Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Как символ Великой Богини стал топором Зевса?

В продолжение записи "Зевс Лабрадейский: у Шпака - магнитофон, у посла - медальон...".

Автор статьи "Как символ Великой Богини стал топором Зевса?" сообщает:

"В табличке ΚΝ Gg 702 с линейным письмом B из Кноссоса можно прочесть da-pu2-ri-to-jo-po-ti-ni-ja. Что соответствует греческому λαβυρίνθοιο πότνια ("госпожа лабиринта"). Не буду углубляться в образ лабиринта как такового, лишь еще раз обращу ваше внимание на то, что символ лабриса переходит к грекам-микенцам как атрибут именно женского верховного божества.



Только спустя почти десять веков двулезвийный топор «прирастает» Зевсу, и на примере этого символа можно наблюдать переход от матриархата к патриархату в религиозной жизни древних греков. Зевс Лабрандей, почитаемый не только в самой Древней, но и в Лидии, Карии, Фригии, и по всей Малой Азии, удивительным образом сохраняет некоторые черты минойской богини.

Особенно этот культ процветал в Карии, в местечке Лабранда, около Миласы (монеты с вооружённым топором Зевсом оттуда – на картинке ниже), где был найден и описан и соответствующий храм.

Интересно, что Плутарх, объясняя причину наличия топора вместо перуна у карийского Зевса, говорит, что Геракл, сразив Ипполиту, захватил среди прочего её вооружения боевой топор, который затем попал в Карию и стал частью статуи Зевса. Напомню, что Ипполита — это та самая королева амазонок, которую Геракл побеждает в ходе 9-го подвига, так что и здесь через амазономахию мы видим мифическое осмысление борьбы мужского и женского пола во времена уже классической античности. Именно с лабрисом чаще всего и изображают Ипполиту в сценах амазономахии.


Амазономахия - мозаика из Антиохии (Дафни), 2-4 век н.э.

А сам Зевс из Лабранды отличается как раз своими хтоническими, женскими чертами. Один из рельефов, найденных в Миласе, изображает безбородого Зевса в странном головном уборе calathos на голове (такие мы видим на женщинах в Микенах), с ожерельем на шее, с двойным топором в одной руке и со скипетром в другой, с четырьмя рядами женских грудей и с ногами, стянутыми сетчатым одеянием. Мягко говоря, необычный вид для сугубо маскулинного божества.

Скриншот 2020-01-04 12-36-28
Зевс Лабрандей в калантосе.

В Аркадии, в Тегее был найден другой рельеф: бородатый Зевс в хитоне и гиматии, с двойным топором в правой руке и с копьем в левой, с ожерельем; из-под хитона видны шесть выпуклостей, напоминающих женскую грудь. Такие же изображения Зевса с бородой и с женской грудью были найдены и во многих других местах, например, в Каппадокии.

mosika_901_00001
Зевс Лабраней из Аркадии.

Помните, кстати, какую богиню греки изображали многогрудой? Правильно, Артемиду Эфесскую, покровительницу амазонок. И именно в её знаменитом святилище в Эфесе в 1993 году археологи также нашли несколько бронзовых лабрисов, что по мнению ряда учёных подтверждает наличие здесь более раннего крито-микенского святилища.

mosika_901_00001
Tags: Зевс, лабрис
Subscribe

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Матриархальный путь становления Героя.

    Я долго уже размышляю о "хтоническом" быкоголовом супруге Великой Матери, и вот вчера, в очередной раз, коснулся этой темы, упомянув…

  • Слёзы матери.

    Женой Гелиоса (отождествляемого с Аполлоном) и матерью Фаэтона была океанида Климена. После трагической гибели своего сына она горько и безутешно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments