Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Тайна кикладских "сковородок".

В Музее Кикладской культуры в Афинах можно увидеть т. наз. кикладские "сковородки".

mosika_901_00001

Имеется множество гипотез об их назначении. Сводятся они к 4 основным: сковородка+вода=зеркало, сковородка+морская вода=выпариватель соли, сковородка+натянутая на неё шкура=ритуальный барабан, сковородка сама по себе=культовый объект неизвестного характера.

mosika_901_00001

Автор статьи "Кикладские "сковородки" - ещё одна загадка древности", где я позаимствовал изображения древних артефактов, говорит, что различные формы орнамента от меандров до спиралевидных свастик были переняты минойцами от кикладских учителей.

Здесь я ничего не могу сказать ни "за", ни "против", поскольку "уловить" сам источник происхождения спиралевидного орнамента не представляется никакой возможности.

Спирали очень часто встречаются, например, в культуре мегалитов. Спиральный узор имеется на входном камне мегалитического комплекса Ньюгрейндж, который датируется 2500 годом до н. э. А Ньюгрейндж - это Ирландия. Это очень далеко от Кикладского архипелага.

трискелион 2

Но я согласен с автором статьи в том отношении, что "за этими завитушками опредёленно скрывается какая-то глубокая, важная для понимания этих культур мифологема".

В недавней заметке "Египет и Крит: сходство орнамента" я уже отмечал сходство спиралевидного орнамента в эгейской и египетской культурах. И здесь я вижу то же самое.

mosika_901_00001

Повторю ещё раз то, что я уже говорил: здесь, очевидно, доминирует идея о плавном "перетекании" одной формы жизни в другую. Как, например, гусеница в коконе "перетекает" в бабочку.

Если уж я заговорил о культуре мегалитов, то скажу ещё, что во всех мегалитических гробницах, типа дольменов, хоронили людей на протяжении многих поколений. То есть дольмены были родовыми усыпальницами. А род - это как пчелиный улей, в жизни рода всякая индивидуальность, личность "нивелируется", - у пчёл же все равны! Очевидно, и в отношении к смерти не было каких-то личностных переживаний: "вот, умру я, и никогда больше такого уникального индивида не будет...". Смерть воспринималась как "переход" от одной формы жизни к другой. В прошлом году вырос в лесу гриб, а потом засох. Ну и что? Грибница-то жива! В следующем году прольёт грибной дождик, и вылезет из земли точно такой же гриб, а может быть даже лучше. Так и в жизни рода: не случайно внуков называют именами дедов. Поэтому "завитушки" на орнаменте одинаковой формы и плавно переходят один в другой. "Завитушки"-"завихрения" - это жизни Рода, которые "перетекают" одна в другую из поколения в поколение.

В этом плане очень любопытно появление одиночных захоронений в курганах. Я усматриваю в этом связь с переходом от матриархата к патриархату. Очевидно, произошёл слом парадигмы и появилось новое учение. Теперь уже человек искал не родового, а индивидуального бессмертия. Скорее всего, этот процесс происходил одновременно с разложением архаического родового общества. Появились вожди и вождества, предшественники государства. Ну и как у нас ныне Ленин покоится не на обычном деревенском кладбище, а в мавзолее, так и древние вожди желали быть похороненными отдельно от "черни". У них был свой род-династия, зачастую иноплеменный, и они не хотели умирать как какие-нибудь "грибы" или "пчёлы". Отсюда все эти пирамиды и курганы.

Юрий Викторович Андреев, наш ведущий специалист по крито-минойской цивилизации, тоже по-своему объясняет сей спиралевидный орнамент, но уж больно "расплывчато" его толкование. Впрочем, он верно намекает на то, что "волны" спирального орнамента связаны с водами, которые отделяют наш мир от мира потустороннего.

И, в заключение, ещё несколько "сковородок":

mosika_901_00001

mosika_901_00001

mosika_901_00001
Tags: Эгеида, артефакты, мегалиты, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments