
Nini Theilade as Venus in the Ballet Russe de Monte Carlo’s Bacchanale. Источник картинки.

Женщина возле самогонного аппарата. Источник картинки.
Вот так устроен наш грёбаный мир: две женщины, но одна - в лаптях, а другая - в пуантах. И, может быть, та, что в лаптях, не менее женственна (в душе, в мечтах), чем та, что в пуантах. Души-то у всех одинаковые, как бабочки; но одна летает-порхает где-то в "высшем свете", а другая вонючую самогонку гонит, чтобы выжить.
Мы задаёмся вопросом - откуда в мире столько зла? - и думаем, что всё зло от дьявольских козней. Будто дьявол, как тролль в сказке Г. Х. Андерсена "Снежная королева", разбил какое-то зеркало и острые осколки того зеркала, как занозы, впились в человеческие сердца. А на самом деле и без того разбитого зеркала всё было бы точно так же. Потому что зло возникает само собой из-за непримиримых противоречий. Вот оно, зло, в самом разделении этих женщин: одна - красавица, другая - "дурнушка". Дьявол тут ни при чём: "дурнушка" родилась такой. Значит, зло предопределено как судьба. Каждый 88-й рождается как аутист, в мире каждую минуту рождается слепой ребёнок и слепых детей становится всё больше... И так далее. Бывает, родится человек с таким недостатком, который принципиально неустраним, что бы он ни делал. И всё, такой человек будет агрессивен и по отношению к самому себе ("ах, зачем я на свет появился, и зачем меня мать родила?"), и по отношению к другим ("почему им можно, а мне нельзя?"). Что, в него "бес вселился"? Да нет, его просто с самого рождения в грязь свалили и он не может выбраться из этой грязи.
Выходит, что источник зла - не в дьяволе (дьявол - это отговорка), а в контрастах. Вот, к примеру, у муравьёв или пчёл нет контрастов - все они "на лицо" одинаковые, не красавцы и не уроды, - так нет у них и зла, нет и дьявола.
Кто же внёс эти контрасты в человеческую природу?
"Кто виноват, скажи-ка брат,
Один женат, другой богат,
Один смешон, другой влюблён,
Один дурак, другой твой враг..."