Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

«Нищие Матери».

Я наткнулся на интересный пассаж у итальянского историка-марксиста Амброджо Донини в его книге "Люди, идолы и боги":

"Жрецы Кибелы и Аттиса называли себя «метрагуртай», что означает «нищие Матери». Они возили на осле из селения в селение изображение богини и собирали подаяние".

Вообще-то не следует доверять коммунисту-атеисту, пишущему о религии; он и наврать может с три короба. Потому как уж больно прозрачен намёк на первых - "иудействующих" - христиан, которые, судя по всему, называли себя эбионитами (или евионитами). Название это восходит к еврейскому слову "эбйоним" - нищие.

Эбионитами, вероятно, называли себя все первые ученики Иисуса (название "христиане" возникло позднее в грекоязычной Антиохии; в арамеоязычной среде Палестины оно возникнуть не могло). В Послании ап. Павла к Галатам говорится: "И узнавши о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности" (2: 9-10). В этом контексте слово "нищие" скорее всего обозначает название учеников Иисуса основной (иерусалимской) общины, к которым принадлежали Иаков, Кифа и Иоанн, и не забывать которых должны были проповедующие у язычников. В чём именно заключалась просьба "не забывать нищих", видно из Первого Послания к Коринфянам, где говорится о том, что подаяние, собранное коринфскими христианами, будет передано в Иерусалим (16:3).

Довольно-таки любопытна эта параллель между "нищими Матери" и "нищими Иисуса".

Конечно, параллели с ранним христианством можно, при желании, найти и у киников, и у шаманов, и у адептов мистерий... В этом нет ничего удивительного, так как конечной целью всех религий является Unio Mystica (мистическое соединение с Божеством), и подходы к практическому осуществлению этой цели могут быть тождественными в разных религиях. Например, пост, аскеза, добровольная нищета. Это есть и у буддистов, и у христиан... Но вот было ли это в культе Кибелы и Аттиса? Признаюсь, я об этих «нищих Матери» прежде никогда не слышал. Поиск в Сети дополнительной информации ничего не дал. Слишком мало мы знаем об этом древнем культе; да и то, что знаем, дошло до нас через десятые руки, как по "испорченному телефону".

Во всех описаниях культа Кибелы основное внимание уделяется оргиастическим мистериям с элементами членовредительства у адептов-мужчин. Однако я нигде не встречал хотя бы упоминания о том, как происходило приготовление к мистериям. Если судить, например, по Элевсинским мистериям, то участию в таинствах предшествовал пост и омовение в священном источнике. Наверно, примерно то же самое имело место быть и в культе Кибелы.

Кстати, русское христоверие-"хлыстовство" может быть взято в качестве некого современного аналога древних мистерий. В. Розанов был уверен в прямом родстве, и даже идентичности, русского "хлыстовства" с античными мистериальными культами: "это как грибы, белые и боровики: одна порода". Мы уточним: "одна порода", выросшая в разное время на почве единой мировой мистической Традиции. У первобытного шамана, античного посвящённого в Элевсинские мистерии, древнеславянского языческого волхва, православного подвижника, занимающегося "умным деланием", и христоверческого пророка действительно много общего, ибо все они - мистики, однако было бы неверно считать, что все они учились друг у друга. Волхвы не совершали паломничества в Элевсин, а православные подвижники не перенимали духовный опыт волхвов. Нет, Традиция "прорастает корнями" во всех обществах и во все времена; духовный "мицелий" присутствует везде, и если он попадает на благоприятную почву, происходит бурный рост мистических культов-"грибов", которые принимают те или иные формы народной культуры.

Практика "хлыстовских" радений описана довольно полно, и из этих описаний мы знаем, что радения служили "трамплином" для подъёма и "отрыва" души от тела. Радеющий всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа. По наблюдениям самих "людей Божиих", ощущение лёгкости и восторженной радости было следствием их долгих постов. "Раз, когда я выдержал пятидневный пост, - говорил один христовер, - мне далась такая лёгкость, что и я плясал". "Мне самому случалось, - рассказывал другой христовер, - после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста, на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил у братий и сестёр прощения, каялся во слезах и, когда меня прощали, на меня нападал смех и такая становилась на душе лёгкость и радость, что прыгал до изнеможения".

То есть, существует чёткая психическая закономерность между высотою духовного "взлёта" и предшествующей аскетической практикой: недаром говорят, что пост - это крылья для молитвы, без поста нет "отрыва" души от тела, а значит, нет и духовного восторга, нет оргии.

Раз в культе Кибелы были оргии, то, надо полагать, там были и предшествующие оргиям аскетические практики. Наверно, был и многодневный пост. Ну, а когда люди много дней подряд ничего не едят, - они же во время поста не могут работать. Значит, они "выпадают" из социума и становятся маргиналами. У христиан это были юродивые, а в культе Кибелы, возможно, "нищие Матери".
Tags: Кибела, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments