Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

К истокам культа Богородицы.

Продолжим наши исследования древних матриархальных культов. По крайней мере, это намного интереснее, чем описание современности. Она, эта современность, примитивна и скучна, как какая-нибудь "мыльная опера". Вот развелись муж с женой, поделили между собой пожитки, а потом муж такой приходит и заявляет жене: "Вот этот шкапчик - мой, его мне бабушка Екатерина подарила". Жена отвечает, что шкапчик - её, потому что он достался ей от свёкора Никиты". И вот эта бесконечная "мыльная опера" идёт с марта 2014 года. Не знаю, кто ещё смотрит по телеку эту дребедень.

Очень интересный вопрос затронул drevniy_daos в своей статье "Культ богоматери."

Люблю я парадоксы. И drevniy_daos о том же: "Парадоксально - для иудеев была характерна патриархальная религия и при том глубокое почтение к любой матери (это в еврействе сохранялось очень долго, вплоть до нашего времени). Христианству изначально было присуще отрицание роли матери, и однако очень скоро в кругу святых женщины заняли высокие и почётные места. И выше всех, конечно, богоматерь."

"Культ богоматери сравнительно поздний и не опирается на Евангелие. Знаменитые слова Иисуса "вот матерь моя и братья мои" показывают, что особого почтения к своей матери он не испытывал и намеренно отделял себя от семьи. Став человеком божьим, он перестал быть человеком семейным.  Почитание богоматери совершалось и совершается можно сказать вопреки его воле и духу его учения. Тем интереснее, почему и как возник и развился этот культ."

"С точки зрения христологического богословия, весь культ Марии не выдерживает никакой критики. Можно чтить Марию, но в ней нет ничего божественного. А ведь изображения на иконах с младенцем Иисусом ставят в центр именно Марию".

Богородица

Самое ценное наблюдение, которое сделал drevniy_daos, заключается в следующем: "постепенно на иконах и в росписях храмов возникает Христос-пантократор, то есть вседержитель. Его образ приобретает имперские, царские черты и Спаситель становится из простого человека и друга бедняков верховным мироправителем, окружённым сонмом ангелов."

Как сообщает Википедия, "древнейшим из известных иконописных изображений Спаса Вседержителя является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века)".

Spas_na_Ilyine_-_Christ_Pantocrator
Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 г.

"Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — "Спас на престоле". Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Изображения Спаса на престоле встречаются ещё в римских катакомбах, но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.).  Престол понимается как атрибут царского достоинства, Бог являлся ветхозаветным пророкам восседающим на престоле; сидя на престоле будет совершать Господь Страшный Суд (Мф. 25: 31-34, 41). Один из изводов Спаса на престоле — т. н. «Мануилов Спас» — преданием приписывается кисти византийского императора Мануила и отличается особым жестом правой руки, указывающей в раскрытое Евангелие. Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — «Спас в силах», центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных»."

Мне не встречались "изображения Спаса на престоле в римских катакомбах". Вадим Гарин собрал в один коллаж все древнейшие изображения Иисуса Христа.

древние изображения Иисуса Христа
Источник картинки.

Как видим, нет здесь никаких царских престолов. Они и не могли появиться в римских катакомбах, когда христианство было гонимой религией. Царская атрибутика появилась позже, когда христианство превратилось в религию господствующего класса. Тогда-то Иисус превратился из "доброго пастыря" в "пантократора". Появился "имперский" Иисус, Спас Ярое око" (образ, восходящий к иконографическому типу Спаса Вседержителя).

Спас Ярое око

И одновременно пошёл противоположный процесс - стали изображать Иисуса Христа в образе Младенца на руках любящей и милующей Матери. Как бы в пику "государственному", "царскому" Иисусу, этот Иисуса можно назвать "народным", "земным", "человечным".

Madonna and Child

Вообще, христология - это крайне сложная штука. Православная христология оформилась в противостоянии монофизитству. По определению IV Вселенского Собора, в Иисусе Христе соединилась человеческая природа и Второе Лицо божественной Троицы «неслитно, непревращённо, неразделимо, неразлучимо», то есть во Христе Церковь признала две природы (божественную и человеческую), но одну личность — Бог Сын. Великие каппадокийцы подчёркивали, что Христос равен Богу Отцу и Духу Святому по Божеству, и равен всем людям по человеческой природе.

Но, однако, в изображениях Иисуса Христа в виде Спаса Вседержителя с Vl века появился "уклон" в сторону монофизитства, христологической доктрины в христианстве, постулирующей наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающей Его подлинное человечество. И в самом деле: где же во Христе Пантократоре Его человеческое существо? Его нет. Перед нами ветхозаветный Бог на облаках.

И тогда Иисус в человеческом образе появляется в образе Младенца на руках у Матери. Так что, в некотором смысле, этот образ является восстановлением аутентичного православия.

i

Я, конечно, затронул здесь всего лишь один аспект проблемы, которая неизмеримо шире и глубже. Ведь культ Богородицы, неким парадоксальным образом, способствовал появлению образа того самого Пантократора. Только вслушайтесь: Бого-родица, то есть Бога родившая! Иисус, получается, от самого рождения имел божественное естество, хотя в Послании к евреям имеется упоминание о том, что лишь при крещении Иисус стал Сыном Божиим: "... Я ныне родил Тебя", слышится глас с неба.

В общем, тема эта крайне сложная и неоднозначная; ещё в эпоху раннего христианства тут было столько копий сломано!

Меня же больше интересует другое: противопоставление "народного" Иисуса-Младенца на руках у Матери "государственному" Вседержителю. Вот, к примеру, в эпоху страшных репрессий при Иване Грозном - кому стал бы я молиться - Пантократору или Богородице? Иисус в образе Спаса Ярое око напоминает царя Ивана Грозного, да и сам царь молится тому же образу. Как же мне молиться вместе с таким царём перед такой иконой? Христос, сидящий на царском престоле, скорее царя услышит, нежели меня, "раба неключимого". Может, только Мать услышит мой слабенький писк под дверью. Женское сердце всегда мягче и добрее мужского. Может, она, Заступница, поможет мне, многогрешному...

Вот здесь, по-моему, и следует искать истоки культа Богородицы.

Tags: Богородица
Subscribe

  • Когда женщина выше мужчины.

    Вопрос - "выше ли женщина мужчины или ниже по сути, по положению?" - бессмыслен, как и вопрос, подобный такому: "Что лучше - вода или…

  • О матриархальном обществе

    Д. О. Чураков в своей монографии " Матриархат и рождение Homo creatrix : новые поиски, дискуссии, открытия" ( М.: Прометей, 2020)…

  • Знаки времени.

    Сегодня я случайно увидел рекламный клип Nike: Из чего же сделаны наши девчонки? Стиль исполнения напомнил мне песню нацистов "Будущее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments