Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

«Нищие Матери».

Я наткнулся на интересный пассаж у итальянского историка-марксиста Амброджо Донини в его книге "Люди, идолы и боги":

"Жрецы Кибелы и Аттиса называли себя «метрагуртай», что означает «нищие Матери». Они возили на осле из селения в селение изображение богини и собирали подаяние".

Вообще-то не следует доверять коммунисту-атеисту, пишущему о религии; он и наврать может с три короба. Потому как уж больно прозрачен намёк на первых - "иудействующих" - христиан, которые, судя по всему, называли себя эбионитами (или евионитами). Название это восходит к еврейскому слову "эбйоним" - нищие.

Эбионитами, вероятно, называли себя все первые ученики Иисуса (название "христиане" возникло позднее в грекоязычной Антиохии; в арамеоязычной среде Палестины оно возникнуть не могло). В Послании ап. Павла к Галатам говорится: "И узнавши о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности" (2: 9-10). В этом контексте слово "нищие" скорее всего обозначает название учеников Иисуса основной (иерусалимской) общины, к которым принадлежали Иаков, Кифа и Иоанн, и не забывать которых должны были проповедующие у язычников. В чём именно заключалась просьба "не забывать нищих", видно из Первого Послания к Коринфянам, где говорится о том, что подаяние, собранное коринфскими христианами, будет передано в Иерусалим (16:3).

Довольно-таки любопытна эта параллель между "нищими Матери" и "нищими Иисуса".

Конечно, параллели с ранним христианством можно, при желании, найти и у киников, и у шаманов, и у адептов мистерий... В этом нет ничего удивительного, так как конечной целью всех религий является Unio Mystica (мистическое соединение с Божеством), и подходы к практическому осуществлению этой цели могут быть тождественными в разных религиях. Например, пост, аскеза, добровольная нищета. Это есть и у буддистов, и у христиан... Но вот было ли это в культе Кибелы и Аттиса? Признаюсь, я об этих «нищих Матери» прежде никогда не слышал. Поиск в Сети дополнительной информации ничего не дал. Слишком мало мы знаем об этом древнем культе; да и то, что знаем, дошло до нас через десятые руки, как по "испорченному телефону".

Во всех описаниях культа Кибелы основное внимание уделяется оргиастическим мистериям с элементами членовредительства у адептов-мужчин. Однако я нигде не встречал хотя бы упоминания о том, как происходило приготовление к мистериям. Если судить, например, по Элевсинским мистериям, то участию в таинствах предшествовал пост и омовение в священном источнике. Наверно, примерно то же самое имело место быть и в культе Кибелы.

Кстати, русское христоверие-"хлыстовство" может быть взято в качестве некого современного аналога древних мистерий. В. Розанов был уверен в прямом родстве, и даже идентичности, русского "хлыстовства" с античными мистериальными культами: "это как грибы, белые и боровики: одна порода". Мы уточним: "одна порода", выросшая в разное время на почве единой мировой мистической Традиции. У первобытного шамана, античного посвящённого в Элевсинские мистерии, древнеславянского языческого волхва, православного подвижника, занимающегося "умным деланием", и христоверческого пророка действительно много общего, ибо все они - мистики, однако было бы неверно считать, что все они учились друг у друга. Волхвы не совершали паломничества в Элевсин, а православные подвижники не перенимали духовный опыт волхвов. Нет, Традиция "прорастает корнями" во всех обществах и во все времена; духовный "мицелий" присутствует везде, и если он попадает на благоприятную почву, происходит бурный рост мистических культов-"грибов", которые принимают те или иные формы народной культуры.

Практика "хлыстовских" радений описана довольно полно, и из этих описаний мы знаем, что радения служили "трамплином" для подъёма и "отрыва" души от тела. Радеющий всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа. По наблюдениям самих "людей Божиих", ощущение лёгкости и восторженной радости было следствием их долгих постов. "Раз, когда я выдержал пятидневный пост, - говорил один христовер, - мне далась такая лёгкость, что и я плясал". "Мне самому случалось, - рассказывал другой христовер, - после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста, на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил у братий и сестёр прощения, каялся во слезах и, когда меня прощали, на меня нападал смех и такая становилась на душе лёгкость и радость, что прыгал до изнеможения".

То есть, существует чёткая психическая закономерность между высотою духовного "взлёта" и предшествующей аскетической практикой: недаром говорят, что пост - это крылья для молитвы, без поста нет "отрыва" души от тела, а значит, нет и духовного восторга, нет оргии.

Раз в культе Кибелы были оргии, то, надо полагать, там были и предшествующие оргиям аскетические практики. Наверно, был и многодневный пост. Ну, а когда люди много дней подряд ничего не едят, - они же во время поста не могут работать. Значит, они "выпадают" из социума и становятся маргиналами. У христиан это были юродивые, а в культе Кибелы, возможно, "нищие Матери".
Tags: Кибела, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments