгибая стана, Хлопочешь ты по дому неустанно. Ты с множеством людей делами сплетена Узлом незримых нитей…

  • О связи между шаманством и поэзией.

    Связь между шаманством и устной поэзией и музыкой восходит к древним временам, когда ритуальная практика и художественное творчество существовали в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments