Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

"Поймать" и "поиметь".

Довольно любопытна связь между словами "поймать" и "поиметь" кого-то.

В Словаре древнерусского языка (XI-XIV вв.) эта связь просматривается более чётко и недвусмысленно. Там одно слово "поимати" имело значение:

1. Взять (брать), забрать (забирать), захватить, брать с собой, уводить
2. Вступать в интимную связь, брать в жены, жениться.

Словарь Даля разъясняет значение слова "имать":

ИМАТЬ (емлю и имаю), имывать кого; что, с кого; брать, взять; || ловить, залучать, хватать, брать, взять кого в руки; собирать, взымать. Имай меня, я побегу! Имать дань, имать пошлину. иматься, браться, ловиться. Лошадь не имается, не дается в руки. Иматься с кем, связываться; || схватиться, бороться. Наимался я муки (о болезни). Поймать лошадь. Поять жену.

Очевидно, эта смысловая близость возникла в тот период ранней истории славян, когда мужчины "умыкали" девушек.

sergeytsvetkov в своей заметке "Брак" сообщает:

"Исходная форма этого слова — праславянское «борк», т.е. «беру» (подобно паре «знаю — знак»), отсюда же «браться» — «вступать в брак». Связь слова «брак» с глаголом «брать» прослеживается и в украинском языке: «побралися», т.е. женились. Замечу еще, что глагол «брати» (первоначально имевший значение «нести») в применении к женитьбе означал «схватить», «похитить». Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. «Повесть временных лет» говорит, что славяне «умыкали» своих будущих жен, т.е. похищали их".

В «Повести временных лет» (XII век) Нестор Летописец отметил: "А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон."

Наверно, имели место быть специальные игрища, где женихи похищали невест по предварительному сговору с ними, но также очевидно, что существовала и практика насильственного похищения девушек. Вот, например, убежали на Дон молодые мужики-крестьяне и стали там "казаковать". Ясное дело, что заплатить вено (калым) они не могут по причине полного отсутствия средств. Остаётся только "поимати" девку где-нибудь возле колодца. Как, в своё время, римляне делали.

Charles_Christian_Nahl_1870,_The_Rape_Of_The_Sabines_-_The_Abduction
Ч. К. Наль - Похищение сабинянки (1870).

Ну, а то, что эти понятия - "поймать" и "поиметь" - вошли в языковую норму, свидетельствует о том, что практика насильственных похищений девушек у древних славян была едва ли не самым обычным делом.

В принципе, это вполне понятно и объяснимо. Как я уже писал, славяне как этнос появились лишь после Великого переселения народов из "ошмётков" недорезанных племён, - сарматских, фракийских, отчасти германских. Мужики сбивались в банды и промышляли исключительно грабежом и насилием. Естественно, в таких бандах никто не "заморачивался" соблюдением традиционных или культурных норм поведения. Жили по правилу: "Кто смел - тот и съел".
Tags: Древняя Русь, брак, языкознание
Subscribe

  • Букрании.

    Ольга Атман в статье " Загадка черепа быка" касается темы древнеримских "букраний" ( от др. греч.…

  • Мужские тайные общества как альтернатива "женскому миру".

    В. В. Грибовский в статье Концепция волшебной сказки В. Я. Проппа и проблема историзма ногайского эпоса говорит, что В. Я. Пропп во многом следовал…

  • "Совиноглазая" богиня.

    "Глазастая" богиня в Альмерийской культуре. О. Кроуфорд, посвятивший специальное исследование этой богине, предположил, что образом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments