Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

И снова про лабрис.

Автор текста "Топор-лабрис — символ минойского Крита" сообщает:

mosika_901_00001

"История этого символа восходит ещё к эпохе неолита. Относящиеся к этому времени изображения двулезвийного топора дошли до нас из Чатал-Хююка (древнейшее поселение городского типа на территории современной Турции, датируемое примерно 7400 - 5600 гг. до н.э) — настенная живопись и сами топоры; на керамике из Статенице, Чехия; в виде изготовленных из глины или кости амулетов из Арпачии (Сирия, халафская культура); каменные топоры найдены в Тепе Сиалке (Иран) и многих других местах. На многих мегалитических изображениях топор также является священным атрибутом, для примера приведу Стол Торговцев в Локмариекере 3900— 3800гг. до н.э.

Нельзя не заметить, что очертания минойского лабриса повторяют форму бычьих рогов, а поклонение богу в облике этого могучего животного мы как раз находим в Чатал-Хююке.

Чатил-Хююк Museum_of_Anatolian_Civilizations

Кстати, и каменные диоритовые топоры там тоже находят, и вполне возможно, они были ритуальными, поскольку параллельно там же обнаруживаются обсидиановые орудия, значительно лучше подходящие для того, чтобы что-либо резать.

Но, конечно, минойцы бьют все рекорды по количеству изображений лабриса и его вариантов: из золота и меди, из кости и глины, на фресках, вазах, печатях, украшениях. Этим символом пронизана вся жизнь крито-микенского общества.

labris-knoss

Археологи находят лабрисы самых разных размеров: от огромных, в несколько человеческих ростов, до маленьких печатей с изображениями топора. Они могут быть частью декора ваз и чаш, могут сочетаться с изображениями бычьей головы, рогов и священного узла, символа не менее загадочного и ещё труднее поддающегося идентификации.

Также интересно, что лабрис у минойцев часто трансформируется и даже «оживает». Можно увидеть цветущие лабрисы на минойских вазах, например, на большой амфоре из Псиры.

На некоторых изображениях мы можем наблюдать, как топор приобретает облик уже не растения, а живого, иногда определённо антропоморфного существа. Так, на кувшине из «дома фресок» в Кноссе мы видим лабрисы, своими очертаниями отдалённо напоминающие птицу или бабочку, а на другом рисунке на вазе с острова Мохлос он наделен ещё и человеческими руками, простёртыми кверху в характерном благословляющем жесте.

Этот процесс очеловечивания или скорее обожествления двойного топора завершается появлением на некоторых геммах позднеминойского периода вполне человекообразной богини, голову которой заменяет сложная конструкция, состоящая в том числе из лабриса. Однако отсюда ещё не следует, что на Крите лабрис уже изначально представлял собой всего лишь символическую замену или одну из ипостасей верховного женского божества; скорее всего, он воспринимался как самостоятельный сакральный объект".
Tags: Чатал-Хююк, бык, лабрис
Subscribe

  • "Очумелые ручки" Чатал-Хююка.

    Из статьи Линн Мескелл " Общество вещей: фигурки животных на весах материальной культуры Чатал-Гююка" ( A society of things: animal…

  • Дж. Мелларт о религии Чатал-Хююка.

    Дж. Мелларт пишет: " В рельефах [Чатал-Хююка] антропоморфный облик всегда придавался только богине, а мужское божество выступало в виде бычьей…

  • Дж. Мелларт о Чатал-Хююке.

    Дж. Мелларт пишет: " Занимая площадь 13 га, Чатал Хююк является самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке, но из всей территории…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments