Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Постижение "венеры".

Арнольд Тойнби озаглавил свой труд всей его жизни «Постиже́ние исто́рии» (англ. A Study of History), потому что история человеческих обществ - штука крайне сложная, и какие в этой штуке "приводные ремни", куда и как она движется, так просто, "с кондачка", не разобрать. Палеолитические "венеры" - штучки хоть и маленькие, но без их «постижения» никак не обойтись. Чтобы постигнуть смысл изготовления этих статуэток, необходимо прежде собрать как можно больше информации про них.

Ариэль Голан, в результате 20-летнего кропотливого труда, надо полагать, приблизился к постижению "венер". Нам остаётся лишь сделать "экстракт" из главы “Великая Богиня” его книги "Миф и символ".

"Недавно была сделана археологическая находка, которая подтверждает, что образ Великой богини восходит к древнейшим временам истории человечества. На юге Восточной Сибири было открыто палеолитическое поселение, возраст которого 34 тысячи лет, т. е. оно старше франко-испанской мадленской культуры и хронологически относится с началом ориньяка, когда в Западной Европе начало возникать изобразительное искусство. Здесь найдена каменная скульптура, изображающая рожающую женщину с птичьей головой и высунутым языком.

При раскопках палеолитического поселения в Сибири оказалось, что женские статуэтки находились в женской половине жилища. Следовательно, они были принадлежностью женского быта.

На протяжении от Пиренеев до Байкала обнаружено много женских изображений, выполненных в палеолитическую эпоху (точнее – в ориньяко-солютрейский период, т. е. около 35-15 тыс. лет до х. э.).


венеры

В мадленский период (около 15-10 тыс. до х. э.), который отнюдь не характеризовался упадком материальной культуры и искусства, женские изображения почти исчезают. После того как идолы в виде женских фигурок исчезли в конце палеолита, они вновь появились в начале неолита, около 8 тыс. до х. э., на этот раз в другом регионе: В Юго-Восточной Европе и Передней Азии – там, где возникло земледелие.

Если считать, что женские изображения эпохи палеолита представляют не женщину-мать и не колдунью, обеспечивающую успех для охотников, а сверхъестественное всесильное существо, станет понятным, почему она почти всегда изображалась без лица: её взгляда боялись.

В античное время на Ближнем Востоке богиня нередко представлялась имеющей повязку на глазах; в греческой мифологии Горгоны – женоподобные чудовища, взор которых умерщвляет всё живое.

Поверье о том, что взгляд сверхъестественного существа может убить человека, имеет глобальный характер, следовательно, оно зародилось очень и очень давно, если посредством устной передачи от соседа к соседу обошло весь мир. Похоже на то, что дожившие до 20 века суеверное понятие “дурной глаз”, “сглазить” существует уже по меньшей мере двадцать пять тысячелетий.

Древние ближневосточные богини часто изображались в виде женской фигуры, голова которой закрыта покрывалом. Женщины закрывали лицо в ритуалах, связывавшихся с образом Великой богини. Например, лицо невесты закрывали вуалью или головной убор наряда невесты имел спереди бахрому (аналог дождя), закрывавшую лоб и глаза.


вуаль

Есть данные о том, что в древности на Ближнем Востоке женщины закрывали лицо, помимо религиозных ритуалов, и в повседневном быту: так, в библейском рассказе о похождениях Авраама говорится, что Сара получила от Авимелеха, в числе прочих подарков, “покрывало для очей”. Можно не сомневаться в том, что от этих древних обычаев происходит мусульманское требование, по которому лицо женщины должно быть закрыто.

Женские статуэтки палеолита зачастую не имеют головы, если же есть голова, то без лица, а если есть лицо, то без рта. В период расцвета верхнего палеолита женские статуэтки исчезают: люди стали бояться не только глаз или рта, но и вообще образа свирепой богини. Это не значит, однако, что прекратилось поклонение ей. Как показала Э. Абрамова, в мадленский период выходят из употребления не вообще женские изображения, а их натурные представления, которые сменяются условной трактовкой, схематизацией, зачастую доходящей до неузнаваемости. Хотя несколько тысяч лет, в неолите, изображения богини появились снова, тем не менее в некоторых частях евразийской ойкумены сохранялось табу на ее изображение. Например, на Алтае, где обычным было изготовление идолов, никогда не делали идола “хозяйки горы”, которая, судя по ее словесным описаниям, представлялась голой женщиной с большими грудями (т. е. так, как ее изображали 15-30 тысяч лет тому назад). Римляне, которые в обилии изготовляли статуи своих богов, воздерживались от того, чтобы делать статую Весты.

Есть и другие факты, свидетельствующие о том, что через тысячелетия проходило мнение о нежелательности изображения божества. Не отсюда ли запрет на изображения божества в иудаизме и исламе? Не в этом ли корни иконоборчества в Византии?
"

Да, интересный "венерический" аспект затронул Ариэль Голан. Безликость "венер".

Вообще говоря, судя по вполне реалистическому изображению "венеры" Брассемпуйской, палеолитические художники могли изобразить и лицо, и глаза.

голова

Но они почему-то почти никогда не делали этого. Почему?

На ум приходит Вий из одноимённой повести Н. В. Гоголя. Описанию, Вия уделён всего один, зато какой!, абзац: «И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
-- Подымите мне веки: не вижу! -- сказал подземным голосом Вий -- и всё сонмище кинулось подымать ему веки.
"Не гляди!" -- шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
-- Вот он! -- закричал Вий и уставил на него железный палец».

Вий - существо потустороннего мира, и здесь, в нашем мире, он ничего не видит. Впрочем, как и мы, до поры - до времени, не видим мир загробный.

Но вот, Вию подняли веки, и он взглянул на этот мир из преисподней. Соответственно, и человек, заглянувший в его глаза, через них, как через два бездонных колодца, увидел "тот свет". А может ли живой человек увидеть потусторонний мир? Нет, это мир мёртвых. Потому-то и пал замертво "хвилософ" Хома Брут. Как сказал Бог Моисею, "лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20).

Кстати, наверно именно поэтому шаманы, во время камлания, закрывали свои лица.

бурятский шаман

Потому что шаман - это путешественник в потусторонний мир, и, во время его путешествия открывается-разверзается как бы "дыра"-"нора" между мирами, в которую может угодить по неосторожности какой-нибудь ротозей-зевака.

Очевидно, и зеркала в доме с покойником закрывают по той же причине, из страха перед разверзшейся "дырой" в загробный мир.

Скорее всего, и маски одевались с той же целью.

культура Убейд

Так что, скорее всего, палеолитические "венеры" как-то были связаны с культом мёртвых. Мы не знаем, как именно, но, может быть, как позднейшие терафимы в Древнем Израиле (кстати, по одной из версий, слово "терафим" происходит от арабского слова «маска») — к ним обращались, чтобы узнать будущее (Иез. 21:21).

терафимы


Tags: венеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments