Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

И снова про лабрис.

Автор текста "Топор-лабрис — символ минойского Крита" сообщает:

mosika_901_00001

"История этого символа восходит ещё к эпохе неолита. Относящиеся к этому времени изображения двулезвийного топора дошли до нас из Чатал-Хююка (древнейшее поселение городского типа на территории современной Турции, датируемое примерно 7400 - 5600 гг. до н.э) — настенная живопись и сами топоры; на керамике из Статенице, Чехия; в виде изготовленных из глины или кости амулетов из Арпачии (Сирия, халафская культура); каменные топоры найдены в Тепе Сиалке (Иран) и многих других местах. На многих мегалитических изображениях топор также является священным атрибутом, для примера приведу Стол Торговцев в Локмариекере 3900— 3800гг. до н.э.

Нельзя не заметить, что очертания минойского лабриса повторяют форму бычьих рогов, а поклонение богу в облике этого могучего животного мы как раз находим в Чатал-Хююке.

Чатил-Хююк Museum_of_Anatolian_Civilizations

Кстати, и каменные диоритовые топоры там тоже находят, и вполне возможно, они были ритуальными, поскольку параллельно там же обнаруживаются обсидиановые орудия, значительно лучше подходящие для того, чтобы что-либо резать.

Но, конечно, минойцы бьют все рекорды по количеству изображений лабриса и его вариантов: из золота и меди, из кости и глины, на фресках, вазах, печатях, украшениях. Этим символом пронизана вся жизнь крито-микенского общества.

labris-knoss

Археологи находят лабрисы самых разных размеров: от огромных, в несколько человеческих ростов, до маленьких печатей с изображениями топора. Они могут быть частью декора ваз и чаш, могут сочетаться с изображениями бычьей головы, рогов и священного узла, символа не менее загадочного и ещё труднее поддающегося идентификации.

Также интересно, что лабрис у минойцев часто трансформируется и даже «оживает». Можно увидеть цветущие лабрисы на минойских вазах, например, на большой амфоре из Псиры.

На некоторых изображениях мы можем наблюдать, как топор приобретает облик уже не растения, а живого, иногда определённо антропоморфного существа. Так, на кувшине из «дома фресок» в Кноссе мы видим лабрисы, своими очертаниями отдалённо напоминающие птицу или бабочку, а на другом рисунке на вазе с острова Мохлос он наделен ещё и человеческими руками, простёртыми кверху в характерном благословляющем жесте.

Этот процесс очеловечивания или скорее обожествления двойного топора завершается появлением на некоторых геммах позднеминойского периода вполне человекообразной богини, голову которой заменяет сложная конструкция, состоящая в том числе из лабриса. Однако отсюда ещё не следует, что на Крите лабрис уже изначально представлял собой всего лишь символическую замену или одну из ипостасей верховного женского божества; скорее всего, он воспринимался как самостоятельный сакральный объект".
Tags: Чатал-Хююк, бык, лабрис
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments