Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Как символ Великой Богини стал топором Зевса?

В продолжение записи "Зевс Лабрадейский: у Шпака - магнитофон, у посла - медальон...".

Автор статьи "Как символ Великой Богини стал топором Зевса?" сообщает:

"В табличке ΚΝ Gg 702 с линейным письмом B из Кноссоса можно прочесть da-pu2-ri-to-jo-po-ti-ni-ja. Что соответствует греческому λαβυρίνθοιο πότνια ("госпожа лабиринта"). Не буду углубляться в образ лабиринта как такового, лишь еще раз обращу ваше внимание на то, что символ лабриса переходит к грекам-микенцам как атрибут именно женского верховного божества.



Только спустя почти десять веков двулезвийный топор «прирастает» Зевсу, и на примере этого символа можно наблюдать переход от матриархата к патриархату в религиозной жизни древних греков. Зевс Лабрандей, почитаемый не только в самой Древней, но и в Лидии, Карии, Фригии, и по всей Малой Азии, удивительным образом сохраняет некоторые черты минойской богини.

Особенно этот культ процветал в Карии, в местечке Лабранда, около Миласы (монеты с вооружённым топором Зевсом оттуда – на картинке ниже), где был найден и описан и соответствующий храм.

Интересно, что Плутарх, объясняя причину наличия топора вместо перуна у карийского Зевса, говорит, что Геракл, сразив Ипполиту, захватил среди прочего её вооружения боевой топор, который затем попал в Карию и стал частью статуи Зевса. Напомню, что Ипполита — это та самая королева амазонок, которую Геракл побеждает в ходе 9-го подвига, так что и здесь через амазономахию мы видим мифическое осмысление борьбы мужского и женского пола во времена уже классической античности. Именно с лабрисом чаще всего и изображают Ипполиту в сценах амазономахии.


Амазономахия - мозаика из Антиохии (Дафни), 2-4 век н.э.

А сам Зевс из Лабранды отличается как раз своими хтоническими, женскими чертами. Один из рельефов, найденных в Миласе, изображает безбородого Зевса в странном головном уборе calathos на голове (такие мы видим на женщинах в Микенах), с ожерельем на шее, с двойным топором в одной руке и со скипетром в другой, с четырьмя рядами женских грудей и с ногами, стянутыми сетчатым одеянием. Мягко говоря, необычный вид для сугубо маскулинного божества.

Скриншот 2020-01-04 12-36-28
Зевс Лабрандей в калантосе.

В Аркадии, в Тегее был найден другой рельеф: бородатый Зевс в хитоне и гиматии, с двойным топором в правой руке и с копьем в левой, с ожерельем; из-под хитона видны шесть выпуклостей, напоминающих женскую грудь. Такие же изображения Зевса с бородой и с женской грудью были найдены и во многих других местах, например, в Каппадокии.

mosika_901_00001
Зевс Лабраней из Аркадии.

Помните, кстати, какую богиню греки изображали многогрудой? Правильно, Артемиду Эфесскую, покровительницу амазонок. И именно в её знаменитом святилище в Эфесе в 1993 году археологи также нашли несколько бронзовых лабрисов, что по мнению ряда учёных подтверждает наличие здесь более раннего крито-микенского святилища.

mosika_901_00001
Tags: Зевс, лабрис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments