Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Отношение к женщине у ингушей и чеченцев.

Оригинал взят у akievgalgei в ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ У ИНГУШЕЙ И ЧЕЧЕНЦЕВ.

В прошлом женщина у чеченцев пользовалась несравненно большой свободой, чем у соседних кавказских народов. Девушки и даже замужние женщины не прятались и не закрывали лицо в присутствии мужчин. Чеченцы, воспитанные в духе строгой морали, всегда отличались сдержанным отношением к женщине. Взаимные отношения молодых людей и девушек были основаны на взаимном уважении и строгой горской морали. Бить или убивать свою жену считалось величайшим позором; общество клеймило такого мужчину; кроме того, за убийство женщины (жены) виновный подвергался мести её родственников. Любое мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине, более того, бросив с головы платок, она могла остановить любое кровомщение. Преследуемый кровник оставался невредимым, если он скрывался в женской половине дома любой семьи из рода кровника. По адатам чеченцев, мужчина не должен был обогнать женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; при прохождении мимо пожилой женщины мужчины должны были привстать в знак почтения её, также мужчины не имели права драться в присутствии женщины. В одном из архивных документов фонда Ермоловых отмечалось: «…женщинам отдают должное уважение: в присутствии их никому не нанесут обиды, и даже гонимый мстительным мечом найдёт своё спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасной». Адаты также сохраняли честь замужней женщины. Это и понятно, так как оскорбивший жену оскорблял и её мужа, а это приводило к кровной мести.

По адатам чеченцев, женщина никогда не выходила совсем из-под опеки своих кровных родственников и её муж не имел права на её жизнь. Исследователь обычного права народов Кавказа Ф.И. Леонтович пишет: «Муж ни в коем случае не может свою жену ни продать, ни лишить жизни, даже в том случае, если докажет неверность… Это характерно и для чеченцев». При нарушении женой супружеской верности муж изгонял её из дому, объявив причину развода её родителям и родственникам, требовал возвращения калыма.

У ингушей всегда было принято относиться к женщине с большим уважением и почтением.

Древнее предание гласит: «Однажды, мимо сидящих старцев проходила девушка лет пятнадцати. Она вежливо поздоровалась с ними, и в ответ седобородые старики солидно закивали головами. Один из них, старец Жабаги, встал в знак уважения к ней, чем вызвал недоумение у остальных, понимавших, что уважаемому старейшине не следовало вставать перед девочкой», — рассказывает Зейнеп Дзарахова, доктор исторических наук, этнограф, рассуждая на эту тему. — Заметив это, старец пояснил: «Я приветствовал не просто девочку, я вижу в её лице будущую мать, хранительницу домашнего очага, от которой будет зависеть, какое потомство выйдет из ее дома, и какое место займет в нашем обществе. А как она будет вести дом, как будет воспитывать детей — это зависит от нашего отношения к ней».

У ингушей говорят: «Портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится весь народ». И с этим нельзя не согласиться, так как от женщины зависит воспитание в целом. Будущих президентов и учёных, мыслителей и писателей, да и в целом всех людей изначально ведёт в этот мир женщина. — Поддержание огня в домашнем очаге — это всего лишь предметная иллюстрация предназначения женщины. Под этим имеется в виду, в первую очередь, поддержание национального духа и традиций отцов.

Матери воспитывают детей в духе народной культуры и морали через религиозные культы, запреты, фольклор, мифологию, объясняя сложные и многочисленные нормы поведения на собственном примере. Она несет в себе духовный потенциал и собою олицетворяет связь времён, — резюмирует историк.

Ингуши осознают, что от мудрости старшей женщины в доме (матери, свекрови) во многом зависит этикет в семье. Авторитет женщины даёт здоровое, воспитанное потомство. Авторитет же невозможно заработать без соблюдения традиций и стремления соблюдать национальные обычаи.

Если когда-нибудь и воздвигнут памятник ингушскому народу, то это должен быть памятник, посвящённый матери.

Почитание женщины идёт у ингушского народа издревле. При ней уважающие себя мужчины не будут говорить на громких тонах или выражаться недостойным образом. Этикет уважения к женщине не позволит достойным мужчинам спорить с ней или пререкаться, какой бы ни была на то причина. Самым безнравственным и низким поступком во все времена считается повысить голос на мать или на женщину старше себя, не считаться с ней и проявлять к ней неуважение. Такое себе может позволить только мужчина, не соответствующий понятиям нормы и чести ингушского народа. Самый острый спор между мужчинами прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной убор. И ещё, женщина в ингушском обществе всегда находится под неустанной заботой и защитой отца, мужа, сына и рода. А она в свою очередь несёт ответственность перед ними.

В двух случаях не осуждались слёзы мужчин у ингушей — когда умирала мать, и когда теряли Родину-мать. Не зря у ингушей говорят: "Нана елча — дег тIара зиза Iодож (Умирает мать — падает цветок с души).
Tags: Кавказ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments