Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальный "реликт" в Китае (2).

Удивительная народность мосо проживает в юго-западной провинции Юньнань и насчитывает на сегодняшний день около сорока тысяч человек. Это единственное в Китае поселение, где уже более двух тысяч лет сохраняется матриархат.

Главой семьи считается ahmi (хозяйка дома), в которой в руках сконцентрирована абсолютная власть. Именно она принимает все важнейшие экономические решения: на что потратить деньги, какую работу будет выполнять тот или иной член семьи. Когда ahmi становится совсем старой и желает передать власть следующему поколению, она выбирает наследницу и отдаёт ей ключи от домашнего состава. Передача ключей символически изображает передачу прав собственности и ответственности за семью.

mosuo-2

Дома мосо изнутри обычно разделены на 4 сектора, встроенных в квадрат. Под одной крышей иногда ютятся не только все члены семьи, но также и животные, которым отведён первый этаж. Взрослые женщины живут в отдельных комнатах, остальные члены семьи — мужчины и дети, не достигшие определённого возраста, — спят все вместе в общих «четвертях».

Типичный дом мосо.
Типичный дом мосо.

Интересный факт: большая часть из мужчин-мосо были торговцами, которые отправлялись на дальние расстояния, надолго оставляя женщин одних. Тут волей-неволей научишься и вести хозяйство, и охотиться, и защищать себя…

В этом отношении матриархат мосо напоминает аналогичный минойский матриархат, поскольку древние критяне были искусными мореходами и вели торговлю по всему Средиземноморью.

Браки жители этой народности не заключают в принципе, детей всегда воспитывает мать. Поразительно, но дети, как правило, не интересуются, кто их отец, в языке мосо нет слова "папа". Детей воспитывают, в основном, дядья — братья матерей, это входит в их прямые обязанности, и детская привязанность к ним глубже, чем к родным отцам. В воспитании детей важную роль играет учебный мотив «всё общее» и «нужно делиться», типичный для кучных сообществ — если живёшь такой толпой под одной крышей, это необходимо. До определённого возраста мальчиков и девочек одевают одинаково — в некое подобие короткого халата. По достижению тринадцати лет подростки проходят церемонию совершеннолетия, после которой девочки начинают носить юбки, а мальчики — брюки. После церемонии девушка получает свои покои в доме, их называют «цветущая комната». По достижению половой зрелости она вольна приглашать в дом кавалеров, которые приходят под покровом ночи, тайно, а после наступления рассвета покидают дом. Никаких экономических отношений между партнёрами нет. «У нас хорошая система, — рассказывала одна из женщин мосо в интервью газете LATimes, — Мы помогаем нашим семьям днём и сходимся с нашими партнёрами лишь ночью, таким образом, ссоры из-за мужчины происходят редко». Женщина выбирает понравившегося мужчину («а-ся») и может отвергнуть его в любой момент, если он ей чем-то не угодит. Женщинам-мосо не возбраняется иметь сразу нескольких «а-ся», но такое случается редко, так как в каждой говорит чувство справедливости («нужно, чтобы всем хватило»). Строго говоря, мосо практикуют ту же серийную моногамию, что и женщины в цивилизованных обществах — они влюбляются, сходятся с мужчинами, затем расстаются и заводят новых, только это все не отягощено имущественными отношениями, что, безусловно, плюс.

Женщины-мосо в национальных нарядах
Женщины-мосо в национальных нарядах.

Источник раз, два, три.

Матриархат, как общественный строй, очень устойчив и вполне жизнеспособен. Но при одном условии: чтобы у племени был свой "уголок" земли, и чтобы Государство не совало своё тупое рыло в этот "уголок". Очевидно, "уголок" обитания племени мосо никогда не представлял какой-либо ценности для Государства, и поэтому мосо удаётся сохранять свои древние традиции. Этому способствует и бедность их жизни: даже по меркам Китая доходы мосо очень низкие, около 200 долларов в год. Так что вот три главных условия "выживания" матриархата в современном обществе: самобытность и самоуправление, изолированность территории, сравнительная бедность населения.
Tags: мосо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments